Газовая война, прибалтийский участок

Газовая война, прибалтийский участок

Конечно, такие выражения как "фронт против России" в свете современных внешнеполитических тенденций российского руководства могут быть расценены как провоцирующие конфликт цивилизаций, но последние новости, касающиеся собственности российской компании ОАО "Газпром" в Прибалтике, иначе как военными сводками об крестовом походе на российские интересы назвать трудно.

25 января Литва направила в Европейскую комиссию жалобу на "Газпром" в связи с "злоупотреблением монопольным положением", так как "Газпром" согласился дать 15-ти процентную скидку на газ для Латвии и Эстонии, если их закупки газа вернутся на докризисный уровень. Литве в таком понижении было отказано под предлогом того, что для этого "нет оснований".

8 февраля Министерство энергетики Литвы в ультимативной форме потребовало у руководства компании Lietuvos dujos, которая, в основном, принадлежит российскому "Газпрому" и E.ON Ruhrgas International, уволить членов правления этой компании Валерия Голубева и Кирилла Селезнева. Требование связано с тем, что, по мнению литовских властей, эти члены правления Lietuvos dujos также являются членами правления "Газпрома", что свидетельствует об очевидном, по мнению министерства, конфликте интересов. В претензиях к литовской компании "Газпрому" также сказано, что Lietuvos dujos, по мнению литовских властей, не вел должным образом переговоры с "Газпромом" о цене на газ, чем нарушил интересы литовских потребителей.

К тому же Министерство энергетики подчеркивает, что в финансовых отчетностях компании нет никакой информации о цене за транзит газа в Калининградскую область. Министерство потребовало огласить эти данные, чтобы выяснить, не перекладывалась ли часть расходов на транзит на литовских потребителей газа, поскольку существуют подозрения, что низкая цена за транзит газа в Калининградскую область вызвана тем, что доля заложена в общую цену на газ для Литвы.

3 марта министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас заявил, что Литва выставила претензии к "Газпрому" о ценообразовании на газ для Литвы. Отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции, он сказал, что, по его мнению, таким образом, был "нарушен договор о приватизации Lietuvos dujos". Он подчеркнул, что власти "собрали доказательства" этих нарушений и эти вопросы должны начать обсуждаться с "Газпромом" с привлечением Брюсселя. Он также призвал "Газпром" рассекретить договор о приватизации Lietuvos dujos. Для установления "нормальной цены" для Литвы Секмокас дал "Газпрому" 60 дней. По его словам, цена на газ для Литвы выше "по политическим мотивам".

Ранее, в прошлом году парламент Литвы принял решение об отделении не позднее марта 2012 года газотранспортной системы страны от компании Lietuvos dujos являющейся не только поставщиком газа, но и управляющим газотранспортной системой Литвы. Премьер-министр России Владимир Путин назвал действия литовских властей по отношению к "Газпрому" "грабежом".

Это уже вчерашние новости. Но есть и новости завтрашние, с восточной окраины Прибалтики, из Эстонии. В проекте коалиционного договора о формировании правительства Эстонии победившими на недавно прошедших выборах "Партией реформ" и "Союзом Союза Отечества и ResPublica" газовой проблематике уделено несколько параграфов. В разделе договора под названием "Государственное строительство" отмечено о необходимости "сотворения конкурентных газовых предложений необходимых для уменьшения зависимости от российского газа и снижения цен на газ для отопления жилья и эстонских предприятий и потребителей".

В разделе о национальной безопасности Эстонии снова возникает газовая тематика. В частности, образующие правительство партии договорились для обеспечения поставок газа и роста конкуренции на газовом рынке создать национальную газовую сеть "через разделение собственности", то есть говоря словами российского премьера осуществить грабеж собственности компании Eesti gaas, которая так же как и Lietuvos dujos принадлежит E.ON Ruhrgas International и российскому "Газпрому". Другой пункт в этом договоре подразумевает строительство в эстонских портах терминалов по приему СПГ (сжиженного природного газа).

Учитывая, что антироссийская истерия и пещерная русофобия является неотъемлемыми частями политических платформ обеих партий, можно ожидать, что именно эту запись в их договоре о создании правительства не представиться возможности вырубить даже топором и "Газпром" в Эстонии ждет та же печальная участь что и Бронзового солдата.

Однако, перед лицом угрозы потери собственности и изгнания с рынка руководство и аналитики "Газпрома" пытаются взывать к голосу разума и совести прибалтийских элит ссылаясь на продолжавшийся почти двадцать лет опыт сотрудничества с прибалтийскими этнократиями, как пример цивилизованного ведения бизнеса обеспечившего благосостояние этих государств.

Впрочем используется и тот аргумент, что Прибалтика является изолированным газовым рынком и собственно по мнению аналитиков "Газпрома" от покупок российского газа прибалтийским государствам некуда деваться и разделение интегрированного поставщика с их точки зрения безумие, так как неизбежно повысит издержки на доставку российского газа потребителям. Это верно. Но, только если не учитывать весь комплекс экономических, инфраструктурных и геополитических аспектов.

На данный момент газовый комплекс Прибалтики и Финляндии действительно представляет из себя полностью замкнутый на поставку российских энергоносителей кластер, совокупно потребляющий около 9% экспорта российского газа в страны ЕС.

После развала СССР Газпромом совместно с E.ON Ruhrgas International во всем регионе был реализована схема поставки газа вертикально интегрированными компаниями. Только в Прибалтике был в полном объеме обеспечен доступ "Газпрома" к продаже газа конечному потребителю - то о чем "Газпром" видит своей стратегической целью на европейском рынке и безуспешно пытается договориться об этом с другими европейским странами. При этом до 2005 года Эстония, Латвия и Литва получали российский газ по льготным ценам и только после вступления в ЕС начался переход к ценообразованию по мировым ценам. Что не вызывало ни малейших возражений со стороны прибалтийских государств так как, даже с переходом к мировым ценам принцип вертикально интегрированных компаний и минимальное плече доставки позволяло продавать российский газ конечным потребителям существенно ниже среднеевропейских цен.

Например в настоящий момент официально Прибалтика действительно получает газ по более высоким ценам, чем страны имеющие оптовую скидку, в частности Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин утверждает, что страны Прибалтики платят за российский газ самые высокие цены в ЕС. В первом квартале прошлого года, согласно отчету "Газпрома", стоимость газа для Прибалтики составляла $318,2 за тысячу кубометров, в четвертом квартале 2009 года - более $280. При этом "Газпром" в четвертом квартале продавал газ в Европу в среднем по $234. Премьер Литвы Андрюс Кубилюс так же утверждал, что "цена природного газа в Литве на $100-150 выше цен на газ в Западной Европе".

Но необходимо учитывать, что вертикально интегрированная схема продажи делала российский газ для конечного покупателя в Литве, Латвии и Эстонии по прежнему дешевле чем для европейцев. По словам члена правления Eesti Gaas Рауля Котова для эстонских потребителей, пользующихся в домашнем хозяйстве газовой плитой, окончательная цена состоит из стоимости газа, платы за сетевую услугу и налога. В Германии, по словам представителя Eesti Gaas аналогичная цена выше на 60%.

Прибалтийский опыт демонстрировался "Газпромом" как пример эффективного взаимодействия в энергетической сфере даже с теми странами, с которыми у России сложились достаточно прохладные политические отношения. Как видим эта схема действительно является экономически взаимовыгодной.

Важно обратить внимание на то, что очевидно признавая этот опыт позитивным Европейская комиссия одновременно с принятием "газовой директивы ЕС" (Директива 2009/73/ЕК), которая определяет, что страны-члены ЕС должны отделить свои газовые сети от производственной деятельности и поставок (чтобы операторы газопроводов не были заинтересованы закрывать доступ к ним для других производителей) приняла и поправки к ней - решение признать энергетический рынок Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии естественным изолированным рынком и позволила этим странам применять нормы директивы в добровольном порядке. То есть общие европейские требования об разделении транспортировки и поставок газа не являются для Литвы, Латвии и Эстонии обязательными. Примечательно и то, что Евросоюз поддерживая интеграцию газового рынка Прибалтики в общеевропейский поначалу отказал в финансировании строительства терминалов СПГ в Прибалтийских портах.

Таким образом, "газовая директива" ЕС действительно осложняла положение "Газпрома" в Западной Европе, но никакой грозы для бизнеса дочек российской компании в Прибалтике не предвещала. Поэтому с первого взгляда парадоксальным выглядит то, что именно Литва и Эстония начали применять нормы "газовой директивы" по доброй воле и в полной мере.

Правительство Литвы уже в июле прошлого года рассмотрело законопроект о разделении национального газового концерна Lietuvos dujos на два предприятия (транспортную и торговую компании) не позднее марта 2012 года. И как мы видим сегодня претендует на полную национализацию Lietuvos dujos.

В Эстонии подобный законопроект стал одной из основных предвыборных тем и запись в коалиционном договоре стала результатом уже принятых решений. Так, правящая Реформистская партия в октябре прошлого года направила для ознакомления своим партнёрам по правящей коалиции и Министерству экономики и коммуникаций, законопроект согласно которому Eesti Gaas должен в течение двух лет продать газопроводы, или государство применит процедуру принудительного отчуждения. Примечательно, что правительство Эстонии, без консультаций с акционерами Eesti Gaas уже провело оценку сетей Eesti Gaas и назвало сумму за которую намеренно выкупить магистральные трубопроводы - 600-700 млн крон (около 40 миллионов евро), хотя как заявил член правления Eesti Gaas Рауль Котов по мнению концерна стоимость магистральных газопроводов Эстонии 4-5 миллиардов крон". Согласно законопроекту если концерн, Eesti Gaas, трубопроводы не продаст в течении двух лет после принятия закона, то они будут отчужденны в принудительном порядке, да еще и с наложением штрафа на предприятие.

Вопрос о национализации магистральных сетей Eesti Gaas в Эстонии был изначально политизирован и стал основным лозунгом правящих партий на выборах в марте 2011 года. "Для Партии Реформ на данный момент важно, чтобы цены на отопление и электроэнергию понизились. Для этого необходимо: первое - отделить газовую сеть... Безусловно, отделение газовой сети - неприятная новость для Газпрома, однако это действие в интересах жителей Эстонии, поэтому оно неизбежно", - заявил председатель экономической комиссии парламента Эстонии Урмас Клаас. "Наша зависимость от одного-единственного поставщика газа "Газпрома" диктует высокие цены на газ. Именно поэтому мы обязаны отделить газовую сеть и создать все условия для конкуренции нескольких поставщиков газа. Только в таком случае цены понизятся", - добавил Урмас Клаас.

Конечно, можно объяснять лишенные прагматичного смысла, причем как мы отметили не только с точки зрения России, но и с точки зрения ЕС, действия прибалтийских политиков экзистенциальной ненавистью к России или же историческими фобиями, но в таком секторе как энергетика не может быть непродуманных и нелогичных действий. И поэтому какими бы невразумительными и хаотичными не казались бы действия Эстонского и Литовского правительств за ними должна быть определенная логика, возможно даже не всегда осознанная исполнителями. Стоит попытаться обнаружить ее.

На поверхности лежит аспект интересов местных элит в доступе к доходам от энергетического сектора, так как вертикально-интегрированная схема продажи российского газа снижает возможность этнократических элит урвать кусок этого пирога. Так как начало "крестового похода" против "Газпрома" в Эстонии совпало с предвыборной компанией, то информация об интересах сторон в этой стране оказалась более публична чем в Литве. Ряд эстонских источников указывает, что за действиями партий стоят конкретные экономические интересы ряда эстонских бизнес-структур.

Источники отмечают, что закон, о разделении Eesti Gaas составленный Партией Реформ аналогичен закону, отделившему основную распределительную электрическую сеть Эстонии от производящего электричество концерна Eesti Energia, и его сочинил бывший министр от этой партии Таави Вескимяги, ныне глава госпредприятия Elering, ставшей оператором выделенной из концерна Eesti Energia основной сети. И именно предприятие Elering называется как наиболее вероятный оператор или собственник отторгнутых от Eesti Gaas трубопроводов.

По наблюдению газеты Äripаev, "газовым вопросом" и энергетикой занята непосредственно партийная верхушка правящих партий, в частности генсек Партии Реформ Кристен Михал. Иными словами, по мнению газеты в этом вопросе усматривается партийный интерес, причем чрезвычайно "денежноемкий", учитывая крутящиеся в энергетике суммы.

То есть, налицо попытка передела собственности и перераспределения бенефиций от услуг на энергетическом рынке Эстонии в пользу эстонской национальной олигархии. То, что подобное перераспределение может привести к росту тарифов на энергию населению не является для эстонской партократии проблемой - "демонополизация" рынка электроэнергии проведенная согласно требованиям ЕС позволила отпустить ранее регулируемые цены "бывшему" монополисту Eesti Energia, что привело к скачку тарифов почти на 20% в первый год и к постоянному росту тарифов в следующем.

Очевидно, что амбиции участия в газовых бенефицях существуют и у литовской элиты, однако местечковая мотивация "отобрать и поделить" не слишком убедительна как в качестве основы логики прибалтийского крестового похода на "Газпром". Подобные интересы, при таких ставках могут только сопутствовать более глубинным целям, находящимся в геополитической плоскости - а главным геополитическим лозунгом современной повестки дня ЕС и США является ослабление энергетических позиций России в странах ЕС и постсоветского пространства. Эта мотивация начинает обнаруживаться при сопоставлении амбициозных планов строительства СПГ терминалов Эстонией и Литвой и модернизации трубопроводной системы Прибалтики осуществляемой при финансировании ЕС с ситуацией сложившейся на газовом рынке, вернее на рынке сжиженного природного газа.

В 2008 году эта ситуация играла в пользу России и Владимир Путин мог даже припугнуть европейцев уходом на альтернативные рынки. "Европа должна решить, нужен трубный газ европейцам из России в тех объемах, которые предлагают, или не нужен. Не нужен - значит, мы не будем строить трубопровод, будем строить заводы по сжижению газа и отправлять на мировые рынки", - заявлял В. Путин после переговоров с премьер-министром Финляндии М. Ванханеном. Но, уже в 2009 году произошел обвал рынка сжиженного газа. Несмотря на неудачную конъюнктуру, избыточные производственные мощности, значительные инвестиции в которые были сделаны еще в докризисные времена сегодня продолжают выходит на газовый на рынок. При этом значительная часть новых объемов СПГ (более 50%) не законтрактована и идет на спотовые рынки, наиболее чувствительные к снижению спроса. Появление этого избыточного предложения на рынке на фоне падающего спроса привело к серьезному снижению цен на сжиженный газ. Таким образом в течении 2009 и 2010 годов российский газ, ценообразование на который ведется по формуле привязанной к цене на нефть и координируется с рыночной ситуацией с опозданием в полгода, стал дороже того что предлагал рынок сотовый СПГ, к тому же и без условия "бери или плати" которое стало в условиях падения потребления энергии ярмом на шее у всех иностранных партнеров "Газпрома".

Аналитики на тему перспективы цен на рынке СПГ достаточно много и не стоит повторять ее в рамках данного текста, однако необходимо договориться что разумной можно считать ту позицию которая утверждает, что пройдя пик падения стоимости цена на этот товар в долгосрочной перспективе установиться на вполне сравнимых с газпромовскими ценах, но будет более гибкой, как по условиям поставок, так и по реакции предложения на общее состояние мировой экономики, что мы наблюдаем сегодня и можем допустить как тренд на среднесрочную перспективу, как минимум.

Именно на этот источник энергии и делают ставки прибалтийские партнеры России и "Газпрома". Так делегация другой эстонской правящей партии "Союза Союза Отечества и ResPublica" на собрании совета коалиции заявила представителям реформистов, что предложенный ими проект национализации газовой сети следует переделать. "Предложенного недостаточно, так как цель IRL - разрушение газовой монополии и достижение более низких цен для потребителей путем конкуренции", - заявил политсекретарь партии Маргус Цахкна. По мнению Цахкна, между Эстонией и Финляндией следует проложить газовую трассу Baltic Connector и поддержать проекты, создающие возможность альтернативных поставок газа потребителям Эстонии, то есть за счет государства поддержать строительство в эстонских портах терминалов по приему сжиженного газа. Эти предложения теперь так же записаны записан в новом коалиционном договоре. Строительство за счет эстонских налогоплательщиков СПГ терминала и газопровода между Эстонией и Финляндией получило отражение в разделе о национальной безопасности.

Кроме государственного проекта и два крупных спонсора правящих партий Эстонии выступили с намерениями построить крупные частные СПГ терминалы. Терминал в порту Мууга планирует фирма LNG Estonia AS, которая принадлежит одному из лидеров Реформистской партии в недавнем прошлом, экс-министру охраны окружающей среды Хейки Краниху и недавно была утверждена детальная планировка этого терминала. Пропускная способность терминала составит до 4 млрд м3 в год. Проект должен быть реализован к 2014 году.

Строительство второго СПГ терминала уже согласовано в порту Палдиски. Компания Balti Gaas уже уже подготовила программу стратегической оценки экологического воздействия проекта на окружающую среду и получила ее принципиальное одобрение. По планам мощность терминала составит от 1,5 млрд до 3 млрд м3 газа в год. Компания Balti Gaas аффелирована с эстонским нефтепродуктовым трейдером Alexela (помимо сети АЗС в Эстонии и Латвии, эта компания владеет тремя нефтяными морскими терминалами - в Силламяэ, Палдиски и Slovaag (Норвегия). С именем этой компании в свою очередь тесно связан представитель эстонских спецслужб, близкий к другой правящей партии "Союз Союза Отечества и ResPublica" Ээрик-Нийлес Кроссь, объявленный Россией в международный розыск как заказчик похищения судна Arctiс Sea. Кстати, именно компания Alexela фигурировала как главный лоббист противодействия Эстонии строительству газопровода "Северный поток".

Есть сведения о намерении постройки СПГ терминала и в Силламяе. Терминалы в этом порту планируют развивать два инвестора: так, один из них - "Силлгас" - яко-бы уже прошел все необходимые согласования. Однако точных данных по этим проектам нет.

Кроме того сам таллинский порт - государственное предприятие утвердил план постройки собственного терминала по приему сжиженного нефтяного газа - LPG. Запланированная мощность терминала на первом этапе составит 300 000 LPG в год, а на втором этапе - до 800 000 тонн в год. Что на втором этапе будет эквивалентно замещению еще до 1,4 млрд м3 российского газа.

В Литве так же приняты решения о постройке терминала СПГ. Однако, в отличии от Эстонии созданием терминала способного принимать до 4 млрд м3 газа в год будет заниматься государственная компания, привлекающая частных инвесторов.

Кроме этих проектов, под открытым давлением государств Прибалтики, а так же видимо поощряя их стремление к выполнению необязательных для них европейских норм, ЕС все же готовит решение о выделении 500 000 000 евро на постройку общего для всех прибалтийских стран и Финляндии терминала СПГ. По некоторым данным этот терминал запланирован в Латвии, с целью подтолкнуть и эту страну к более активным действиям против "Газпрома". Такое обещание по сообщению издания Jamestown Foundation дал президенту Литвы Дале Грибускайте экс-президент Латвии Валдис Затлерс, заверив при этом что участие структур "Газпрома" и "Итеры" в этом проекте исключается. Судя по сумме которая обозначена в виде поддержки Евросоюзом этот терминал так же будет не менее 4 млрд м3.

Таким образом получается, что запланированная совокупная способность приема сжиженного газа портами Прибалтики может в перспективе превысить 15 млрд м3. А между тем сегодня эти страны являются единым, но изолированным от всех, кроме России сегментом газовой структуры и весь рынок Прибалтики потребляет менее трети этого объема. Даже если полностью вытеснить из прибалтийских труб весь газпромовский газ останутся гигантские невостребованные объемы. Но эта гигантомания может вызывать усмешку только если не учитывать масштабное развитие прибалтийской трубопроводной системы проводимое при финансовой поддержке ЕС, которые на первый взгляд носят исключительно локальный характер. Многое становится на места если свести воедино планируемые ЕС новые газопроводы с вышеперечисленными планами по строительству терминалов.

Согласно планам ЕС к 2014 году должен быть построен газопровод Amber PolLit (Литва - Польша), который на территории Польши соединится с польской частью газопровода Ямал-Европа. Планируемая пропускная способность до 5 млрд кубометров газа в год. Несколько позже может быть введен в действие газопровод газопровод Balticconnector, который объединит Эстонию и Финляндию, причем его наземная часть в Эстонии закончится в порту Палдиски. Официально данные газопроводы строятся с следующими целями - Amber PolLit должен поставлять газ в страны Прибалтики с польского СПГ терминала в Свиноустье, в том случае если возникнут перебои с поставками российского газа, но в проекте задействована возможность использования газопровода Ямал-Европа в реверсном режиме. Проект Balticconnector яко-бы должен обеспечивать поставки российского газа в Финляндию с газохранилищ в Латвии. Сейчас Финляндию связывает с Россией наземный трубопровод. Однако его мощность недостаточна для планов по дальнейшей газификации регионов и таких городов, как Турку и Пори. Годовая мощность новой газовой трубы Эстония-Финляндия составит 2 млрд. куб. м. Далее стоит отметить намерение ЕС существенно повысить пропускную способность межгосударственных магистральных трубопроводов между Литвой и Латвией, а так же Латвией и Эстонией. Важно обратить внимание и на инициативу Латвии по развитию сети магистральных трубопроводов до 2020 года. В ней учтены возможности развития природного газохранилища Инчукалнс. с 2,3 млрд. куб. м, до 3,2 миллиардов. В заключении стоит обратить внимание на то, что Литву и Белоруссию уже и сейчас соединяет достаточное количество газопроводов.

То есть можно сделать вывод что правительство Эстонии и Литвы рассчитывают на то, что благородя расширению газотранспортных коммуникаций значительная часть газа с планируемых терминалов СПГ будет экспортироваться - министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Партс в начале апреля этого года прямо заявил: "Правительство хотело бы, чтобы терминал сжиженного природного газа, охватывающий энергетические рынки стран Балтии и Финляндии, появился именно у нас".

Сопоставление этих данных с прогнозом о том, что в ближайшее 6-10 лет США смогут позволить себе не возобновлять закупки сжиженного газа и его цена, даже с учетом технических издержек может быть ниже или сравнима с ценой российского газа по долгосрочным контрактам в Прибалтике можно говорить о возникновении в Прибалтике целостного транспортного хаба по обеспечению части Восточной, Северной и Западной Европы альтернативным российскому газом. Хаб будет представлять из себя комплекс терминалов СПГ в глубоководных, незамерзающих портах Прибалтики, объединенных с латвийским природным газохранилищем и доступом к основным газотранспортным магистральным линиям Польши, Белоруссии и Финляндии.

Данный хаб может обеспечить газоснабжение всех стран Прибалтики, полностью вытеснив с этого рынка поставки от Газпрома, претендовать минимум на 50% газового рынка Финляндии, а используя реверсный доступ к сетям Белтрансгаза начать экспорт газа в Белорусию и через доступ на контролируемой Польшей части газопровода Ямал-Европа к этой магистрали обеспечивать частичную загрузку этого газопровода. При сохранении обозначенной коньюктуры цен на сжиженный газ Прибалтийский газотранспортный хаб, хотя и не сможет избавить полностью ЕС и Восточную Европу от зависимости в российском газн, сможет играть важную роль в демпинге цен на газ и нарушать регулярность использования Газпромом магистралей построенных им в Европе и оторгнутых у него в следствии газовой директивы ЕС. В такой ситуации страны Европы будут иметь дополнительные аргументы в требованиях к переходу Газпрома от долгосрочных контрактов и условия "бери или плати" к спотовому ценообразованию.

Прогноз ситуации

Попытка взять под контроль построенные при участии "Газпрома" магистрали уже вызвала негативную оценку председателя правительства РФ Владимира Путина во время его визита в Германию 26 декабря 2010 года. По его словам механическое применение так называемого "третьего энергопакета" (пакета документов в сфере энергетики) ставит под серьезное сомнение планы по модернизации трубопроводной системы Европы. Такое заявление он сделал сегодня, выступая на экономическом форуме газеты Suddeutsche Zeitung. В.Путин напомнил, что российские и немецкие компании вкладывают серьезные инвестиции в развитие газопроводов, необходимых для транспортировки потребителям российского газа по газопроводу "Северный поток". "Естественно, инвесторы рассчитывали, что получат приоритетное право использования этой инфраструктуры. Это их газ, их инвестиции в трубу", - подчеркнул глава российского правительства. Он добавил, что теперь из-за принятия указанного пакета документов в сфере энергетики инвесторам отказывают в праве пользования своей же инфраструктурой. "Послушайте, компании вложили сотни миллионов долларов в этот проект, а теперь задним числом принимается этот пакет, и им отказывают в использовании собственного имущества", - сказал В.Путин. По его словам, такое поведение противоречит одному из основополагающих принципов мирового законодательства, согласно которому закон не имеет обратной силы.

В качестве еще одного негативного примера премьер-министр РФ привел покупку российскими компаниями части трубопроводных активов в Литве. Теперь, по его словам, власти, ссылаясь на "третий энергопакет", "их оттуда выбрасывают". "Это что за разбой?" - спросил В.Путин, обращаясь к участникам форума. Канцлер Германии Ангела Меркель, в свою очередь, отметила, что в части третьего энергопакета речь идет о перспективе 2013 года. "До тех пор нам нужно найти пути как это будет работать практически. Мы готовы проявить максимальную гибкость и потребуем максимальной гибкости. И с Брюсселем так же об этом поговорим", - сказала она. Меркель также выразила надежду, что цена на газ не будет повышаться. "Мы сделаем все, чтобы газ не дорожал, а, по возможности, дешевел", - сказала она.

Незадолго до визита Путина в Германию появилось сообщение о том что ЕС согласилось обсудить с Россией участь принадлежащих "Газпрому" магистралей. "Будет создана не только рабочая группа по изучению влияния третьего энергопакета, но и рабочая группа по дорожной карте газовых отраслей России и Европы до 2050 года", - сказал заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев, выступая на форуме "Газ России". Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Этингер на конференции "10-летие энергодиалога Россия-ЕС" в Брюсселе так-же сделал заявление, благоприятное России. По его словам, блокировка газового проекта " Южный поток" не в интересах Евросоюза. Впрочем двумя месяцами ранее именно Ангела Меркель выступая на 5-й Рижской конференции по безопасности, заявила, что не хорошо, что у всех трех государств только один поставщик газа. Затем комиссар Европейской комиссии по энергетике Гюнтер Эттингер, заявил то же самое и отметил, что страны Прибалтики платят за российский газ намного больше, чем Германия.

В этом контексте следует учитывать совокупность следующих факторов:

Предисторию Третьего энергопакета, локомотивом принятия которого является не Еврокомиссия, а Европарламент, параноидально настроенный по отношению к России.

Особое политического положения стран Прибалтики в ЕС как яко-бы постоянных жертв России и имеющих политическую индульгенцию на "русофобию" и иммунитет от любых политических претензий России.

Поддержку руссофобской позиции Прибалтики в Европейском парламенте и в США

А так же то, что:

Решение об отчуждении магистральных газопроводов от собственников принимаются, хотя и со ссылкой на директиву ЕС, но на основе суверенного законодательства стран Прибалтики.

Местные элиты отлично понимают финансовые дивиденды от участия в игре против Газпрома, в которой они могут принять участие после отстранения Газпрома от контроля за газопроводами.

Местные элиты понимают перспективу возрастания своего влияния на ЕС в случае если прибалтийским государствам удастся занять позицию целостного транспортного хаба по обеспечению части Восточной, Северной и Западной Европы альтернативным российскому газом.

Совокупность этих факторов позволяет предположить, что прибалтийский вопрос, так же как и вопрос польского участка газопровода Ямал-Европа будут по факту исключены из дискуссии по Третьему энергопакету ЕС.

С учетом же целостной картины тех процессов, которые происходят в Прибалтике и Восточной Европе, предваряя детальный разбор ситуации, можно заявить, что именно эти процессы могут стать ключевыми для нанесения ущерба положению России как энергетической державы и вынужденному отказу от долговременных контрактов на поставку газа и переходу на невыгодное для России спотовое ценообразование, а в дальнейшем и к вынужденному открытию доступа иностранных компаний к природным энергоресурсам России.

Дмитрий Кондрашов,

Главный редактор журнала "Балтийский мир" (ИА REGNUM )

  • Дата публикации: 02.09.2011
  • 174

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться