Пресс-конференция. III Международная специализированная выставка «Атомэкспо-Беларусь-2011»

Пресс-конференция. III Международная специализированная выставка «Атомэкспо-Беларусь-2011»

Стенограмма пресс-конференции, состоявшейся в рамках III Международной специализированной выставки «Атомэкспо-Беларусь-2011» (г. Минск, 2 - 4 марта)

На вопросы журналистов ответили:

Михадюк М. И., заместитель Министра энергетики РБ

Груша Н.М., директор Департамента по ядерной энергетике Министерства энергетики РБ

Кувшинов В. И., генеральный директор государственного научного учреждения «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований – Сосны» НАН Беларуси

Вопрос. Можно ли рассказать о том, что уже сделано на площадке строительства АЭС и что планируется сделать в ближайшем будущем?

Михадюк М.И.: Сегодня мы работаем над подготовительным этапом, который бы обеспечил нам плавный переход к началу строительства атомной электростанции. В настоящий момент к площадке строительства подводятся автомобильная и железная дороги, необходимые для начала строительства, и создается производственная база. В наших планах – продолжить в текущем году подготовительные работы по созданию производственной базы и, после подписания некоторых соглашений, приступить к проектированию.

Вопрос. Известно ли уже, в каком объеме будет выделен российский кредит? Будет ли это кредит и на строительство, и на инфраструктуру? И второй вопрос: будет ли создано совместное предприятие, занимающееся вопросами распределения электроэнергии?

Михадюк М.И.:Что касается кредита, то мы сейчас проводим с Министерством финансов России рабочие консультации, в которых участвует также Росатом. Объем кредита и его направление двусторонне обсуждаются. Белорусская сторона, как мы и договаривались раньше, внесла свои предложения относительно финансирования собственно станции, а также производственной инфраструктуры, необходимой для сооружения АЭС, ведь инфраструктура входит в весь комплекс проектов. Что же касается совместного предприятия, то в ходе консультаций, по инициативе российской стороны относительно создания такого предприятия, мы достигли взаимосогласованного решения, отвечающего интересам как Республики Беларусь, так и российской стороны по совместной организации распределения электроэнергии российского и белорусского происхождения.

Вопрос. Какие проблемы возникали в ходе согласования с российской стороной вопросов, касающихся строительства АЭС, и каким образом удалось достигнуть компромисса?

Михадюк М.И.: Проблем было много, ведь это не рядовая стройка, не рядовой проект. Проблемы касались направлений в области организации строительства, подготовки кадров, заложенных в межправительственных соглашениях, вопросов научного сопровождения, участия белорусского проектно-монтажного и наладочного комплекса, промышленных предприятий, выпускающих продукцию для АЭС, и других вопросов. Все они отражены в межправительственном соглашении; решения по этим вопросам перейдут в контракт на строительство станции.

Вопрос. Впервые атомный проект начали обсуждать до кризиса и говорили, что атомная энергетика – это очень выгодно по сравнению с углеводородной. Кризис прошел, произошли некоторые структурные изменения в мировой экономике. Каковы сейчас тенденции – переход стал более выгодным или менее? По приблизительным оценкам, какой процент работ при строительстве АЭС будут выполнять белорусские подрядчики и субподрядчики?  

Михадюк М.И.: Что касается первой части вопроса, необходимо отметить, что собственными энергоресурсами наша республика в достаточном количестве не обладает. Сегодня в топливном балансе страны порядка 20% собственных энергоресурсов. В нынешних условиях проблема энергетической безопасности остро стоит не только перед нашей страной, но и перед всем мировым сообществом. В странах ЕС недавно были приняты директивы по обеспечению энергетической безопасности. Это одно из главных направлений в общем комплексе безопасности любой страны, поэтому правительство придает этому огромное значение. Мы разработали на предстоящую пятилетку программу развития белорусской энергосистемы, которая направлена, по поручению главы государства, на значительное повышение эффективности энергопроизводства. Мы планируем ввести более 3 000 МВт современных энергетических мощностей и вывести из использования энергетику традиционную, которая создавалась в нашей стране в 60-70-е годы, – это порядка 2 000 МВт менее эффективных мощностей (около 39%). Этой программой также предусмотрено развитие энергетики на местных видах топлива, на возобновляемых и альтернативных видах топлива. Но, вместе с тем, проект строительства АЭС является одним из главных приоритетов повышения энергетической безопасности страны.

Мы сегодня зависим в основном от одного источника топлива – природного газа, и главой государства и правительством поставлена задача снизить уровень потребления газа в топливном балансе. Ввод атомной электростанции в республике поможет значительно снизить темп роста тарифов, потому что производство электричества на АЭС значительно дешевле, чем на станциях со сжиганием органического топлива. АЭС поможет нам заместить в топливном балансе порядка 5 миллиардов кубических метров природного газа. Если сегодня страна потребляет 21-22 миллиарда кубометров, то понятно, насколько мы сможем снизить использование.

Если сегодня на традиционных станциях топливная составляющая сводится к 70%, то на атомных станциях она менее 20% с учетом доставки, хранения топлива, поэтому рост цены на ядерное топливо, на уран будет значительно меньше влиять на рост цен производимой энергии по сравнению с ростом цен на традиционные виды топлива. Поэтому, реализация данного проекта для нашей страны – безальтернативный вариант по повышению энергетической безопасности.

При этом нельзя забывать, что ядерная энергетика – качественно новый виток в развитии любой страны, в том числе и Республики Беларусь. Это и наука, и технологии, и строительство.

Относительно участия в строительстве белорусской стороны… Мы недавно встречались с представителями Российской Федерации и обсуждали вопрос участия белорусских строительно-монтажных предприятий и промышленности в этом проекте. В межправительственном соглашении это зафиксировано так: «с максимальным участием белорусских организаций».

В стоимости станции порядка 55% составляет стоимость оборудования. Основа, конечно, ложится на паровую турбину, «ядерный остров» – то, что не производится в Республике Беларусь. Но мы достигли с российской стороной соглашения о том, чтобы в ближайшее время наши предприятия дали свои предложения российской стороне по поводу того, что производится или может производиться белорусской промышленностью. И что может быть принято, с учетом соответствующих требований, для включения в проект. Относительно строительно-монтажных организаций мы договорились, что это будет максимальное участие белорусской стороны. Те работы, которые республика может выполнять, будут выполняться белорусской стороной. В специфических работах, где мы еще не имеем опыта, мы тоже будем принимать участие, но больше будем учиться у компаний, уже освоивших конкретный вид строительства.  

Вопрос. Будут ли подписаны межправительственные соглашения, как планировалось, 15 марта? Когда будет разработана проектная документация по этапам строительства?

Михадюк М.И.: Что касается межправительственных соглашений, проекты согласованы, сегодня в Российской Федерации и в Республике Беларусь они проходят внутригосударственные процедуры. Если эти процедуры будут завершены к ближайшему заседанию союзного Совмина, то там документы и могут быть подписаны.

Что касается котлована, его рытье относится к подготовительному этапу строительства. Мы договорились с нашими российскими коллегами в ближайшее время преступить к разработке проектной документации в этом плане. Она должна пройти установленную в этом порядке экспертизу, и если все будет сделано, то возможность приступить к сооружению котлована имеется в этом году.

Вопрос. В последние 2 года было очень много споров по поводу ОВОСа, претензии предъявляла литовская сторона. Какова ситуация на данный момент?

Михадюк М.И.: ОВОС у нас разработан в соответствии с международными правилами. Он прошел государственную экспертизу, и мы ответили на все вопросы, поставленные литовской стороной, дважды проводили консультации. Причем консультации проводились не только с Литвой, но и с шестью сопредельными государствами.

Есть определенная категория людей, которые отрицают ядерные проекты как таковые. Эти люди и инициируют подобные вопросы. ОВОС прошел экспертизу в соответствии со всеми замечаниями, которые к нам поступили.

Вопрос. Как решается вопрос с утилизацией отходов?

Михадюк М.И.: Технологии по утилизации ядерных отходов будут заложены в проект, они известны во всем мире. Проект, который мы собираемся реализовывать, соответствует всем требованиям МАГАТЭ по части безопасности и по части обращения с ядерными отходами. Самые современные технологии, которые применяются в этом проекте, будут реализованы.

Вопрос. Появилась информация о том, что создание инфраструктуры будет финансироваться за счет средств «Беларусбанка». Это так?

Михадюк М.И.: Предусмотрен определенный объем средств на продолжение создания инфраструктуры в этом году. Механизм выделения средств прописан в указе президента. В конечном итоге, это бюджетные средства. Мы рассчитываем, что на финансирование пойдет и часть кредита, вопрос о котором мы сегодня решаем в рабочем порядке с Российской Федерацией.

Вопрос. Возможно ли привлечение литовских специалистов на строительство станции?

Михадюк М.И.: В ближайшее время мы приступим к формированию управления строительством АЭС. Хороших, знающих специалистов мы в установленном порядке приглашаем на работу. Но есть условия, на основании которых специалисты могут приехать в Республику Беларусь работать – эти условия определены нашим законодательством.

Вопрос. Как ведется подготовка будущих работников станции?

Груша Н.М.:Начиная с 2008 года, четыре ВУЗа занимаются подготовкой специалистов. Группы уже набраны, порядка 120 человек проходят обучение. Однако есть проблема подготовки и преподавательского состава, ведь такое количество специалистов по разным направлениям надо учить. Такой процесс у нас предусмотрен программой подготовки специалистов. Привлекаются специалисты, которые участвовали в предыдущих работах по развитию ядерной энергетики в Беларуси.

Ведущим институтом является, естественно, институт энергетических и ядерных исследований – Сосны. В рамках этого института создана специальная база подготовки. В рамках технической помощи сотрудничаем с МАГАТЭ, уже один цикл завершен, сейчас обсуждается вопрос подготовки наших специалистов в рамках различных курсов МАГАТЭ. Этот вопрос успешно продвигается. Еще есть договоренность с корпорацией «Росатом» о том, что наши специалисты будут проходить стажировки в ядерных центрах Российской Федерации. Это что касается непосредственно эксплуатационного персонала.

Кувшинов В. И.:Тема подготовки кадров так же важна, как и выбор правильных технологий. Наш институт имеет специальный раздел подготовки кадров высшей категории. Существует заказ на создание учебного центра, который будет оснащен суперкомпьютерами. Там также будет российский тренажер для физической подготовки, площадка для подготовки специализированных лабораторных работ. У нас есть своя программа стажировки специалистов в западных центрах.

Вопрос. Через 5 лет в Европейском регионе значительно изменится конфигурация генерирующих мощностей. Ведутся ли бизнес-расчеты хотя бы с пятилетней перспективой?

Михадюк М.И.: Строительство белорусской АЭС позволит снизить стоимость производимой в республике электроэнергии, а следовательно, сдержать рост тарифов или даже понизить действующие тарифы. Поэтому мы рассматриваем белорусскую АЭС в первую очередь для работы на белорусскую экономику. Я говорил о государственной программе, которую мы разработали до 2015 года. В этой программе мы рассмотрели баланс генерирующих мощностей до 2020 года и далее. Мощности, которые мы создаем сегодня, – это, в основном, замена старых мощностей, которые менее эффективны. Нам необходимо добиться большей эффективности за счет снижения потребления топливных ресурсов, снижения потерь в сетях. Вот основная задача развития энергетики на ближайшую пятилетку. В балансе мы все учли. Мы предусматриваем холодный и горячий резервы на случаи отключения.

Мы рассматриваем возможность экспорта электроэнергии, в том числе в направлении Польши и других стран. На экспорт можно продать только конкурентоспособный товар. Поэтому наша задача, чтобы пробиться на рынок экспорта, – снизить затраты при производстве электроэнергии, в том числе и топливные затраты. Это положительно отразиться и на стоимости производства отечественной промышленной продукции. Над этой целью мы работаем.

Вообще же, сегодня специалисты из других стран дают высокую оценку работы белорусской энергосистемы в целом по повышению эффективности и снижению затрат, и особенно по вовлечению в топливный баланс местных видов топлива и возобновляемой энергетики.

Вопрос. В достаточной ли мере будет обеспечена АЭС урановым топливом? Есть ли уже контракты на поставки топлива?

Михадюк М.И.: Контрактов нет, потому что нет станции. Однако в межправительственном соглашении указано, что российская сторона берет на себя долгосрочные поставки урана – на период всего срока работы станции. Но это не исключает возможность поиска альтернативных поставок топлива.


  • Дата публикации: 17.03.2011
  • 224

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться