Рынок энергоносителей: газовая тяга и реальность

Рынок энергоносителей: газовая тяга и реальность

То, что состояние мирового рынка энергоносителей доставляет импортерам  неудобства – это очевидно. Поэтому недавно появившееся в СМИ сообщение о начале эксплуатации терминала сжиженного газа (ТСГ) в литовском порту Клайпеды вызвало интерес не только у экспертов газового рынка. В региональном событии местного масштаба наглядно проявились жесткие противоречия геополитических решений с экономической целесообразностью.

Когда на верфи Южной Кореи гигантский корабль только закладывали, никто не сомневался, что он будет построен. Но по сей день не утратили актуальность другие вопросы. Например, снизит ли таким образом Литва свою зависимость от «Газпрома»? Или, скажем, кто будет покупать ее продукцию? Ответы здесь не столь однозначны, как кажется. Желание Вильнюса отказаться от российского топлива в целом соответствует риторике Евросоюза, проводимой последние годы. Но станет ли сжиженный газ альтернативой российскому и будет ли он дешевле энергоресурсов, поставляемых «Газпромом»?

Прежде всего, для достижения независимости от «Газпрома» Литве необходимо найти поставщиков энергоресурсов, способных в полной мере удовлетворить потребности балтийской страны в «голубом топливе». В августе государственное литовское предприятие Litgas подписало пятилетний контракт с норвежской Statoil на поставку 540 млн кубометров сжиженного газа. Но для обеспечения энергетической безопасности Вильнюсу требуется 3 млрд кубометров. «Заполнить» оставшиеся мощности терминала литовцы планируют за счёт топлива из Катара и США, но каких-либо договорённостей с этими поставщиками пока нет. При этом дальность поставок не совсем удачно вписывается в рамки экономической целесообразности.

Президент Литвы Д. Грибаускайте по этому поводу высказалась так: «Я надеюсь, что, может быть не сразу, но особенно когда через 2-3 года американский сланцевый газ появится в Европе, мы будем очень довольны тем, что Литва первая из стран Балтии и в регионе построила СПГ терминал». 

Правда, можно быть уверенным, что при всем оптимизме, вряд ли американцы захотят сильно сбить цены на газ и потерять прибыль. Как показывает анализ международной аудиторской компании Ernst&Young, после 2018 г. мировой спрос на сжиженный природный газ начнет превышать предложение, и возможно появятся новые мощности по сжижению газа, но утверждать, что это снизит цену, все равно не стоит.

Литовские политики утверждают, что терминал укрепит энергетическую независимость страны. Однако пока реальность лишь относительно благоприятная: терминал запущен, но далеко не факт, что он будет рентабельным.Политики умалчивают, о стоимости сделанной ставки.  

К числу основных производителей сжиженного газа в мире кроме упомянутых США, относятся такие государства как Катар, Малайзия, Индонезия, Австралия, Алжир, Тринидад и Тобаго. По отношению к Европе как говорится, не ближний свет. Логистика такого газа и последующие технологические процессы чрезвычайно затратные и по силам главным образом развитым экономикам. Поэтому основными потребителями сжиженного газа являются Япония, Южная Корея, Франция и США. Из этого следует, что успех проекта будет зависеть от многих факторов.

Например, известно, что международный рынок СПГ менее предсказуем, чем рынок обычного природного газа. Все мы хотим получить более дешевый продукт, но таковым он станет лишь в том случае, если предложение превысит спрос, а этого, судя по исследованиям Ernst&Young,  не ожидается.

Вывод прост – литовский СПГ терминал будет вынужден экспортировать свою продукцию, иначе он столкнется с проблемой экономического выживания. И хотя считается, что в первую очередь он будет работать на внутреннем рынке, мысль об экспорте становится все более осязаемой. Только вопрос – куда и как экспортировать, ведь для этого нужна соответствующая трубопроводная инфраструктура?

Теоретически литовский терминал мог бы стать региональным. Однако, премьер-министр Латвии Л. Страуюма в ходе своего визита в Литву не смогла сказать, будет ли ее страна покупать литовский газ, даже если он будет дешевле газпромовского. А Эстония и Финляндия уже подписали протокол о намерениях, предусматривающий строительство между двумя странами газопровода «Balticconnector» и двух СПГ терминалов.

Так снизят ли наши соседи энергозависимость от «Газпрома»? По мнению представителя Конфедерации промышленников Литвы В. Янкаускаса, «по определенному объему газа нужно подписать долгосрочный контракт на 5-10 лет». Если это случится, Литва получит скидку, но куда девать такой же по цене или даже более дорогой газ из терминала?  При этом Россия сама намерена в течение ближайшего десятилетия увеличить объемы производства сжиженного природного газа в 5-6 раз. Из этого следует, что сжатого, но свободного газа у России останется больше, что вновь «разогреет»  европейский топливный рынок, но уже в секторе сжиженного газа.

В российской печати уже появлялись  публикации о необходимости создания своей газовой биржи. Идея якобы получила одобрение в деловых и властных кругах, хотя стратегическая цель такого замысла очевидна. Если принять к сведению, что Россия активно выходит на просторы Азиатско-Тихоокеанского региона, наиболее выгодного в газовой сфере, открытие такой биржи позволит увести из-под «власти» доллара огромную часть мирового газового рынка, создав там выгодные для себя условия.

Судя по всему, «голубое топливо» давно вышло за рамки экономической целесообразности, все больше подчиняясь геополитике.

                    

                   Цены на российский газ в 2014 году

                         (долларов за 1 тыс.кубометров)

Македония

  564

Польша

  526

Босния и Герцеговина

  515

Чехия

  503

Болгария

  501

Дания

  495

Греция

  486

Австрия

  390

Украина

  385

Армения

  189

Беларусь

 163 – 165

 

 

 

www.energobelarus.by

По материалам интернет-источников

 

  • Дата публикации: 14.11.2014
  • 514

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться