Украина уходит на Запад

Украина уходит на Запад

Первые симптомы похолодания в российско-украинских отношениях были отмечены в середине 2010 года. После триумфальных соглашений по газу и флотуУкраинастала медлить с реализацией совместных проектов экономического сотрудничества. Однако Знаковым событием, которое продемонстрировало истинные цели украинских властей во внешнеполитической сфере, стало принятие в середине 2010 года закона «Об основах внутренней и внешней политики». В этом законе помимо внеблокового статуса, на чем акцентировали внимание многие политики и эксперты, был зафиксирован приоритет европейского вектора украинской политики. Интеграция в Европу была провозглашена ключевой задачей. Для этого предполагалось перевести функционирование украинской экономики и общественной жизни на стандарты и законодательство европейских стран по широкому кругу вопросов. О российском направлении в законе даже не говорится.

Дальнейший разворот в сторону европейских стран сопровождался риторикой Киева о необходимости развития отношений с Россией. Заявления носили декларативный характер и не подкреплялись реальным наполнением, а о «Большом договоре» в Украине вообще предпочитали не вспоминать, хотя этот документ определял стратегический характер отношений между Россией и Украиной.

На этом фоне демонстративно конфликтными выглядели попытки Украины пересмотреть газовые соглашения, подписанные в январе 2009 года. Акцент Киева на газовом вопросе обострил отношения между странами и подменил собой комплекс двусторонних отношений.

В России политика Виктора Януковича вызвала разочарование. Появившиеся впервые за почти 20-летнюю историю независимого существования Украины надежды наладить конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество с Киевом не оправдались. Российские предложения о вхождении в Таможенный союз, создании газотранспортного консорциума, налаживании тесного экономического взаимодействия были отвергнуты украинскими властями, заявившими о неизменности курса Украины на интеграцию в ЕС.

Европейский вектор

В политике Виктора Януковича в отношении России нет ничего удивительного. На протяжении почти 20 лет независимости о приоритетности европейского выбора говорили все украинские президенты. Например, можно вспомнить ежегодный доклад Леонида Кучмы для Верховной Рады 1996 года, в котором говорилось, что «интеграция в Европу – наш сознательный и стратегический выбор».

Отдельные периоды усиления российского влияния были непродолжительными и не отличались геополитическими победами. Как правило, после разворота в сторону Москвы Киев отыгрывал назад, продолжая политику расширения сотрудничества с европейскими странами.

В Киеве надеются, что предстоящий в декабре саммит ЕС–Украина даст новый импульс движению Украины в европейском направлении. Конкретное наполнение сотрудничества с Брюсселем должно быть закреплено в соглашениях об ассоциированном членстве и зоне свободной торговле между Украиной и ЕС.

Аргументы Киева

Следует отметить, что аргументы, приводимые украинскими властями в поддержку интеграции в ЕС, страдают отсутствием конкретики и расчетов внешнеполитических и экономических последствий для Украины от создания зоны свободной торговли и соглашения об ассоциации. Несмотря на это, на Украине считают, что подписание данных документов закрепит в Украиной статус европейского государства и наметит перспективы дальнейшего сотрудничества с ЕС. В этом контексте в Киеве ожидают, что после подписания соглашения об ассоциации ЕС пересмотрит свою политику в отношении Украины прежде всего в вопросах демократии и прав человека и будет содействовать Украине в подготовке к вступлению в ЕС. Через сближение с ЕС в Украине рассчитывают уменьшить российское влияние и усилить свои переговорные позиции по газу, газотранспортной системе, Керченскому проливу.

Среди украинских политиков и экспертного сообщества, доказывающих выгодность европейского курса, распространено убеждение, что европейские страны, подписав соглашение, будут заинтересованы в развитии украинской промышленности, особенно ее технологических производств. Данный тезис опровергается участием Украины в ВТО. Членство в этой организации не привело к росту иностранных инвестиций и решению проблем, с которыми сталкивается украинская экономика. Так, несмотря на усилия Киева привлечь в свою экономику инвестиции европейских стран, на украинской территории не было реализовано крупных инвестиционных проектов.

 

Интересы ЕС в Украине

Политика ЕС в отношении Украины базируется на долгосрочных интересах, которые учитывают весь комплекс проблем с Киевом. Через подписание соглашений о зоне свободной торговли и ассоциации Брюссель стремится юридически закрепить свое влияние на внешнюю и внутреннюю политику Украины.

Ключевым вопросом для ЕС выступает расширение доступа к украинскому рынку, что должно смягчить экономические проблемы европейских стран. Реализация подобного сценария приведет к тому, что экономический потенциал украинской промышленности будет значительно снижен. Прежде всего в тех секторах экономики, которые выступают конкурентами европейской промышленности.

Для продвижения своих интересов европейские страны используют риторику о правах человека, демократии и необходимости развития свободной торговли. Наглядным примером подобного давления на украинское руководство стало «дело Тимошенко», которому в Евросоюзе отводят особую роль. Нельзя исключать, что в дальнейшем формулировки в заявлениях и решениях ЕС станут более жесткими.

В реализации своей политики ЕС учитывает заинтересованность Украины получить внешнеполитическую поддержку. Европейские страны готовы оказать ее Киеву, но в обмен требуют значительные экономические уступки, в том числе и на переговорах о создании зоны свободной торговли.

Европейские страны последовательно усиливают свое давление на украинские власти, стремясь ни при каких условиях не допустить разворота Киева в сторону Москвы. Соглашение о создании зоны свободной торговли с Украиной рассматривается ЕС как важный рубеж, после которого российско-украинские отношения будут значительно ослаблены. Ценность Украины для ЕС определяется ролью противовеса российской политики на постсоветском пространстве.

Вызовы для российской политики

В своем движении в ЕС Украина не принимает во внимание интересы России, которая многократно и на разных уровнях пыталась донести до украинского руководства заинтересованность в развитии экономического сотрудничества и одновременно обеспокоенность внешнеполитическим курсом, нацеленным на интеграцию в ЕС. Однако посылаемые Москвой сигналы были проигнорированы.

Декабрьский саммит ЕС–Украина может стать поворотным в отношениях России и Украины. В случае подписания соглашений о зоне свободной торговле и ассоциации следует ожидать изменения позиции Киева по многим вопросам российско-украинских отношений, которые могут вернуться во времена Виктора Ющенко. Впрочем, независимо от принятых на саммите ЕС–Украина решений Украина продолжит движение в сторону ЕС, который безосновательно рассматривается Киевом в качестве стратегического партнера.

Перспектива дальнейшего ослабления российско-украинских отношений и усиления позиций ЕС не устраивает Россию. Однако помешать развитию сотрудничества Украины с ЕС Россия не может, поскольку не располагает для этого рычагами. Экономические и газовые доводы показали свою неэффективность в решении политических вопросов. В результате в политическом плане Киев все дальше отдаляется от России, которая вынуждена наблюдать за стремительным развитием отношений Украины с ЕС, заинтересованным добиться снижения российского влияния на постсоветском пространстве.

Оглашение приговора Тимошенко может привести к временному охлаждению отношений Брюсселя и Киева, но вряд ли европейцы откажутся от прежнего курса в отношении Украины.

Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем

 

Источник: «Независимая газета» (Россия)

  • Дата публикации: 17.10.2011
  • 225

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться