«Энергетический» мусор Уганды

«Энергетический» мусор Уганды

Благодаря печи для обжига, мусор в Уганде теперь не загрязняет окружающую среду, а превращается в топливо, подходящее для бензиновых двигателей.

Фреду Кьягулануи и Джеймсу Сендикванава нередко приходилось вставать еще до рассвета, чтобы отвезти мешки с мусором на окраину столицы Уганды, Кампалы. Опасаясь привлечь внимание соседей, они оставляли мусор у дороги или бросали в канавы.

«Сначала мы ждали, пока накопится несколько мешков, а потом только совершали такие вылазки, – рассказал Кьягулануи. – Нам было очень стыдно, даже если никто не видел, что мы делаем».

В Уганде, где отсутствует отлаженная система сбора и утилизации мусора, подобные действия – не редкость. Впрочем, теперь Кьягулануи и Сендикаве не приходится больше совершать «диверсии», они нашли способ превращать мусор в то, что сами называют «неископаемое топливо». На его создание идут пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты и органический мусор.

На разработку подобной технологии жителей городка Ндеге, расположенного в 17 км от столицы, «вдохновили» кучи мусора, который им приходилось каждый день видеть на дорогах.

«Мы решили найти способ избавиться от мусора, – вспоминает Кьягулануи. – Тогда мы и начали исследования, целью которых была технология, способная решить проблему».

Оба изобретателя не закончили школу – их исключили незадолго до выпускных экзаменов, но Фреда всегда интересовала химия. Он решил, что способен спасти Уганду от гор мусора, ежедневно появляющихся в столице и маленьких городках по всей стране.

Результатом их совместных трудов стала «фабрика», которая, впрочем, представляет собой довольно шаткую постройку: стальная крыша на деревянных столбах. Здесь они с помощью печей для обжига превращают мусор в топливо.

Изобретатели уже стали героями для водителей бода-бода (местное такси на мотороллерах), которые покупают у них топливо по цене 1 долл. за литр – бензин на заправках стоит в 2 раза дороже. Среди клиентов также местные водители и даже владелец видеосалона.

«Мы делаем 3 вида топлива, – поясняет Кьягулануи. – «Супер», «Премиум» и «Чистое». Так они называются на нашем фабричном сленге. А если проще, то это бензин. Но наше топливо все-таки отличается от стандартного бензина, поэтому и нужны другие названия. Мы используем разные виды отходов: растительный мусор, пластиковые бутылки, подошвы от ботинок, органический мусор. Из всего этого получается топливо, заменяющее бензин».

Сендикванава добавляет, что изначально они пытались сделать из мусора удобрение для почвы, чтобы продавать местным фермерам, но спроса не было. В этот же период резко поднялись цены на бензин, и они поняли, что смогут озолотиться, если создадут топливо, подходящее для бензиновых двигателей.

Биодизель Кьягулануи изучил во время своего четырехлетнего проживания в Германии, в Уганду он вернулся с соответствующей литературой, которая и помогла Сендикванаве, «творческому лидеру» дуэта, разработать новую технологию.

Изобретатели высушивают и сортируют мусор, потом разогревают его в печи, чтобы получить сырую нефть. Далее добавляется катализатор, с помощью которого создается топливо. Этот процесс известен как пиролиз, его суть – в нагревании объекта без доступа кислорода. Пиролиз лежит в основе многих технологий, разрабатываемых по всему миру, целью которых является получение топлива из растений или мусора.

Изобретатели признают, что без неудач не обошлось, но они продолжали экспериментировать и в начале 2009 года добились успеха. Теперь они могут перерабатывать до 2 тонн мусора в день. Они основали компанию Lat Photo Energy Uganda Limited и надеются, что в дальнейшем производство расширится, ведь недостатка сырья для их топлива не предвидится.

Кампала буквально тонет в грудах мусора. По оценкам городских властей, в год каждый житель столицы «производит» около 0,2 тонн мусора. Майкл Мудануе, главный инженер Кампалы, отмечает, что в день на улицах города появляется 1 500 тонн мусора, треть которого остается гнить на месте или попадает в канализацию и водные каналы, доплывая порой до озера Виктория.

«На данном этапе мы можем производить лишь 100 литров топлива в день, – констатирует Кьягулануи. – Мы надеемся увеличить производство, если найдем партнеров, которые помогут нам улучшить наши печи. Проблема в том, что многие все еще сомневаются, работает ли наше топливо. Поэтому мы хотим показать всем, что мы способны производить достаточно топлива для заправки городских машин и при этом очистить Кампалу от мусора».

Министр энергетики Уганды, Саймон Духанга, не отрицает, что из мусора можно получить топливо. Но при этом он советует Кьягулануи и Сендикванаве «не тратить время даром, ведь это все равно слишком дорогой и невыгодный процесс».

Однако самим своим существованием Lat Photo Energy Uganda показывает, что он не совсем прав. Бизнес это весьма скромный, но все же стабильный.

Радж Каакито, один из водителей бода-бода, утверждает, что изначально он опасался, что новое топливо не будет работать. «Однажды у меня осталось совсем мало денег, а топливо заканчивалось, – рассказывает он. – Тогда я рискнул, купил их топливо и смешал с бензином, который оставался у меня в баке. Результат меня поразил – все работало».

Джимми Лутакоме, сосед изобретателей, подтверждает, что топливо работает и в бензиновых генераторах. «Оно работает дольше, если смешать его с бензином с заправки. Теперь в день я экономлю около 2 000 шиллингов (примерно 90 центов)».

Планы изобретателей масштабней, чем обеспечение дешевым топливом друзей и соседей. «Мы всегда считали, что можем внести свой вклад в мировой поиск экологически чистого топлива. Теперь, думаю, мы преуспели в этом, – заявил Сендикванава. – Нам осталось лишь улучшить наши печи и дистиляционные аппараты, чтобы очистить город от отходов».

Wambi Michael, The Guardian, перевод  Влада  Соболева

http://www.guardian.co.uk/world/2010/nov/30/uganda-fuel-from-waste-michael

 

 

  • Дата публикации: 31.01.2011
  • 627

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться