Любая компания станет энергетической

Любая компания станет энергетической

Любая компания на сегодняшний день является энергетической или скоро станет таковой. И речь не идет о торговле или производстве: скорее, об организованном потреблении. Примерно через 10 лет отдел энергетики и энергоэффективности станет таким же привычным, как отдел кадров. Без него компании будут попросту разоряться.

Расходы на энергию составляют значительную долю всех расходов компании, доходя до 15-20%. В то же время, многие фирмы имеют довольно поверхностное представление о том, на что тратят деньги и как уменьшить выплаты. Сравнить эту ситуацию можно с походом в магазин: вы оплачиваете тележку, полную товаров, не имея понятия о том, что в ней находится и сколько стоит каждый отдельный продукт. Такой подход попросту не рационален, особенно сейчас, когда цены на отдельные товары и услуги могут значительно увеличиться.

Нет причин выжидать годы, прежде чем заняться вопросами энергоэффективности внутри своей компании. Чем быстрее отдельные предприятия начнут разбираться в источниках получаемой энергии и даже находить способы производить ее самостоятельно, тем лучше. Среди преимуществ грамотного подхода к энергетике внутри компании можно выделить значительную экономию, контроль за потреблением, энергетическую самостоятельность, экономическое преимущество перед конкурентами, позитивное влияние на репутацию и др.

Начальный этап: энергетическая стратегия

У каждой компании есть ряд стратегий: стратегия бизнеса, стратегия риска, рыночная стратегия и т.д. Однако у многих предприятий до сих пор нет энергетической стратегии, не говоря уже о стратегиях по более эффективному использованию земельных, водных и иных ресурсов.

При этом сама идея корпоративной энергетической стратегии не нова. Инновационным является разве что включение в нее самого представления о том, что любая компания может производить энергию для собственных нужд. Производство может вестись за счет установки солнечных панелей на крыше, ветряных турбин на территории предприятия, и иными способами. Результат будет не только финансовым – упомянутые методы содействуют сохранению экологического баланса. Впрочем, именно экономическая выгода от активного производства энергии способна стать решающим фактором для руководства компании.

Энергетическая стратегия должна включать в себя разработку методов, призванных принести реальную выгоду компании и расширить ее возможности, а не ограничиваться пассивной экономией. Решение состоит не только в сбережении посредством отказа или ограничения, часто речь идет о довольно жестком изменении принципов работы компании. При этом адекватное распоряжение имеющимися ресурсами может самым лучшим образом повлиять на долгосрочное развитие фирмы.

Возможности для построения удачной энергетической стратегии неограниченны. Проектирование зданий, процесс строительства, освещение, использование воды, система лифтов, охлаждающие системы, отопление – вот лишь несколько элементов, входящих в данную стратегию.

Отказ от нефти еще далеко

Конечно, экономия и стабильность – уже достойные стимулы для разработки собственной энергетической стратегии, но ими дело не ограничивается. В последнее время все более актуальными становятся такие факторы, как подорожание энергии и перебои с ее поставками, связанные с увеличением цены традиционных энергоносителей.

Проблемы с подачей энергии могут быть вызваны разными причинами: от изменения инфраструктуры до медленного освоения альтернативных источников энергии. Нельзя забывать и о том, что население планеты стабильно увеличивается, в течение следующих трех десятилетий оно достигнет девяти миллиардов. Как следствие, возрастет и потребление энергии.

На сегодняшний день полтора миллиарда человек лишены доступа к электричеству, для такого же количества доступ ограничен. По мере улучшения уровня жизни эти люди начнут использовать все больше электроэнергии. Так что несмотря на то, что в ближайшие годы дефицита энергоносителей не предвидится, спрос все равно растет слишком быстро, тогда как ситуация усложняется геополитическими конфликтами.

Поэтому правительствам и бизнесу необходимо как можно скорее найти своеобразный мост, который свяжет устаревшую энергетику, базирующуюся на ископаемых видах топлива, с новой альтернативной энергетикой. Решение этой задачи может потребовать усилий не одного поколения.

Преимущество эффективности

Радикальные политические изменения, связанные с энергетикой, в ближайшее время не планируются, равно как и резкий прорыв в сфере альтернативных технологий. Следовательно, разумнее всего будет как можно эффективнее использовать энергию, которая у нас уже есть. Это особенно важно для крупных компаний.

Чем больше компания, тем больше эффект от ее действий. Новые проекты строительства, экономия электричества и тепла, контроль над выполнением предписаний – за счет этого корпорации обеспечат и дополнительный доход, и снижение влияния на окружающую среду.

К тому же, при адаптации и использовании энергетической стратегии в компании появятся новые рабочие места. Во многих странах это автоматически подразумевает ряд льгот и преимуществ, направленных на развитие потенциала альтернативных источников энергии.

Меньше – лучше

Мировые экономики сейчас в шаге от принятия нового принципа энергоэффективной работы, обеспечивающего рабочие места, прибыль и экологическую безопасность. Частные лица и компании все больше внимания уделяют тому, какое влияние они оказывают на энергетический баланс планеты. Осознанный подход к расходу энергии распространяется, причем его основой является не стремление к добродетели, а вполне прагматичные экономические факторы.

Таким образом, правительство и бизнес должны отреагировать на изменение мировоззрения, обеспечив возможности контроля потребления энергии. Компаниям пора осознать, что помимо той сферы, где сосредоточена их основная деятельность, у них есть потенциал и в энергетике – они могут сами обеспечивать себя энергией. На государственном уровне нужно лишь организовать законодательную поддержку этого самообеспечения. Ключ к успеху кроется в творческом инновационном подходе, и выиграет та компания, которая раньше других займется данным вопросом.

 

Nick Mainи Joseph Stanislaw, по материалам журнала Forbes

Перевод – Влада Соболева

  • Дата публикации: 21.03.2011
  • 538

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться