Новые подходы к сбору твердых бытовых отходов – альтернативного источника тепловой и электрической энергии

Новые подходы к сбору твердых бытовых отходов – альтернативного источника тепловой и электрической энергии
Проблемы и прогрессивные решения по использованию альтернативных видов топлива в в строительном комплексе Республики Беларусь были сфокусированы на VII научно-технической конференции, которая на днях состоялась в г. Минске. И это не случайно, потому что ее организаторы – Министерство архитектуры и строительства, РУП «СтройМедиаПрект», редакция журнала «Архитектура и Строительство» и государственное предприятие «Институт НИИСМ» привлекли к конструктивному разговору ведущих специалистов-практиков и ученых в сфере энергоэффективности в стройкомплексе.

Наш интернет-портал начинает представлять материалы участников конференции о новых решениях и опыте использования альтернативных видов топлива в строительном комплексе.

Ведущий конференции – А.В.Вавилов, доктор технических наук, профессор, иностранный член Российской академии архитектуры и строительных наук, заведующий кафедрой «Строительные и дорожные машины» БНТУ, преедставил доклад «Новые подходы к сбору твердых бытовых отходов», с которым выступил соавтор данного исследования, заместитель директора 000 «КВ-партнер» В.В. Круподеров.

Одним из альтернативных видов топлива в строительном комплексе Беларуси могут стать твердые бытовые отходы (ТБО). Чтобы получение энергии из ТБО было конкурентоспособно по сравнению с традиционными источниками энергии, необходимо существенно снизить себестоимость их сбора. В этом направлении, а именно в направлении оптимизации сбора и транспортировки ТБО посредством использования автомобилей с системой «мультилифт», успешно работает предприятие «КВ-партнер».

Использование автомобилей, оборудованных механизмом погрузочно-разгрузочным МПР (системой «мультилифт») в процессе сбора и транспортировки твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, призвано решить многие проблемы.

В первую очередь, автомобиль с МПР позволяет снизить количество выездов мусоровоза к местам утилизации ТБО, а значит, сократить транспортные расходы. Оптимизация транспортного маршрута мусоровоза достигается за счет внедрения двухэтапной схемы вывоза ТБО. Суть ее заключается в том, что малогабаритные мусоровозы направляются для доставки груза на промежуточное звено в пункт перегрузки, на котором происходит накопление и прессование коммунальных отходов. Рассмотрим преимущества данной схемы на следующих, примерах.

Организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов в условиях городской застройки


Постоянный рост объемов бытовых отходов сказывается на скорости заполнения мусороуборочных контейнеров. Вариантом решения проблемы переполненности контейнеров на площадках для сбора ТБО может стать замена целой группы маленьких контейнеров объемом 0,75 м3 одним большим. Контейнер объемом 9 м3, имеющий шесть погрузочных люков с крышками, обслуживается автомобилем с МПР-4 грузоподъемностью 5 т.

Мусоровоз, оборудованный МПР-4, работает по следующей схеме: порожний контейнер выгружает на площадку, а наполненный - затаскивает на шасси. Процесс загрузки происходит таким образом: автомобиль без помощи сторонней грузоподъемной техники отрывает контейнер от земли, захватывая крюковым механизмом за его «стыковочное ухо» и подкатывает на роликах к шасси, а затем затаскивает на стационарную раму, смонтированную на колесной базе автомобиля. Всем процессом, включающим транспортировку, погрузку и выгрузку контейнера, управляет водитель непосредственно из кабины транспортного средства (при наличии у него удостоверения оператора крано-манипуляторной установки). Время, затрачиваемое на операцию по погрузке/выгрузке бункера, составляет около 200 сек.

С загруженным контейнером мусоровоз следует к пункту перегрузки. Работая в режиме самосвала, автомобиль с МПР-4 выгружает ТБО из привезенного контейнера в контейнер-накопитель объемом 30-35 м3. С порожним контейнером мусоровоз следует к следующей площадке для сбора мусора и совершает обмен привезенного контейнера на новый, заполненный ТБО.

На пункте перегрузки контейнеры-накопители объемом 30-35 м3 находятся до момента их полного заполнения. Заполненные контейнеры устанавливаются на автомобили, оснащенные механизмом погрузочно-разгрузочным МПР-3 грузоподъемностью 20 т (работа по погрузке контейнера автомобилем с МПР-3 аналогична погрузо-разгрузочным операциям, выполняемым мусоровозом с МПР-4).

После загрузки контейнера-накопителя на шасси автомобиль с МПР-3 вывозит ТБО к месту утилизации либо захоронения. На станции перегрузки в это время начинает заполняться следующий контейнер. Возможность автомобиля с МПР работать с несколькими оборотными съемными контейнерами достигается за счет универсальности подрамника самого механизма «мультилифт». Поэтому грузы в сменные контейнеры загружаются в отсутствие автомобиля-перевозчика.

Экономический эффект при внедрении данной схемы сбора и транспортировки отходов жизнедеятельности человека достигается за счет:

  • менее интенсивного графика выгрузки контейнеров для сбора бытовых отходов (поскольку бункер объемом 9 м3 не требует частой выгрузки);
  • увеличения перевозимого за один рейс объема отходов;
  • экономии времени, затрачиваемого на смену бункеров;
  • универсальной конструкции подрамника «мультилифта», который позволяет автомобилю работать со сменными контейнерами. В итоге, наряду с бункерами для сбора мусора, автомобиль с МПР способен перевозить модули другого функционального назначения. При соответствующей комплектации машины с системой «мультилифт», кроме вывоза ТБО, могут осуществлять функции пескоразбрасывателя, илососа, водополивочной машины и т. д.

Схема сбора и транспортировки ТБО посредством автомобиля с системой «мультилифт» и сменяемыми кузовами имеет еще одну особенность. Вывоз твердых бытовых отходов осуществляется вместе с контейнером, что позволяет при необходимости организовать процесс мойки стенок контейнера после его разгрузки. Кроме этого, контейнер объемом 9 м3 значительно тяжелее традиционного, что позволяет избежать проблемы его хищения с целью сдачи в металлолом.

Контейнеры объемом 9 м3 целесообразно использовать также в парках, местах отдыха и проведения массовых мероприятий. Для осуществления погрузки требуется минимум места и 200 секунд времени.

Еще одним достоинством бункеров объемом 9 м3 в отличие от евробаков на колесах является то обстоятельство, что бункер невозможно самовольно сдвинуть с места без специальной техники, поэтому исключается возможность выката их на проезжую часть либо рассыпки содержимого.

Двухэтапная схема вывоза твердых коммунальных отходов целесообразна и при организации обслуживания контейнеров, предназначенных для раздельного сбора ТКО. После заполнения бункера мусоровоз доставляет собранные отходы не к месту их утилизации, а на перегрузочный пункт, для дальнейшего их накопления в бункерах большего объема. При такой схеме малогабаритный автомобиль-мусоровоз сокращает плечо пробега, что позволяет ему за смену обслужить большее количество объектов, тем самым решая проблему нехватки мусоровозов на предприятии и переполненности мусоросборочных площадок в жилых дворах.

Одновременно с этим автомобиль с системой «мультилифт» вовлечен в процесс непрерывных перевозок. Машина работает без простоев, транспортируя съемные контейнеры от пункта перегрузки к месту утилизации ТБО. Соответственно на пункте перегрузки исчезают очереди из простаивающих подвозящих мусоровозов, ожидающих автомобиль с контейнером-накопителем. При этом экономится время, затрачиваемое на перегрузку.

Организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов из сельской местности и садоводческих товариществ


Организация двухэтапной схемы вывоза ТБО с оборудованием площадок временного складирования становится более актуальной и в сельских населенных пунктах. Так, удаленность многих малых населенных пунктов от полигона, а также относительно небольшой объем образования отходов от домовладений, расположенных в них, приводит к значительному увеличению расходов на перевозку ТБО спецтранспортом с объемом кузова до 8 м3. Организация площадок временного складирования с размещенными на них контейнерами объемом 30 м3 позволяет сократить пробег транспорта, соответственно снизить топливные расходы, а также уменьшить расходы по содержанию мини-полигонов.

Для оптимизации сбора и транспортировки накопленных отходов из садоводческих товариществ и гаражных кооперативов целесообразно установить контейнеры закрытого типа объемом 9 м3 с последующим обслуживанием их автомобилями с системой загрузки типа «мультилифт».

Организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территорий предприятий, организаций и строительных площадок


Для сбора крупногабаритных отходов на ведомственных территориях предприятий и организаций, строительного мусора со строительных площадок наиболее целесообразно использовать бункеры открытого типа вместимостью до 30-35 м3. Они наполняются отходами по мере необходимости. Когда бункер полностью заполнен, автомобиль с МПР загружает его на шасси и транспортирует к месту выгрузки.

Данная схема работы позволяет оптимизировать условия работы на стройплощадке и использовать один автомобиль для решения разнообразных задач. Один и тот же автомобиль может быть задействован на работах по вывозу крупногабаритных отходов, в случае отсутствия такой необходимости - на доставке бункеров с песком либо транспортировке строительных бытовок. Соответственно одна машина будет выполнять работу трех: автомобиля с грузовой платформой, мусоровоза и самосвала, работая без простоев.

Таким образом, все рассмотренные схемы вывоза ТБО предполагают:

  • переход на более объемные, чем используемые на данный момент, контейнеры для сбора коммунальных отходов;
  • включение дополнительного звена — перегрузочных площадок в схему транспортировки ТБО.

Данные изменения позволяют мусоровозам работать на коротком плече пробега, сократить время разгрузки-погрузки мусора, снизить расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и значительно увеличить производительность процесса. Оборудование автомобилей механизмом погрузо-разгрузочным МПР позволит уменьшить затраты на приобретение дополнительных единиц техники, снизить эксплуатационные расходы и свести до минимума простои во время погрузки-выгрузки кузова. Кроме этого, наличие переоборудованных автомобилей с МПР позволит обеспечить взаимозаменяемость машин в автопарке. Одна машина, осуществляя замену сменных кузовов, выполняет функции целого парка автомобилей со стационарными кузовами и может работать 24 часа в сутки.

Бункеры, которые используются для «мультилифтов», имеют различные предназначения. Кроме вывозки мусора, их используют для перевозки щебня, бетона, песка, отходов древесины, строительного мусора, металла и многого другого. В случае поломки автомобиля, оборудованного МПР, его груз способен будет вывезти любой другой автомобиль, оборудованный аналогичным механизмом.

Опыт использования МПР в двухэтапной системе вывоза ТБО уже доказал свою эффективность в части снижения временных и эксплуатационных затрат, показал свою технологичность и позволил применять автомобили, оснащенные МПР, в различных отраслях хозяйства.
  • Дата публикации: 04.11.2013
  • 1145

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться