Отсутствие в Беларуси рыночных условий в энергетике порождает конфликты между ведомствами

Отсутствие в Беларуси рыночных условий в энергетике порождает конфликты между ведомствами

Отсутствие в Беларуси рыночных механизмов регулирования в энергетике и невозможность полного ухода от перекрестного субсидирования в тарифах на энергоносители приводит к межведомственным конфликтам и чревато утратой единой государственной политики в этой сфере, а также снижением инвестиционной привлекательности валообразующих отраслей экономики, считают эксперты.

В 2013 году конфликт на почве тарифов для промышленных потребителей разгорелся между концерном "Белнефтехим", предприятия которого обеспечивают около трети объема годового промпроизводства республики, и государственным ПО "Белэнерго" - национальным оператором белорусской энергосистемы, осуществляющим генерацию, транспортировку и сбыт электрической и тепловой энергии.

В "Белнефтехиме" отмечают, что высокие тарифы на энергоносители сдерживают модернизацию предприятий и негативно влияют на их финансовое положение. По мнению представителей концерна, выходом из создавшейся ситуации стало бы согласие "Белэнерго" на строительство новых ведомственных генерирующих мощностей или разрешение предприятиям концерна самостоятельно закупать электроэнергию по импорту по более дешевым тарифам.

В свою очередь в "Белэнерго" полагают, что строительство новых источников нецелесообразно, концерну следует передать уже созданные ТЭЦ, а также и инженерную инфраструктуру к ним.

Передача мощностей может быть осуществлена только при условии, что предприятия концерна возьмут на себя и снабжение социальных потребителей и населения, которые получают энергоносители по тарифам, сформированным на основе перекрестного субсидирования.

В настоящее время в Беларуси уровень возмещения населением затрат на оказание услуг по поставке электроэнергии составляет менее 35%. В результате, по данным Минэнерго Беларуси, население не возмещает энергоснабжающим организациям затраты на оказание данной услуги на сумму около $500 млн в год.

Правительство Беларуси неоднократно заявляло о намерениях постепенно отказаться от перекрестного субсидирования в электроэнергетике и к концу 2015 годf полностью ликвидировать его. Первые шаги в этом направлении были предприняты 1 марта 2013 года, когда в Беларуси вступила в действие новая система тарифов на электроэнергию для населения: тарифы были дифференцированы в зависимости от объемов потребления. В то же время тарифы на электроэнергию для промпотребителей остались на прежнем уровне, несмотря на обещания белорусских властей, сделанные в 2012 году, постепенно их снизить.

Между тем, в 2013 году входная цена на газ для Беларуси составляет $165 за 1 тыс. кубометров (без учета наценки "Белтрансгаза"), что примерно соответствует уровню 2012 года. В то же время цена газа для предприятий Минэнерго в 2013 году составит $216,76 за 1 тыс. кубометров.

"Белнефтехим": за вашу и нашу свободу!

"Самый проблемный вопрос, который сегодня сдерживает инвестиционный процесс, - это существующие в республике цены на энергетику, не позволяющие выйти на приемлемые сроки окупаемости новых производств", - считают в концерне.

Представитель ведомства отметил, что в 2012 году предприятия "Белнефтехима" направили на модернизацию Br15,3 трлн, что на Br4,5 трлн больше, чем в 2011 году. Однако, в сопоставимых условиях темп роста составил 76,4%.

В данной связи в концерне пояснили, что основная причина этого несоответствия - методика подсчета, привязанная к индексу роста цен в строительстве, который сдерживался во втором полугодии 2011 года и резко вырос в 2012 году. "Аналогичная ситуация не только у концерна, но и у других основных министерств и в целом по стране", - отметил представитель "Белнефтехима".

"Негативный опыт реализации ряда проектов был получен в прошлой пятилетке, когда в расчеты закладывались одни цифры по энергетике, а по факту они оказались другими. Это привело к несоответствию плановой и реальной эффективности проектов. В нынешних условиях хозяйствования проекты не могут окупиться, а кредитные ресурсы, привлеченные на их реализацию, нужно возвращать", - подчеркивают в концерне.

Там обратили внимание на то, что благоприятные условия импорта нефти из РФ позволяют концерну поддерживать розничные цены на топливо на внутреннем рынке "на уровне в среднем в 2,1- 2,3 раза ниже действующих в Европе". "В то же время энергетическая отрасль, несмотря на дешевый импорт природного газа и электроэнергии, принуждает промышленность работать по тарифам выше мирового уровня", - констатируют в ведомстве.

Помимо этого, источник в ведомстве выразил мнение агентству "Интерфакс-Запад", что решением проблемы стало бы строительство предприятиями концерна собственных генерирующих мощностей. "Сейчас эта программа практически свернута, "Белэнерго" не дает добро на строительство таких объектов", - сообщили в концерне.

Ранее там также отмечали, что некоторые предприятия концерна, в том числе ОАО "Могилевхимволокно", получили отказ на свое предложение напрямую закупать электроэнергию в РФ по тарифам, которые ниже тарифов "Белэнерго" для промпотребителей.

"Белэнерго": забирайте все, нам не жалко!

В свою очередь в "Белэнерго" считают необоснованной позицию "Белнефтехима" и предлагают вместо строительства предприятиями концерна ведомственных ТЭЦ передать им уже действующие энергоисточники.

"Полагаем, логичным было бы не строить новые энергоисточники, а передать (вернуть) действующие ТЭЦ организациям концерна "Белнефтехим", включая и объекты инфраструктуры электростанций", - говорится в сообщении информационно-аналитического управления "Белэнерго", опубликованном на сайте объединения.

Вместе с генерирующими источниками "Белэнерго" предлагает предприятиям "Белнефтехима" взять на баланс и тепловые сети и линии электропередачи, а также энергоснабжение социальных потребителей и населения, которые получают тепловую и электрическую энергию по тарифам с учетом перекрестного субсидирования.

"Только в этом случае можно будет говорить о реальной экономии, а не относительной", - подчеркивается в сообщении.

"Снижение тепловой нагрузки на теплоэлектроцентралях - Новополоцкой, Светлогорской, Мозырской, Могилевской и других ТЭЦ, которые строились ранее для создаваемых объектов нефтехимии и были переданы для эксплуатации энергетикам, замещение тепловой нагрузки конденсационной выработкой за счет строительства нефтехимиками собственных энергоисточников приведет к значительному снижению экономичности действующих ТЭЦ", - в то же время полагают в "Белэнерго".

В заявлении также отмечается, что тарифы на тепло- и электроэнергию, производимую ТЭЦ, росли под влиянием "значительного повышения стоимости импортируемых топливно- энергетических ресурсов". Кроме того, в "Белэнерго" констатируют, что в 2012 году организациям электроэнергетики потребовались дополнительные объемы финансирования для покрытия недостающих объемов перекрестного субсидирования.

По данным объединения, в начале 2013 года стоимость электроэнергии для промышленных потребителей составила 13,82 цента за 1 кВт-ч. Тарифы для населения сложились на уровне 3,53 цента за 1 кВт-ч.

По оценкам специалистов "Белэнерго", "в случае отказа от перекрестного субсидирования тарифы на электрическую энергию для промышленности составляли бы порядка 9-9,5 цента за 1 кВт-ч".

В объединении признают, что строительство "Белнефтехимом" собственных энергоисточников привело бы к значительной экономии.

"Но означает ли это экономию для белорусской энергосистемы, а также в целом для страны? По нашему мнению, результат может быть и обратным", - отмечается в сообщении.

Casus belli

В Беларуси давно назрела необходимость реформы электроэнергетической отрасли, однако до настоящего времени все заинтересованные стороны не могут прийти к консенсусу о том, в каком направлении эта реформа должна протекать. При этом стороны соглашаются с тем, что разделение генерации, транспортировки и сбыта электроэнергии, как это предполагает проект концепции закона об электроэнергетике, приведет к децентрализации управления отраслью, что, в свою очередь, чревато снижением надежности функционирования белорусской энергосистемы. Проект закона до сих пор находится в парламенте, о сроках его рассмотрения пока ничего неизвестно.

В то же время, принятие закона позволило бы сформировать в Беларуси внутренний энергетический рынок, что автоматически устранило бы причину для подобных межведомственных конфликтов.

Между тем, как отмечают независимые эксперты отрасли, своим предложением "Белэнерго" фактически заявляет о своем нежелании идти по пути таких реформ.

"Белэнерго" сделало "Белнефтехиму очень щедрое предложение, которое невозможно принять, ведь это означает, что предприятия концерна должны взять на себя и перекрестное субсидирование соцсферы и населения, которые получают энергоресурсы с ТЭЦ, планируемых к передаче на баланс концерна", - отмечают эксперты.

Они также обращают внимание, что в случае передачи генерирующих мощностей на баланс предприятий "Белнефтехима" или, например, Минпрома, "Белэнерго" лишилось бы значительных государственных дотаций. Так, в конце 2012 года объединению были переданы значительные средства из фонда национального развития для погашения задолженности перед облгазами за поставленный природный газ.

"Если генерация, транспортировка и сбыт будут по большей части переданы на баланс других министерств и ведомств, возникает вопрос о целесообразности существования самого "Белэнерго". С функциями закупки энергоресурсов по импорту вполне могло бы справиться, например, энергосбытовое белорусско- российское СП "Энергоконнект", - отмечают эксперты.

С другой стороны, по мнению аналитиков, в случае, если будет реализовано предложение "Белнефтехима" о строительстве предприятиями собственных ТЭЦ, в белорусской энергосистеме возникнет переизбыток электроэнергии, в то время как возможности по ее экспорту в республике сейчас отсутствуют.

Они также обращают внимание, что в данном случае "Белнефтехиму", выступающему крупным производителем и поставщиком энергоресурсов, могут быть предоставлены государственные преференции. "Это может вызвать возражения как у членов Таможенного союза, на рынок которого предприятия концерна активно поставляют свою продукцию, так и осложнения в плане привлечения внешних инвестиций", - полагают эксперты.

"Режим государственных преференций сегодня может быть предоставлен, а завтра - ликвидирован. Это порождает у инвесторов неуверенность в стабильности условий ведения бизнеса и ставит под сомнение целесообразность вложения средств в белорусскую экономику", - считают аналитики.

Они также подчеркивают, что в случае децентрализации в Беларуси электроэнергетической отрасли могут возникнуть и иные правовые и административные коллизии.

"Очевидно, что этот конфликт, выросший на почве отсутствия реформ, может распространиться и на другие ведомства. Он грозит рисками в управляемости белорусской энергосистемой и, в перспективе, рисками на инвестиционном поле", - считают аналитики.

По их мнению, участникам дискуссии о направлении реформ белорусской энергосистемы следует как можно скорее прийти к единому мнению и принять соответствующий закон, который позволит создать в Беларуси внутренний оптовый рынок электроэнергии, сохранить единое управление энергосистемой и ликвидировать перекрестное субсидирование в электроэнергетике.

Источник: Interfax.by

  • Дата публикации: 12.03.2013
  • 804

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться