Производство дизельного топлива из газа вновь в центре внимания

Производство дизельного топлива из газа вновь в центре внимания

Дизельное и самолетное топливо обычно изготавливаются из сырой нефти. Однако цены на нефть растут, тогда как, в случае с природным газом, они не первый месяц остаются стабильно низкими. В сложившихся условиях, неожиданно экономически выгодной стала довольно дорогая «алхимия»: превращение газа в жидкое топливо.

Южноафриканская компания Sasolнедавно объявила о своих намерениях потратить около 1 млрд канадских долларов на покупку 50% доли в канадском месторождении пригодного газа для последующих исследований по созданию из газа дизеля и других видов жидкого топлива. Технология переработки была разработана специалистами Sasolеще несколько десятилетий назад, чтобы помочь правительству Южной Африки справиться с международным запретом на ввоз нефти в эту страну.

Использование данной технологии требует «много сил и много денег», утверждает Майкл Уэббер, заместитель главы Центра международной энергетической и экологической политики при Техасском университете. «Если у вас есть нефть, вы на такое не пойдете», – добавляет он.

Но с установившейся разницей в ценах на нефть и природный газ, а также с учетом прогнозов, согласно которым цена на нефть в текущем году достигнет отметки 100 долл. за баррель, технология создания жидкого топлива из газа станет, по мнению Уэббера, «золотым дном для того, кто начнет использовать ее первым».

Несколько компаний уже предпринимали попытки по созданию жидкого топлива из газа или угля. Например, энергетическая компания Baardдаже планировала создать завод по переработке угля в жидкое топливо в штате Огайо, но не сумела справиться с поставленной задачей. Такими же планами делилась и компания PeabodyCoal.

По оценкам экспертов Sasol, галлон дизельного топлива из природного газа, с учетом переработки, будет стоить около 1,5 долл., тогда как галлон топлива из нефти, причем без учета очистки, уже стоит больше 2 долл., а ведь ожидается последующий рост цен на нефть.

Сложность представляет финансирование постройки завода, который будет производить такое топливо в массовом порядке. Стоимость канадского завода, который будет вырабатывать около 40 000 галлонов дизеля в день, составляет порядка 1,5 млрд долл.

Есть и еще одна сложность: вред атмосфере. При некорректной планировке, такой завод будет выбрасывать в атмосферу больше вредных веществ, чем обычный НПЗ.

«Всякая грязь сейчас входит в моду», – отмечает Джош Могерман, специалист по энергетике американского Совета по защите окружающей среды, который в свое время активно противостоял постройке завода в Огайо.

С экономической точки зрения, такая технология – далеко не «грязь». На протяжении всей истории баррель нефти стоил примерно в 2 раза дороже, чем количество природного газа, необходимое для получения равного объема энергии. Теперь же, когда в разных странах мира обнаружены новые месторождения газа, что снизило цены на это сырье, нефть стоит в 3 раза дороже.

Такие перемены создают «очень заманчивое экономически предложение», считает Лин Стаусс, один из руководителей Sasol.

Камнем преткновения стала не цена переработки как таковой (здесь выгода очевидна), а стоимость строительства заводов, которая значительно превысит стоимость создания стандартных НПЗ.

Завод, который Sasolоткрыл в Катаре в 2006 году – при содействии национальной нефтяной компании QatarPetroleum– обошелся в 37 000 долл. за каждый произведенный там баррель топлива, а в Канаде цена будет еще выше. В Южной Африке Sasolуже производит 160 000 баррелей жидкого топлива в день. Также компания занимается изготовлением самолетного топлива, которое смешивается со стандартным топливом и регулярно используется рейсами, вылетающими из Йоханнесбурга. В августе 2010 года самолет, вылетевший из Йоханнесбурга в Кейптаун, был на 100% заправлен топливом от Sasol.

Кроме того, Sasolстроит завод для производства жидкого топлива в Нигерии – совместно с Chevron, а в прошлом месяце были завершены предварительные исследования рынка в Узбекистане. Недавно компания приняла предложение о строительстве завода, вырабатывающее жидкое топливо на основе угля, от китайской компании Shenhau.

Технология Sasolпреобразует углеводород (из угля или природного газа) с использованием водорода и окиси углерода. Запатентованный процесс создания топлива включает в себя кобальтовые катализаторы, в результате газ превращается в смесь жидкостей: 80% дизельного топлива, 15% керосина и 5% жидкого пропана.

Впрочем, сам процесс нельзя назвать энергоэффективным. Энергетический потенциал конечного продукта сводится примерно к 62% затраченного на производство сырья.

Кроме затрат энергии, есть еще недостаток: углекислого газа при преобразовании выделяется гораздо больше, чем при сжигании газа или угля. Но в последнее время технологии совершенствуются, при использовании природного газа объем выбросов не превышает выбросы стандартного НПЗ.

Экологи еще не определились в своем отношении к нововведению. «Пока что картина неясна, – отмечает Саймон Муи, ученый Совета по защите окружающей среды. – Поскольку нет достаточного опыта переработки газа в жидкое топливо. Но это точно не путь к защите окружающей среды. Само по себе извлечение шельфового газа может быть затратным в отношении используемой энергии».

Джош Могерман указал на то, что в истории к процессу получения жидкого топлива из газа обращались лишь те, у кого не оставалось иного выбора. «Это были люди, зажатые в угол, – прокомментировал он. – У них не было финансовых и иных альтернатив».

Однако если разница между ценами на нефть и газ останется прежней, такое положение дел может измениться.

The New York Times, перевод  – Влада   Соболева

http://www.nytimes.com/2010/12/23/business/economy/23fuel.html?ref=coal

  • Дата публикации: 31.01.2011
  • 1264

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться