Сумеет ли "Газпром" освоить газовый рынок Японии

Сумеет ли "Газпром" освоить газовый рынок Японии

В сентября был подписан меморандум по реализации проекта «Владивосток-СПГ» между энергетическим ведомством Японии и российским «Газпромом». Предполагаемая пропускная мощность терминала составит 10 млн тон.

Событие стало знаковым для дальневосточной стратегии Кремля, так как явилось реальным шагом на пути реализации концепции диверсификации рынка сбыта энергоносителей. Почему японский рынок стал на столько привлекательным? Какие цели преследует совет российское правительство в лице «Газпрома»? Как повлияет рост потребления голубого топлива страны восходящего солнца на рынок природного газа в целом, разбирались эксперты Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V совместно с аналитиками отдела "новости России" журнала "Биржевцо лидер".

Сотрудничество Москвы и Токио: зачем Японии газ? 

Переломным моментом в энергетической политике страны восходящего солнца стала авария на АЭС "Фукусима".Мирный атом, призванный положить конец проблеме нехватки электроэнергии для нужд промышленности, мгновенно стал неприемлемым инструментом в глазах общественности. Полномасштабные народные митинги протеста заставили правительство пересмотреть подходы к энергодобыче. В результате, планомерное закрытие ряда объектов привело к тому, что из 30% всей произведённой энергии в стране, на сегодня АЕС дают не более половины от проектных мощностей. Вместе с тем, не взирая на значительное влияние мирового кризиса, потребность в электроэнергии остаётся на довольно высоком уровне. Единственной приемлемой альтернативой остаётся природный газ, запасы которого в стране крайне ограничены. Исходя из сложившейся ситуации, единственно верным выходом стало наращивание импорта. В 2010 году официальный Токио импортировал 70 млн тонн, в 2011 – 82, а в 2012 прогнозируется ввоз 90 млн тонн сжиженного газа.

Стоит отметить также лихорадочную работу министерства экономики, торговли и промышленности Японии в вопросе ввода японского капитала в добывающие отрасли стран региона. Определённых успехов достигли в переговорах с Австралиепй и Россией. Канберра дала добро на участие японских госкорпораций в разработке шельфов, прилегающих к Западной Австралии, а Москва продолжает кооперацию в проектах серии «Сахалин».

Таким образом, отказ от атомной энергетики спровоцировал рост спроса на рынке природного газа, позволив цене держаться на приемлемом уровне, невзирая на экспоненциальный рост его добычи в США.

Интересы «Газпрома» в Японии: огромные перспективы и грандиозные риски!

Итак, для российского газового монополиста рынок сбыта в Японии является ключевым моментом с точки зрения обеспечения стабильного роста внешнеторгового баланса. Активное освоение азиатского пространства позволяет снизить коэффициент зависимости от ЕС, который сейчас переживает не лучшие времена. Для технического входа на рынок страны восходящего солнца у"Газпрома" есть два инструмента:

  • создать сеть инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке для сжижения и последующей транспортировки голубого топлива. Идея выглядит масштабно, так как приведёт к строительному буму в азиатской части РФ. Кроме того, этот вариант позволит не зацикливаться на одном потребителе, а даёт возможность распределить риски на многих рынках. Вместе с тем, существует необходимость привлечения громаднейшего количества иностранных инвестиций, на что Кремль всегда смотрел довольно скептически, опасаясь потерять рычаги влияния;
  • проложить газопровод на японские острова. Наиболее экономически выгодный вариант, однако варианты его воплощения кардинально отличаются у Москвы и Токио:

- японский проект. Был изложен в докладе главы японской JPDO Х.Агавы. Он предполагает строительство полутора тысяч километров газопровода от п-ва Сахалин до о-ва Хокайдо через Охотское море. Проект встретил резкий отпор со стороны г-на Миллера, который ссылается на сейсмическую активность в данном регионе. Реальной же причиной является нежелание России зависеть от одного потребителя;

- российский проект. Москва всячески поддерживает идею строительства магистрального газопровода через Китай, далее в КНДР и Южную Корею с возможностью его продления к берегам Японии. С точки зрения РФ риски в зоне перманентного конфликта между Северной и Южной Кореей на порядок ниже чем в случае с одним потребителем. Кроме того, Кремль может получить дополнительный рычаг давления в регионе.

Какие же риски ожидают «Газпром» на японском рынке?

  • В случае строительства газопровода Сахалин-Хокайдо на дальневосточных территориях РФ начнётся колоссальный экономический подъём, который будет поддерживаться в основном японским капиталом. В результате уже через 10-15 лет смешные сегодня заявления о передаче Курильской гряды будут подкреплены финансовым контролем со стороны Токио и социальной разбалансировкой населения.
  • В Японии семимильными шагами воплощают проект создание своего фьючерсного рынка природного газа. Об этом заявил Юкио Эдано министр экономики Японии. Он заявил, что отказ от энергии атома заставляет по-новому посмотреть на вопрос газодобычи и что самое главное на ценообразования. В глазах Москвы такой вариант будет означать лишь одно – снижение цены на русское голубое топливо. Что кстати отразится и на переговорах с Европой по вопросу ценовой политики.

Таким образом, перспектива освоения японского рынка сулит огромнейшие прибыли ОАО «Газпром». Вместе с тем, игра на этой территории требует продуманной стратегии и отсутствия волативности при формировании ценовой политики со стороны российского газового монополиста.

Рынок газовых фьючерсов: станет ли Япония законодателем спроса?

Начиная с конца 2010 года, сланцевая технология добычи природного газа произвела революцию на рынке энергоносителей. За два года стоимость голубого топлива скатилась более чем вдвое. Более того каждый отчёт министерства энергетики США провоцирует провал ценового коридора. Вместе с тем, обвал рынка до сих пор не произошёл по следующим причинам:

  • Белый дом сдерживает компании от переизбытка предложения на рынке. Хранилища США заполнены на 80% (на 30 августа объём запасов составил 3,377 трлн футов3);
  • Токио уже второй год наращивает импорт природного газа примерно на 30% в год. По прогнозам аналитиков в 2012 году страну будет импортировано 90 млн. тонн голубого топлива.

Если же смотреть на вопрос в краткосрочной перспективе, договорённости между «Газпромом» и группой компаний во главе с Mitsui подтолкнули бычий тренд на рынке газовых фьючерсов. Цена с 10 по 13 сентября подскочила на 14%, достигнув отметки в 3,194 доллара. Последующие новости о запасах в США и замедлению экономического роста в ЕС несколько опустили цену.

"Биржевой лидер"

  • Дата публикации: 24.10.2012
  • 873

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться