География "Газпрома"

География "Газпрома"

"Южный поток" может превратиться в ветку "Северного"

Слухи о том, что Россия может отказаться от строительства "Южного потока", которыми рынок полнится уже не первый год, находят все больше и больше косвенных подтверждений. В середине июля стало известно, что "Газпром" намерен предложить Германии расширить "Северный поток". Это может как отложить строительство "Южного потока", так и навсегда оставить его в "бумажной" стадии.

"Северный" и "Южный" потоки были придуманы Россией для того, чтобы взять Европу в своеобразные газовые клещи: газопроводы должны пройти таким образом, чтобы топливо из России было бы для ЕС более выгодно, чем поставки сжиженного природного газа из других стран, например, из Ближнего Востока.

Однако если с "северной клешней" у России с самого начала все шло хорошо, то вот с "южной" практически сразу не заладилось. Во-первых, конкурентом "Южного потока" оказался газопровод Nabucco, продвигаемый Европой. Хоть европейцы пока так и не смогли найти, чем наполнить независимую от России трубу, нервов "Газпрому" и его партнерам они поистрепали порядочно.

 
 

Во-вторых, "Южный поток" будет проходить, если намеченные планы осуществятся, в территориальных водах целого ряда стран. Таким образом, независимости от транзитеров в полной мере добиться не получится: они хоть и не смогут влиять на ценообразование и не будут иметь возможности перекрывать вентиль, но все-таки окажутся способны серьезно "насолить" всему проекту. Например, еще в марте 2011 года российские власти жаловались, что Турция никак не хочет одобрить "Южный поток", хотя должна была сделать это годом ранее.

К этому стоит добавить то, что у России за последние годы испортились отношения и с теми странами, которые должны были принять "Южный поток" на суше. Так, Болгария в 2011 году решила в ближайшем будущем почти полностью отказаться от российского газа, а нефтепровод Бургас-Александруполис, на который делала ставку Москва, сочла потенциальной угрозой для экологии.

В то же время "Северный поток" продолжает строиться по расписанию, и уже сейчас понятно, что этот проект состоится. Можно спорить о его экономической целесообразности, о том, окупит ли он вложенные в него средства, но очевидно одно: партнеры выполняют свои обязательства, строительство идет полным ходом. Мелкие проволочки - как, например, решение Высшего административного суда Люнебурга (Нижняя Саксония) о запрете на строительство отдельных участков газопровода, который должен соединить "Северный поток" с европейской газотранспортной системой - в расчет можно не брать: немцы со своими проблемами разберутся сами.

Анализ ситуации

Такой неравномерный успех двух "клешней" заставил российских чиновников задуматься о том, нужно ли России тратить миллиарды долларов на "Южный поток" или пока можно обойтись без него.

Неслучайно в марте 2011 года в прессе появилась информация о том, что Россия ищет варианты, которые позволят ей отказаться от "Южного потока". В частности, чиновники решили проработать вариант со строительством терминала по сжижению газа на берегу Черного моря - этот вариант позволил бы России доставлять в Южную Европу газ на танкерах. Правда, информация о возможном отказе от газопровода была оперативно опровергнута министром энергетики Сергеем Шматко, но осадочек остался: все-таки об отказе говорил не кто-нибудь, а вице-премьер Игорь Сечин, который курирует весь российский ТЭК.

К лету 2011 года опасения за "Южный поток" усилились. 15 июля премьер-министр Владимир Путин на встрече с рабочими в Магнитогорске заявил, что власти рассматривают возможность строительства третьей очереди "Северного потока". По данным газеты "Коммерсантъ", именно эта тема должна была стать одной из главных на переговорах президента России Дмитрия Медведева и канцлера Германии Ангелы Меркель 19 июля. Судя по лентам информагентств, Медведев с Меркель проект действительно обсуждали, но добиться российскому президенту ничего не удалось: канцлер ФРГ заявила, что Германия может обойтись без дополнительных труб в рамках "Северного потока"

Россию суетиться с "северной клешней" заставили не столько проблемы на юге, сколько рыночная конъюнктура: Германия объявила о намерении полностью отказаться от атомной энергетики, что неизбежно создаст дефицит энергии на местном рынке. Россия, как давний партнер Германии, рассчитывает, что дефицит будет восполняться в том числе и за счет отечественного газа.

 
 

Тем не менее, если Россия пролоббирует проект и новая ветка все же будет построена, интерес России к "Южному потоку" может ослабнуть - как бы ни были велики газовые запасы страны, все же они не безграничны, а ведь в ближайшие пять лет "Газпрому" предстоит не только увеличить поставки в Европу, но и построить газопровод в Китай. К тому же не стоит забывать, что и растущая российская экономика требует все больше топлива.

При этом изначально планировалось, что "Южный поток" будет даже мощнее "Северного". После ввода первых двух ниток "Северного потока" максимальные объемы прокачки по нему составят 55 миллиардов кубометров газа в год. У "Южного потока" проектная мощность - 63 миллиарда кубометров. Но если к "Северному" власти решат пристроить еще одну ветку, то он обойдет "Южный" по мощности.

Впрочем, все выкладки о том, что "Газпрому" может не хватить газа на оба потока, будут верны, если учитывать, что российская газовая монополия не собирается полностью отказываться и от традиционных способов доставки газа в ЕС - то есть через территорию Украины и Белоруссии. Между тем, судя по заявлениям представителей "Газпрома", это далеко не так. "Цель, которую мы преследуем, реализуя эти проекты - она благородная: полностью исключить транзитные риски для российского газа в Европу. И здесь я хочу подчеркнуть слово 'полностью'", - заявил глава "Газпрома"Алексей Миллер на пресс-конференции 30 июня.

Что скажут соседи?

Понятно, что и Белоруссия, и Украина всеми силами будут пытаться сохранить хотя бы часть транзита газа в Европу через свои территории: это приносит в их бюджеты миллиарды долларов. При этом в переговорах с "Газпромом" они могут использовать даже не столько политические, сколько экономические способы убеждения.

Так, в Белоруссии наверняка припомнят "Газпрому", что он добивается покупки дополнительных 50 процентов "Белтрансгаза", оператора магистральных газопроводов в Белоруссии (50 процентов у "Газпрома" уже имеется). Если сделка состоится, а "Газпром" откажется от транзита газа через Белоруссию, он нанесет убыток сам себе.

На Украине же могут напомнить "Газпрому", что по разного рода независимым оценкам транзит через Украину обойдется дешевле, чем строительство "Южного потока". На стороне Украины может выступить и Европа, поскольку она вкладывает в газотранспортную систему собственные средства.

Для того чтобы повысить привлекательность украинской трубы для "Газпрома" и Европы, власти Украины пытаются провести ее реконструкцию и расширение. Еще в 2009 году Украина договорилась с Еврокомиссией, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком и Европейским инвестиционным банком о выделении кредита в 300 миллионов долларов на ремонт ГТС. 19 июля этот ремонт начался с торжественной сварки "золотого стыка" обновленного газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. Правда, как сообщала местная пресса, деньги до "Нафтогаза" так и не дошли, из-за чего он вынужден был начать реконструкцию на собственные средства. Впрочем, уже днем 19 июля появилась информация, что Украина окончательно договорилась с кредиторами и деньги "Нафтогазу" все же поступят.

От того, насколько эти экономические аргументы окажутся важными для "Газпрома" и правительства России, в конечном итоге, и зависит судьба "Южного потока".

Александр Поливанов

Источник: Лента.ру

  • Дата публикации: 22.07.2011
  • 532

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться