Городская дума вдумчиво проводила электрификацию Минска

Городская дума вдумчиво проводила электрификацию Минска
Инициатива, предприимчивость и организаторские способности городского головы Минска графа К.Чапского в строительстве первой электростанции не замедлили отразиться на жизни города. А с течением времени это сказывалось и на пополнении городской казны.
С 1895 по 1912 г. доходы минской электростанции возросли с 11,9 тыс. рублей до 187,5 тысячи, то есть, почти в 16 раз. А прибыль в среднем за 1909-1912 годы составила 64,2 % от валового дохода.
Из архивов известно, что себестоимость 1 киловатта электроэнергии колебалась в 1906-1913 гг. между 8,3 и 4,8 копейки, а продажная цена достигала 27 копеек. Как видим, городская электростанция была высокорентабельным предприятием (граф не ошибся, инициируя ее строительство). Это отмечалось и в "Кратком очерке деятельности Минского городского общественного управления с 1909 по 1913 г.": "Самым крупным доходом города является доход от электрической станции, соединенной с водопроводом. Это предприятие города за последнее четырехлетие достигло исключительного развития".
Многим абонентам расходы на электроэнергию представлялись весьма значительными, поэтому они обращались с ходатайством в Думу о снижении размера платы за нее. Например, с такими заявлениями в 1911 г. обратились:
- Председатель правления приюта "Ясли" о «сложении платы за электроэнергию, употребленную в кинематографе "Эден" и театра "Гигант" во время сеансов в пользу приюта»;
- Правление 2-го благотворительного общества "о бесплатном отпуске электрической энергии для освещения здания городского театра во время устройства обществом Вербного базара";
- Минское Общество любителей спорта о снижении платы за электроэнергию, потребляемую обществом для освещения трека;
- Управление Либаво-Роменской железной дороги "об отпуске на особых условиях с Городской электростанции электроэнергии для освещения железнодорожного пассажирского здания станции Минск и других прилегающих к нему железнодорожных помещений";
- Доктор Кодис, заведующий Минским городским родильным приютом, "об устройстве городом в помещении родильного приюта электрического освещения и о бесплатном отпуске электроэнергии для освещения этого помещения";
- Фотограф Миранский (владелец фотоателье в центре Минска и профессиональный работник пожарной службы) "об освобождении его от дополнительной платы, взимаемой с него за электроэнергию, потребляемую электрической лампой для снимания в темноте.
Примечательно, что Дума в большинстве случаев удовлетворяла ходатайства: кому-то снижала плату за электричество, кого-то полностью освобождала от оплаты, а некоторым - компенсировала затраты.

В 1905 году, в период революционных волнений, рабочие электростанции также выступали с требованиями за увеличение зарплаты, сокращение продолжительности рабочего дня, возможность страхования, пенсионного обеспечения и др. Директор электростанции Ф.Ф. Корзон отказался идти на уступки. Тогда рабочие подготовили петицию в городскую думу и одновременно задумали проучить несговорчивого директора. Утром 5 июля, когда Корзон по обыкновению зашел в котельное отделение, рабочие набросили на него мешок, погрузили "плененного" в тачку и вывезли на Захарьевскую улицу. Здесь процессия с гиканьем вывалила его на тротуар и направилась в думу. В городе разразился скандал. Была создана комиссия по расследованию случившегося. Виновным было предложено извиниться перед директором. Однако ни один из 34 участников этой акции не пошел на компромисс.
24 июля все участники "вывоза директора" по решению городской управы были уволены. Их места заняли более сговорчивые. Директор Корзон после двухмесячного отдыха подал в отставку.
Борьба служащих за свои права, хоть и не сразу, но возымела действие. "Развитие дела вынуждало городское управление проявить заботы и о положении служащих на водопроводно-электрической станции, для помещения которых предположено сооружение в 1913 году особого здания, на что городской думой ассигновано 35000 р. Это представлялось особенно важным, в виду сказавшейся необходимости сосредоточить тут же на месте штат нужных для работы станции служащих".
Городским управлением предполагалось дальнейшее усовершенствование станции в связи с планируемым в будущем пуском электрического трамвая. Однако этим задумкам не суждено было сбыться: начавшаяся первая мировая война, затем революция и гражданская война, немецкая и польская оккупации надолго отодвинули осуществление мирных планов.

  • Дата публикации: 21.01.2013
  • 548

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться