От нефтяного века к газовому. О прогнозе до 2040 года

От нефтяного века к газовому. О прогнозе до 2040 года

На днях ExxonMobil выпустил очередной ежегодный прогноз развития мировой энергетики до 2040 года. Хотя подобные исследования выпускают и другие нефтегазовые компании и исследовательские центры, прогноз ExxonMobil выгодно отличается относительной краткостью и доступностью изложения, а также тем, что акценты в графических материалах сделаны на простые и понятные индикаторы. Конечно, всегда нужно помнить о возможных издержках подобных работ. Во-первых, практически любой прогноз является экстраполяцией существующих тенденций, а, кроме того, нельзя исключать конъюнктурные и идеологические составляющие, которые в той или иной степени могут искажать реальную картину. Полностью с обзором можно ознакомиться по ссылке, мы же со своей стороны, хотели обратить внимание на некоторые важные оценки.

На первом рисунке представлен текущий уровень и долгосрочные оценки по добычи нефти (здесь прогноз ссылается на данные Международного энергетического агентства). Точнее даже не нефти, а жидких топлив. Это существенно, так как значительную часть роста производства жидких топлив составит так называемые Natural gas liquids (фактически – пропан-бутановая смесь), которые просто так в бак не зальешь. Кроме того, прирост будет обеспечен во многом за счет добычи из нефтяных песков (oil sands) и сланцевой нефти (tight oil).

 

Таким образом, что бы ни сообщали о неисчерпаемых запасах нетрадиционной нефти, если говорить о нефти «традиционной», то ясно, что мир уже прошел так называемый «Пик нефти». Как видно из рисунка, добыча традиционной нефти фактически будет несколько лет стагнировать, а потом и вовсе начнет снижаться. Определенную поддержку предложению нефти окажет глубоководная (deepwater) добыча, которая хоть и затратна, но ее перспективы относительно определенны. И даже вместе с ней в ближайшие тридцать лет объем добычи останется на нынешнем уровне. Весь рост - это нетрадиционная нефть, и другие «суррогаты».

Поэтому тем больше вопросов к двум другим ключевым фактором увеличения добычи – сланцевой нефти, и добыче «черного золота» из нефтяных песков. Про первую написано уже за последнее время много, оценки часто диаметрально противоположные. Фактически здесь мы имеем в значительной степени фактор неопределенности. Что касается добычи из нефтяных песков – то тут следует отметить, что это очень энергозатратная добыча, которая требует значительного числа других энергоресурсов. С точки зрения получения энергии – выгода тут невысока, но спрос на нефть, как основной источник топлива для транспорта будет расти, и его приходится удовлетворять всеми способами. При производствах синтетической нефти из газа или угля также теряется значительная часть запасенной энергии. И, главное, что все эти способы производства нефти – дороги.

Таким образом, учитывая, что весь будущий прирост добычи связан с дорогой и нетрадиционной нефтью, именно ее себестоимость добычи будет определять нижнюю границу нефтяных цен на более или менее длительном промежутке времени. Высокие цены на нефть, таким образом, в настоящее время определяются не только, и не столько действиями финансовых спекулянтов, но фундаментальными факторами.

В то же время ситуация с газом, как известно, совсем другая. Открываются все новые и новые месторождения. И вообще запасов газа, на планете, по оценкам того же ExxonMobil как минимум на 200 лет (правда, при нынешнем уровне спроса).

 

Миллиарды кубических футов в день можно примерно перевести в миллиарды кубометров в год, умножив приведенные значения на 10.

Альтернатива, казалось бы, напрашивается сама собой – начать переводить транспортные средства на газ. Но процесс этот сложный и инерционный. Пока использование природного газа на транспорте составляет всего около 1%. И даже, несмотря на стремительный, почти экспоненциальный рост к 2040 году использование газа на транспорте вырастет всего до 4%. Разумеется, основной рост придется на морские перевозки и большегрузные автомобили. Эти транспортные средства, как правило, передвигаются по заведомо известным маршрутам – а значит решить одну из основных проблем перевода автотранспорта на газ – создание сети заправок – в этих случаях значительно проще. По всей вероятности, после 2040 года, переход транспортных средств на газ станет еще стремительнее.

 

Так или иначе, за ближайшие 30 лет спрос на газ вырастет на 65%. На нефть – значительно меньше. В результате, хотя даже в 2040 году нефть останется основным источником энергии на планете, объем потребления газа вплотную приблизится к нефтяному потреблению. А, учитывая, что столь долгосрочные прогнозы в принципе не могут быть абсолютно точными, возможно к 2040 году газ уже перегонит нефть по объему потребления.

Для нашей страны это особенно важно. Во-первых, потому что Россия обладает крупнейшими запасами газа в мире. Во-вторых, растущая доля газа очевидно поднимает вопрос и о механизмах ценообразования на него. Действующая в настоящее время «нефтяная» привязка при формировании международных газовых цен, в ближайшие десятилетия начнет исчезать. Она фактически уже отсутствует в США, Великобритании. Континентальная Европа также планирует перейти на спотовое ценообразование, хотя как Евросоюзу «уговорить» перейти на биржевое ценообразование основных экспортеров остается неясным. Конечно, «нефтяная» привязка на фоне фундаментально дорогой нефти выгодна газовым экспортерам, что уж скрывать.

В то же время, объективно необходимо признать, что такая связка становится все менее и менее обоснованной, а значит, так или иначе, будут формироваться независимые механизмы ценообразования. Как известно, процесс, который невозможно предотвратить, нужно возглавить. Возглавить, быть может и не получиться – ведь пока еще можно, и нужно, в максимальной степени пользоваться выгодами действующей в настоящее время «нефтяного» ценообразования на газ. Но одновременно необходимо принимать участие в становлении тех или иных механизмов независимой от нефтяных котировок торговли газом. 

 

 

Однако

  • Дата публикации: 09.01.2013
  • 464

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться