Сегодня и завтра белорусского энергетического комплекса. Взгляд из министерства

Сегодня и завтра белорусского энергетического комплекса. Взгляд из министерства

Завершился XVII Белорусский энергетический и экологический форум. Одним из ключевых на нем было выступление заместителя Министра энергетики Республики Беларусь Михаила Михадюка  на XVIIБелорусском энергетическом и экологическом конгрессе, в котором изложен взгляд министерства на энергетический комплекс республики и направления его развития. Предлагаем его вашему вниманию.

Основные аспекты функционирования и развития ТЭК

Энергетический сектор играет важную роль в подъеме национальной экономики. Общее потребление ТЭР в республике составляет порядка
40 млн. т у.т. (за 2011 год) из которых собственные ресурсы составляют около 15 %. Недостающие энергоресурсы – природный газ, нефть, уголь импортируются из России.

В структуре потребления ТЭР очень велика доля одного энергоресурса – природного газа (в 2011 году – 57,2 процента в топливно-энергетическом балансе, 80 процентов в балансе котельно-печного топлива республики и 97,2 процентов в топливном балансе энергосистемы). Это определяет основные направления государственной энергетической политики в части обеспечения энергетической безопасности – эффективное использование энергетических ресурсов во всех отраслях экономики путем внедрения энергоэффективных и экологически чистых технологий, совершенствование структуры топливно-энергетического баланса страны за счет введения в баланс альтернативных видов топлива и энергии.

Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433), основными приоритетами  развития отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК) определены:

повышение эффективности производства, преобразования и использования энергии;

повышение уровня энергетической независимости и обеспечение потребности в энергии за счет собственных энергоисточников;

повышение надежности систем энергоснабжения.

Проведенная Правительством, органами государственного управления работа, направленная на обеспечение энергетической безопасности, позволила реализовать многие из стратегических целевых установок и рекомендаций основополагающего  документа:

·        функционирование ТЭК обеспечило потребности страны в
топливно-энергетических ресурсах;

·        энергоемкость ВВП в 2010 году снижена на 25,3 процента по сравнению с 2005 годом, за 2006 – 2010 годы сэкономлено более 7,5 млн. т у.т. в том числе в системе Минэнерго 1692 тыс.т у.т.;

·        за последние шесть лет введено 973 МВт высоко­эффективных мощностей, в том числе в ГПО «Белэнерго» 618 МВт, износ основных производственных фондов Белорусской энергосистемы сократился на 15,3 процента и составил в 2011 году 45,4 процента;

·        доля использования местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива страны возросла с 16,8 процента в 2005 году до 22,3 процента в 2011 году;

·        разработаны и приняты Законы «Об использовании
атомной энергии» (от 30.07.2008 № 426-З) и «О возобновляемых источниках энергии» (от 27.12.2010 № 204-3);

·        начаты подготовительные работы по строительству АЭС;

·        реализован ряд других проектов, направленных на модернизацию отраслей ТЭК и повышение энергетической безопасности страны.

В течение 2007 – 2011 годов произошел существенный рост цен на поставляемое в республику углеводородное сырье. В результате в 2011 году сложился высокий уровень цен на нефть и газ. Так, по сравнению с 2006 годом цена на природный газ для Республики Беларусь в 2011 году выросла в 5,6 раза. Для энергоснабжающих организаций цена на газ увеличилась в 4,4 раза (в долларовом эквиваленте). Топливная составляющая в себестоимости отпущенной электроэнергии увеличилась за этот период в 3,9 раза (в долларовом эквиваленте). При этом тарифы для реального сектора экономики возросли в 2 раза, а для населения они снизились (на 39 процентов). Более низкий темп роста топливной составляющей себестоимости электроэнергии по сравнению с темпом роста цены газа был обеспечен, в первую очередь, за счет ввода в энергосистеме высокоэффективных мощностей и модернизации генерирующего оборудования. В настоящее время условия поставок энергоносителей кардинально изменились.

Это стало возможно благодаря проделанной Правительством значимой работе по подготовке и подписанию в 2011 году  Соглашений между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке формирования цен на природный газ для Республики Беларусь.

Согласно этим Межправительственным соглашениям цена на российский природный газ, поставляемый в Республику Беларусь в
2012 году, составила 165,6 долларов США за 1 тыс. куб. м, что ниже среднегодового уровня 2011 года (263,52 долларов США за 1 тыс. куб.  м) на 37,2 процентов.

Кроме того, начиная с 2013 года цены на природный газ для Республики Беларусь будут определяться по формуле, исходя из цены газа для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) России, стоимости транспортировки газа от мест добычи в ЯНАО до границы с Республикой Беларусь, стоимости хранения газа в подземных хранилищах на территории Российской Федерации, а также величины расходов ОАО «Газпром» по реализации газа и изменяться синхронно с ценами для российских потребителей газа.

В текущей пятилетке развитие ТЭК осуществляется в соответствии со Стратегией развития энергетического потенциала Республики Беларусь (утверждена постановлением Правительства  Республики Беларусь от
9 августа 2010 г. № 1180). Стратегией определены задачи по инновационному развитию электроэнергетики для обеспечения надежного и эффективного энергоснабжения отраслей экономики и населения, а также более активного использования местных и возобновляемых источников энергии, строительства новых современных энергетических мощностей, диверсификации видов и поставщиков энергоресурсов.

Электроэнергетика:нынешнее состояние

Мощность электростанций Республики Беларусь составляет более 8 300 МВт, из которых 7895 МВт установлено на электростанциях ГПО «Белэнерго». Основную долю в производстве электроэнергии в республике составляют тепловые электростанции, работающие на природном газе. Доли конденсационных электростанций и ТЭЦ примерно одинаковы. До ввода в эксплуатацию Гроднеской ГЭС 17 МВт (введенва в августе 2012 г.) в Республике Беларусь находилось в эксплуатации 44 малых гидроэлектростанции суммарной мощностью 16,1 МВт

Установленной мощности электростанций Беларуси достаточно для полного обеспечения потребности республики в электроэнергии (в 2011 году – 37,6 млрд. кВт.ч). Однако Беларусь ежегодно импортирует от 2,5 до 6 млрд.кВтч электроэнергии. Импорт электроэнергии осуществляется для обеспечения энергетической безопасности страны путем диверсификации поставок энергоресурсов в республику исходя из экономической целесообразности за счет загрузки наиболее эффективных мощностей электростанций республики, а также для проведения ремонтной кампании в белорусской энергосистеме. По мере ввода энергоэффективных генерирующих мощностей импорт будет снижаться.

Справочно:

В 2011 году республика импортировала 5,73 млрд. кВт.ч электроэнергии (15,3 % от общего потребления), в том числе из России – 3,17 млрд.кВтч, из Украины - 2,56 млрд.кВтч. Расчеты за импортируемую электроэнергию осуществляются в установленные контрактами сроки.

Энергосистема обладает развитой системообразующей сетью напряжением 750-330-220 кВ протяженность около 7 тыс. км.

Экспорт осуществлялся в Литву и в незначительных объемах в Латвию для реализации нормативного аварийного резерва мощности, поддерживаемого для использования в аварийных ситуациях и в 2011 году составил 151 млн. кВтч.

В условиях параллельной работы с учетом конфигурации электрических сетей осуществляется транзит российской электроэнергии по сетям белорусской энергосистемы в Брянскую, Псковскую и Калининградскую области России, а также в Литву.

Справочно:

Объем транзита российской электроэнергии по электрическим сетям Беларуси в 2010 году составил 4,2 млрд.кВтч, в 2011 году - 2,8 млрд.кВтч, за 5 месяцев 2012 г. – 0,8  млрд.кВтч.

Белорусская энергосистема была в основном сформирована в 60 – 80 годы прошлого столетия, когда в республике начали воздвигаться крупные промышленные и нефтехимические комплексы. Для их надежного обеспечения электрической и тепловой энергией, удовлетворения растущих потребностей экономики страны были построены новые ТЭЦ в городах Гродно, Могилеве, Новополоцке, Мозыре, а также крупные конденсационные станции Березовская и Лукомльская ГРЭС. Тогда же для выдачи мощностей новых станций осуществлялось интенсивное строительство линий электропередачи и подстанций, была сформирована состемообразующая и распределительная сеть 

Однако, в период экономического спада 90-х годов объем капитального строительства в отрасли был значительно меньше, необходимых темпов развития и модернизации электроэнергетики. Это привело к физическому и моральному износу оборудования. В результате износ основных производственных фонды в 2005 году составил 60,7 процентов.

Это потребовало незамедлительного принятия мер по обеспечению надежности и эффективности снабжения потребителей  электрической и тепловой энергией.

В 2006 – 2010 годы в результате реализации Государственной комплексной программы модернизации основных фондов Белорусской энергосистемы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в республике было введено в эксплуатацию 750 МВт высокоэффективных генерирующих мощностей, в том числе в ГПО «Белэнерго» – 450 МВт.

Наиболее значимым проектом, реализованным в Белорусской энергосистеме, является строительство парогазового энергоблока мощностью 230 МВт на Минской ТЭЦ-3 и конденсационного парогазового энергоблока мощностью 400 МВт на Минской ТЭЦ-5.

На крупнейшей электростанции – Лукомльской ГРЭС модернизировано три энергоблока. В результате мощность станции возросла на 47,5 МВт.

Модернизированы и введены в эксплуатацию турбогенераторы малой и средней мощности на ряде электростанций энергосистемы.

В целях диверсификации топливного баланса энергосистемы в эксплуатацию введено 9 энергоисточников, работающих на
местных видах топлива, в том числе с использованием  технологий финской компании «Вяртсила» по сжиганию биомассы, и технологий созданного в республике производства энергетических котлов. Введены турбодетандерные установки общей мощностью 6,5 МВт, позволяющие использовать энергию редуцированного газа.

Эксплуатация введенных мощностей в ГПО «Белэнерго» позволяет ежегодно экономить более 240 тыс. т у.т., замещать до 180 тыс. т у.т импортируемых энергоресурсов.

Масштабной модернизации подверглись электрические сети – за 2006 – 2010 годы введено в эксплуатацию и реконструировано около 15 тысяч км электрических сетей. В необходимых объемах осуществлялась замена тепловых сетей.

Выполнение Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергосистемы обеспечило в энергосистеме (ГПО «Белэнерго»):

экономию в 2006 – 2010 годы 1,575 млн. т у.т. ;

увеличение использования местных топливно-энергетических ресурсов в 2010 году в энергосистеме в 5,5 раза, по сравнению с 2005 годом;

уменьшение износа основных производственных фондов энергосистемы с 60,7 % в 2005 году до 48 % в 2010 году, что позволило по данному индикатору энергетической безопасности выйти из зоны предкритического состояния.

снижение себестоимости производства электроэнергии в
2010 году на 17,8 процентов по сравнению с 2006 годом (в сопоставимых условиях – без учета роста цен на топливо). Топливно-энергетические затраты в себестоимости электроэнергии уменьшились на 13, 3 процента.

На финансирование в 2006 – 2010 годы Государственной программы модернизации Белорусской энергосистемы направлено около 3 млрд.  долларов США, из них иностранных кредитов – около 800 млн. долларов. А всего за пять лет было привлечено 1,7 млрд. долларов иностранных кредитов. Это позволило ввести в эксплуатацию указанные мощности, а также обеспечить выполнение работ по проектам, срок реализации которых запланирован на последующие годы.

Суммарный экономический эффект от реализации программы по энергосистеме составил порядка 210 млн. долларов США в текущих ценах и начиная с 2012 года Республика Беларусь будет его получать ежегодно.

Развитие электроэнергетики в 2011 – 2015 годы

В целях достижения основных параметров, определенных Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь и Стратегией развития энергетического потенциала Республики Беларусь в текущей пятилетке предусмотрено более чем в два раза увеличить темпы обновления и развития энергетики.

Мероприятия по достижению основных параметров Концепции и Стратегии нашли отражение в принятой в феврале 2012 года Правительством Государственной программе развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года.

Важнейшей задачей Государственной программы является значительное повышение эффективности производства электрической и тепловой энергии за счет ввода в эксплуатацию в 2011 – 2015 годы в энергосистеме 2 241 МВт высокоэффективных генерирующих мощностей и вывода из эксплуатации 1 820 МВт неэкономичного морально и физически устаревшего оборудования.

Отдельные проекты Государственной программы уже реализованы. С привлечением кредитных ресурсов КНР и участием Китайской национальной корпорации по зарубежному экономическому сотрудничеству осуществлено строительство ПГУ суммарной мощностью 65 МВт на Минской ТЭЦ-2, ПГУ 400 МВт на Минской ТЭЦ-5. С участием китайской компании “HEAGHuayiElectricCO” построена ветроэнергетической установки мощностью 1,5 МВт в н.п.Грабники Гродненской области. Австрийской компанией POLYTECHNIKобеспечено комплексное строительство мини-ТЭЦ в г.Речица мощностью 4,2 МВт, работающей на местных видах топлива. На Витебской ТЭЦ выполнена модернизация турбина № 2 с увеличением мощности на 5 МВт.

В 2012 году введена в эксплуатацию Гродненская ГЭС мощностью 17 МВт, идет модернизация Гродненской ТЭЦ-2 с повышением эффективности путем установки газовой турбины мощностью 121 МВт с котлом утилизатором. Поставщиком основного оборудованиядля этих объектов является компания «BHEL» (Индия), для финансирования поставки оборудования привлечены кредитные ресурсы Эксимбанка Индии (Гродненская ТЭЦ-2) и Чешского экспортного банка (Гродненская ГЭС).

В 2013 – 2015 годах будет обеспечено строительство энергоблоков по 400 МВт на Березовской и Лукомльской ГРЭС. Комплексное строительство данных объектов осуществляет Китайская Машиностроительная Инжиниринговая  Корпорация (CMEC). Ввод в эксплуатацию энергоблоков запланирован, соответственно, в 2013 и 2014 году. Эксплуатация данных энергоблоков на указанных электростанциях и Минской ТЭЦ-5  снизит расход топлива на выработку электроэнергии на 430 тыс.т у.т. в год. Проекты реализуются.

За счет средств Всемирного банка ведется реконструкция котельных с установкой электрогенерирующего оборудования в г.Могилеве мощностью 15 МВт (ввод в 2013 году) и в г.Борисове мощностью 64 МВт  (ввод в 2014 году). Экономический эффект от реализации указанных проектов составляет порядка 38 тыс. т у.т. в год.

Комплексное строительство гидроузла Полоцкой ГЭС мощностью 23 МВт осуществляет ОАО ВО «Технопромэкспорт» (Россия). Ввод в эксплуатацию данной ГЭС планируется в 2015 году.

Будет произведена реконструкция других энергоисточников, в том числе модернизация существующих электростанций – ТЭЦ-3 и ТЭЦ-2 в г. Минске, Бобруйскую ТЭЦ-2, Могилевскую ТЭЦ-1 и ряда других.

В период до 2016 года планируется также обеспечить строительство трех мини-ТЭЦ на местных видах топлива в городах Лунинец, Барань и Витебск и котла производительностью 200 тонн пара в час на Мозырской ТЭЦ.

В настоящее время заключен контракт на комплексное строительство с Китайской Национальной корпорацией по энергооборудованию Витебской ГЭС мощностью 40 МВт. Данный проект реализуется. Осуществляется поиск инвестора на условиях прямых инвестиций для строительства Немновской ГЭС мощностью 20 МВт каскада ГЭС на р. Днепр. Ввод этих гидроэлектростанций  предусматривается в 2016 году.

Заключены на условиях прямых инвестиций контракты  с турецкой компанией  «CET Ltd» на строительство Бешенковичской и Верхнедвинской гидроэлектростанций на Западной Двине сумммрной мощностью 33 МВт.

Кроме того, организациями не входящими в состав Минэнерго в период до 2011 – 2015 годы будет введено в эксплуатацию еще около 250 МВт мощностей, в том числе на местных видах топлива.

Получит дальнейшее развитие системообразующая сеть Белорусской энергосистемы. Ее развитие должно обеспечить выдачу  мощности строящихся энергоисточников, в том числе АЭС, а также повышение экономичности и надежности работы сети.

Планируется вывод из эксплуатации линий электропередачи и подстанции напряжением 220 кВ, отработавших свой эксплуатационный ресурс с реконструкцией их на напряжение 330 кВ. Будет продолжена реконструкция электроподстанций напряжением 110 и 330 кВ с применением современных технологий и оборудования: элегазовых выключателей, систем утилизации тепла трансформаторов и проч.

Для выдачи мощности белорусской АЭС планируется построить и реконструировать порядка 1000 км линий электропередачи напряжением 330 кВ за счет привлечения китайских кредитов.

Реконструкция и строительство сетей предусматривается с применением современных технологий и оборудования, оснащением интеллектуальными системами автоматики. В целях ликвидации безучетного использования потребителями электроэнергии планируется внедрение комплексной, автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ). Реализация этих мероприятий будет способствовать ежегодному снижению коммерческих и технологических потерь при передаче и распределении электрической энергии.

Для увеличения экспорта электроэнергии, ее транзита через территорию республики, а также диверсификации поставок электроэнергии прорабатываются вопросы реализации новых трансграничных электросетевых проектов в сторону Польши.

В результате реализации Государственной программы (с 2011 по 2015 год) будет обеспечено повышение экономичности и надежности энергоснабжения потребителей республики за счет снижения удельного расхода топлива на производство электрической энергии на 25 – 30 г у.т./кВт·ч (на 10 процентов).

К 2016 году планируется достичь уровня удельного расхода топлива порядка 240,4 г у.т./кВт·ч, что значительно ниже уровня аналогичного показателя в России, Украине и других государствах СНГ.

За счет повышения эффективности производства энергии и увеличения применения местных и возобновляемых источников энергии произойдет сокращение использования природного газа в энергосистеме на 1,26 млрд. куб. метров.

Будут уменьшены потери электрической и тепловой энергии на ее передачу на 2 процентных пункта в сравнении с 2010 годом.

Износ основных производственных фондов оборудования энергосистемы в 2015 году снизится до 40 процентов против
48 процентов в 2010 году и 45,4% в 2012 году.

Топливная составляющая в себестоимости производства 1 кВт.ч электроэнергии снизится порядка 1 цента США (на 10 процентов)
(в ценах на природный газ 2012 года);

Будет обеспечен необходимый резерв мощности, для полного и надежного электроснабжения потребителей  и  созданы предпосылки для экспорта электроэнергии.

Существенно улучшится структура генерирующих мощностей энергосистемы, что особенно важно в связи со строительством АЭС в Республике Беларусь.

Ввод в эксплуатацию запланированных энергоисточников обеспечит покрытие ожидаемого спроса на электроэнергию в 2015 году в объеме 39,3 млрд. кВт.ч за счет выработки на собственных генерирующих источниках, что не исключает возможность импорта электроэнергии при условии его экономической целесообразности.

Экономический эффект от реализации мероприятий Государственной программы только по ГПО «Белэнерго» оценивается более чем в 300 млн. долларов США в год в действующих ценах на природный газ, а при выходе на равнодоходные с Российской Федерацией цены на природный газ (предположительно с 2015 года) данная эффективность еще возрастет. Импортоемкость производства, передачи и распределения  энергии в ГПО «Белэнерго» сократится с 74,9 процентов в 2010 году до 64,4 процента в 2015 году.

На развитие белорусской энергосистемы в текущей пятилетке планируется направить почти в 2 раза больше инвестиций, чем за прошедшие 5 лет – 5,4 млрд. долларов США. В первую очередь – на высокоэффективные импортозамещающие проекты, реализация которых позволит снизить отток валюты из страны, экспортоориентированные проекты, а также на инженерную инфраструктуру к вводному жилью.

В результате реализации Государственной программы к 2016 году большинство индикаторов энергетической безопасности, относящиеся к сфере электроэнергетики, достигнет нормального уровня, за исключением доли доминирующего энергоресурса (газа) в производстве тепловой и электрической энергии в энергосистеме, который находится на критическом уровне. Однако с вводом Белорусской АЭС и данный индикатор достигнет нормального уровня.

Справочно:

Концепция предусматривает 12 пороговых значений (индикаторов), которые позволяют оценить  уровень энергетической безопасности страны.

В 2005 году из двенадцати показателей один находился в критической зоне (энергоемкость ВВП), восемь – предкритической и только три – в нормальной

В результате реализации Концепции к 2020 году только два индикатора останутся в предкритической зоне (доля потребления моторного топлива за счет добычи нефти в стране; доля газа в потреблении котельно-печного топлива).

Развитие энергосистемы в период 2016 – 2020 годы

В перспективе до 2020 года будет продолжена модернизация действующих электростанций с созданием парогазовых технологий путем установки газотурбинных установок мощностью 60 –
120 МВт, в том числе Гомельской ТЭЦ-2, Витебской ТЭЦ, Бобруйской ТЭЦ-2, Новополоцкой ТЭЦ и других.

В целях диверсификации топливно-энергетического баланса энергосистемы и страны будет обеспечено строительство атомной электростанции суммарной мощностью 2 340 МВт. Ввод первого блока планируется в 2018 году, второго – в 2020 году.

Исходя из экономической целесообразности будут проводиться работы по расширению использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии.

Решение о строительстве угольной электростанции, в том числе с использованием бурых углей белорусских месторождений, будет приниматься с учетом конъюнктуры цен мировых рынков угля, природного газа (сжиженного природного газа), а также экологической составляющей. В случае принятия в текущем году положительного решения по промышленному освоению Лельчицкого месторождения бурых углей будут развернуты работы по строительству шахты и угольной ТЭЦ мощностью 460 МВт.

 

Справочно:

Проведенные исследования показали экономическую нецелесообразность строительства в республике угольной электростанции за счет собственных и кредитных средств при прогнозных значениях цены угля и тарифах на электроэнергию для потребителей республики. Ее строительство может рассматриваться только с целью диверсификации топливного баланса и повышения энергетической безопасности страны.

На данном этапе строительство угольной КЭС возможно только за счет средств инвесторов на условиях привлечения прямых при обеспечении ими экспорта производимой электростанцией электроэнергии.

Реализацию проекта на условиях прямого инвестирования и экспортоориентированности предложила только одна польская компания АО «Энеа». В случае поступления от компании АО “Энеа” инвестиционного предложения по реализации проекта строительства КЭС, оно будет рассмотрено с учетом экономических интересов Республики Беларусь.

Следует отметить, что с вводом в эксплуатацию атомной электростанции диверсификация топливно-энергетических ресурсов не менее чем на 20 процентов (требование Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3) будет достигнута.

Вовлечение в топливно-энергетический баланс энергосистемы ядерной энергии, угля, увеличение местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии позволит уменьшить к 2020 году потребление природного газа на 7 млрд. куб. метровв год  и сократить его долю в общем (валовом) потреблении топливно-энергетических ресурсов до 46,6 процентов и  (против 63,5 процентов в 2010 году), а в котельно-печном топливе до 55 процентов (против 83 процентов в 2010 году).

О строительстве атомной электростанции

Республика приступила к практической реализации проекта по строительству собственной АЭС, который в тесном сотрудничестве с МАГАТЭ с соблюдением международных договоров и конвенций, участником которых является Республика Беларусь.

В конце прошлого года с российской стороной подписаны Контрактное соглашение о строительстве на территории Республики Беларусь атомной электростанции, а также кредитное соглашение, которым предусмотрено выделение льготного кредита на финансирование строительства АЭС в объеме до 10 млрд. долларов США.

В январе текущего года подписан первоочередной Контракт на разработку проектной документации на строительство АЭС.
Эти работы уже начаты.

В марте этого года подписан Контракт на выполнение работ подготовительного периода до «Первого бетона» (в том числе устройство котлована под первый энергоблок). Работа по данному контракту уже начата и осуществляется силами белорусских организаций.

18 июля 2012 года подписан Генеральный контракт на сооружение АЭС.

В следующем году после проведения экспертизы проекта и получения лицензии на строительство АЭС будут начаты работы по устройству фундамента – «первый бетон».

К настоящему времени выполнено ряд подготовительных работ: введена в эксплуатацию объединенная пионерная производственная база, подведены автомобильная и железная дороги, осуществляется сооружение жилищного фонда и объектов основной производственной базы, 31 мая 2012 года приступили к разработке котлована под первый энергоблок.

В текущем году будут сданы в эксплуатацию административно-бытовые комплексы со столовыми, газовая котельная, складские помещения, бетонный завод и ряд других объектов.

Ввод в эксплуатацию АЭС позволит:

значительно повысить энергетическую безопасность страны за счет диверсификации видов топлива;

заместить более 5 млрд. м3 в год импортируемого природного газа;

снизить себестоимость производства электрической энергии в стране и, следовательно, темп роста тарифов на ее отпуск потребителям, а это укрепление экономической безопасности страны;

вывести из эксплуатации устаревшие и неэффективные генерирующие мощности;

снизить уровень выбросов парниковых газов на 7 – 10 млн. тонн в год.

Кроме этого, создание в республике атомной энергетики – это новый качественный интеллектуальный и технологический импульс в развитии страны и обеспечение дополнительных гарантий укрепления государственной независимости и экономической самостоятельности Беларуси.

Проведенная в период с 19 по 29 июня 2012 года специальная миссия МАГАТЭ по проведению комплексной оценки готовности Республики Беларусь к сооружению атомной электростанции отметила, что «Беларусь делает успехи в развитии ядерной инфраструктуры для реализации ядерной энергетической программы».

Состоявшаяся в июне этого года специальная миссия МАГАТЭ по оценке готовности республики к сооружению АЭС в целом высоко оценила работу, проведенную в стране по всем направлениям реализации ядерной программы. Об этом заявил заместитель Генерального директора МАГАТЭ А.Бычков во время его визита 5-6 октября 2012 г. в Республику Беларусь и посещения площадки строительства Белорусской АЭС.

В ходе визита А.Бычкова прошли встречи с заместителем премьер-министра Республики Беларусь А.А. Тозиком, руководством Минэнерго.

Совершенствование тарифной политики

Улучшение тарифной политики учитывает экономические интересы производителей и потребителей энергии и создает стимулы для максимальной экономии энергии на всех стадиях производства и потребления энергии, повышения эффективности использования производственных мощностей.

Основными направлениями совершенствования тарифной политики являются поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования в тарифах на энергию в целях снижения затрат на энергоресурсы для потребителей реального сектора экономики и разработка нормативной правовой базы для формирования тарифов, обеспечивающей работу энергосистемы в условиях ее реформирования.

Поэтапное сокращение перекрестного субсидирования как это предусмотрено программой деятельности Правительства будет осуществляться с доведением уровня возмещения затрат на оказание всех жилищно-коммунальных услуг до 60 процентов к 2015 году, в том числе по услугам газо- и электроснабжения – до уровня себестоимости. Но при этом будет соблюдаться непременное условие – повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги будет осуществляться только с учетом роста реальных денежных доходов населения.

Разработка нормативной правовой базы для формирования тарифов на энергию предусматривает введение тарифов по видам деятельности (на генерацию, передачу, распределение и сбыт энергии) в соответствии с этапами реформирования энергосистемы.

Развитие в период до 2020 года электроэнергетической отрасли в соответствии с указанными направлениями существенно повысит уровень энергетической и экологической безопасности Республики Беларусь, эффективность функционирования электроэнергетической отрасли, придаст финансовую устойчивость энергетическим предприятиям.

  • Дата публикации: 15.10.2012
  • 810

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться