СМИ: Миф о газовой ОПЕК

СМИ: Миф о газовой ОПЕК
  Пресса хранит почти полное молчание о деятельности и перспективах Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) – этой молодой международной организации, которая была создана для налаживания взаимодействия между ведущими газодобывающими странами мира. В тех немногочисленных публикациях, которые посвящены ФСЭГ, зачастую содержатся ошибки. Самая серьезная ошибка – называть этот форум «газовой ОПЕК», сравнивая его с влиятельной группой стран-экспортеров нефти, - пишет американское издание National Interest.
 
ФСЭГ это не газовая ОПЕК. На сегодня это просто дискуссионный форум, и в его уставе нет никаких положений, которые можно было бы использовать для оказания воздействия на газовые цены. ФСЭГ не может устанавливать квоты на газ, а его основная цель заключается в «поддержке суверенных прав стран-членов на их газовые ресурсы, а также их возможностей по самостоятельному планированию и управлению устойчивым, эффективным и экологически чистым развитием, в использовании и консервации газовых месторождений на благо их народов». Кроме того, ФСЭГ нацелен на обмен «опытом, взглядами и информацией» по вопросам развития газодобывающей отрасли.
 
Тем не менее, есть планы преобразования этой организации в эффективный международный картель, который сможет оказывать заметное влияние на механизм ценообразования на рынке природного газа. Такие планы в определенной мере продвигают некоторые члены этой организации, включая Иран, Россию, Алжир и Венесуэлу. Это неудивительно, ибо совокупная доля указанных стран в общемировом объеме газовых ресурсов превышает 50%. Поэтому стремление данных государств регулировать потребительские цены на этот вид топливо вполне естественно. Однако встать на этот путь очень непросто.
 
Во-первых, единого мирового газового рынка не существует, в отличие от рынка нефти. Проблема эффективной транспортировки газа связана с тем, что региональных газовых рынков много, а показатели спроса и предложения на них разные. Это ведет к жесткой борьбе за потребителя, что создает противоречия в лагере поставщиков, подрывая его единство.
 
Если говорить конкретно, то Катар со своими намерениями увеличить экспорт сжиженного природного газа в Европу расстраивает планы российского Газпрома и алжирской Sonatrach, которые рассматривают европейский рынок в качестве приоритетного для собственных поставок. В ответ Россия и Алжир твердо намерены покорять рынки Азии, которые Катар также относит к числу своих приоритетов в поставках СПГ.
 
Во-вторых, ситуацию осложняют внутренние и внешние политические факторы. Речь идет о последствиях восстаний в некоторых арабских странах в 2011 году. Эти события привели к смене режимов и изменили баланс сил в их энергетическом секторе.
 
Египет и Ливия относятся к числу тех стран-экспортеров газа, которые на себе ощутили пагубные последствия арабской весны. Кроме этих двух стран участниками форума являются Катар, Оман и Алжир, которые в будущем могут столкнуться с похожими беспорядками. Мы также не должны забывать про Иран, который находится в осаде санкций и враждебно относится к арабскому миру, особенно когда дело касается углеводородов.
 
В-третьих, необходимо учитывать различия в политике газовых поставщиков. Например, большинство из них, в том числе, Россия, стремятся экспортировать газ по трубопроводам в рамках долгосрочных контрактов. Поэтому они заинтересованы в круглогодичных поставках по заранее установленным ценам, которые не зависят от последующих изменений в условиях рынка. Формула ценообразования на газ, используемая в таких долгосрочных контрактах, привязана к ценам на нефтепродукты.
 
В отличие от них, Катар, являющийся ведущим мировым экспортером СПГ, заинтересован в быстрых продажах по текущим ценам. Цены эти меняются в зависимости от текущего спроса на рынке, и не фиксируются на длительный срок.
 
Россия поддерживает предложение о разработке рыночного механизма ценообразования на газ, который поставщики могли бы использовать при составлении новых долгосрочных контрактов. Однако, как говорят катарские чиновники, самый эффективный способ обеспечить стабильность на региональных энергетических рынках состоит в привязке газовых цен к ценам на нефть. Если странам-экспортерам газа удастся договориться о надлежащем механизме ценообразования, то доступ к газовому рынку получат все, а выбор направления газового экспорта не будет зависеть от цены, предлагаемой импортером.
 
Доха возражает против создания газового картеля, главным образом из-за того, что против этой идеи выступают Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия и многие страны-члены ЕС. Катарцы опасаются, что их обвинят в сговоре, и что дело будет передано в международный арбитраж.
 
Поэтому Катар уходит от реальных проблем, касающихся разработки механизма газового ценообразования. Я провел в Катаре много времени, и не услышал от местных газовых специалистов конкретных предложений по этому вопросу. Катарцы ограничиваются заявлениями о том, что экспортеры должны продавать свои углеводороды по максимально высокой цене, приемлемой для всех потребителей, и что Катар якобы именно так и поступает.
 
Учитывая воздействие геополитики, экономики, географии и прочих факторов, которые не позволяют поставщикам занимать понятную и последовательную позицию в вопросе экспорта газа, пока слишком рано говорить о качественной эволюции ФСЭГ и о его способности устанавливать цены для потребителей во взаимодействии с ведущими газовыми экспортерами. Более того, хотя ФСЭГ провел свой первый газовый саммит, период формирования этой организации пока еще не завершен.
 
На деятельность ФСЭГ оказывает свое влияние, хотя и косвенное, нынешняя ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В последнее время появились признаки нарастающей конкуренции между Ираном, Алжиром, Катаром и Ливией. И эта конкуренция может усилиться.
 
Первый саммит ФСЭГ, состоявшийся в 2011 году, был полезен и важен тем, что он привлек внимание к экологическим преимуществам природного газа в мировой энергетической отрасли и к возможностям наращивания инвестиций в газовую промышленность. Он дал толчок стратегическому развитию форума и заложил основы для его выхода в будущем на новый организационный уровень.
 
В принятой в конце работы форума декларации изложена позиция ФСЭГ как объединения, представляющего интересы стран, которые добывают углеводороды и потребляют их. В то же время, в ней подчеркивается, что природный газ это самый эффективный и экологически безопасный вид органического топлива. Поэтому газ должен стать основой развития стран-участниц форума, одновременно обслуживая интересы всего человечества.
 
Безусловно, саммит и принятая на нем декларация стали важными и своевременными мерами по превращению форума в действенную специализированную организацию. Однако наряду с заметными успехами у ФСЭГ имеется немалое количество недостатков. Разговаривая в Дохе с дипломатами из стран-членов ФСЭГ, я сделал вывод о том, что многие из них смотрят на эту организацию с оптимизмом, но в то же время признают необходимость ее совершенствования.
 
Среди необходимых реформ разработка планов по развитию газовых рынков, позволяющих избежать беспорядочного соперничества. Также важно договориться о разработке и применении моделей ценообразования для природного газа, которые будут оптимальными как для поставщиков, так и для потребителей, и в которых будут учитываться экологические преимущества газа над другими энергоресурсами.
 
Форум будет и впредь укреплять свои международные позиции, развивая диалог с ведущими участниками мирового энергетического рынка. Кроме того, есть планы расширения этой организации с включением в ее состав таких стран как Индонезия, Малайзия, Бруней, Австралия, Канада, Ирак, Азербайджан, Мьянма и Танзания.
 
Будущее покажет, что ФСЭГ стоит на прочном основании. Действительно, эта организация, действуя методом проб и ошибок, стремится решать глобальные проблемы газовых рынков. И в довольно короткий промежуток времени ей удалось добиться в этом деле существенного прогресса. Следующий саммит ФСЭГ, который состоится в 2013 году в России, может продемонстрировать плоды этих усилий. Но никакой «газовой ОПЕК» все равно не существует.
 
Эльдар Касаев – эксперт по международному праву и инвестициям в энергетический сектор Ближнего Востока и Северной Африки.
  • Дата публикации: 12.02.2013
  • 508

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться