Украинскую ГТС наполнили политикой

Украинскую ГТС наполнили политикой

Во времена СССР существовала единая трубопроводная система. Газопроводы, проходящие по украинской территории, были составной частью газотранспортных артерий, обеспечивающих бесперебойные поставки голубого топлива на европейский рынок. С распадом СССР Украина стала собственником магистральных трубопроводов. Практически с первых лет независимости газовые вопросы, связанные с управлением газотранспортной системой (ГТС) Украины и поставками газа из России, были политизированы и оказывали огромное влияние на двусторонние российско-украинские отношения.

Стоимость ГТС узнают позже

Много споров идет вокруг стоимости ГТС, которую еще только предстоит оценить. Тем не менее представители украинского правительства уже приводят свои данные, в соответствии с которыми стоимость трубы составляет около 20 млрд. долл. Оппозиция считает эти данные заниженными и настаивают, что ГТС стоит гораздо дороже – порядка 80–120 млрд. долл.

Мотивы украинской стороны, которая заинтересована завысить стоимость своей трубы, понятны. Киев стремится продемонстрировать «бесценность» трубы, которая используется для прокачки российского газа. Между тем нынешнее состояние украинской ГТС вызывает у экспертов обеспокоенность. По разным оценкам, степень износа оборудования составляет порядка 60%. Магистральные газопроводы, газоперекачивающее оборудование и механизмы, обеспечивающие работу подземных хранилищ газа, нуждаются в техническом переоснащении. Это требует значительных инвестиций, которыми Украина не располагает.

Оценки средств, требуемых для реконструкции и модернизации украинской газотранспортной системы, расходятся. Хотя подавляющая часть специалистов придерживается мнения, что для этого может потребоваться около 5–6 млрд. долл. Компания «Укртрансгаз» сообщала о 5,3 млрд. долл., а глава «Газпрома» А.Миллер оценил потребность в инвестициях от 2 до 8 млрд. долл.

Борьба трубопроводов

На протяжении длительного времени в Украине не теряют надежды, что средства на модернизацию ГТС выделит ЕС. Подобные ожидания до сих пор не получили подтверждения. Европейцы ограничиваются политической поддержкой планов реконструкции украинской трубы и не спешат инвестировать в ГТС Украины. В то же время Украина не располагает собственными средствами на модернизацию и реконструкцию, что ставит вопрос о привлечении стратегических инвесторов и передачу трубы в управление.

Постоянно откладывая принятие решения, Украина упустила благоприятный политический момент для создания газотранспортного консорциума, которым ещеК10 лет назад занимался бывший президент Л.Кучма. Так, решение о создании газотранспортного консорциума было принято еще в апреле 2002 года. Тогда Россия и Украина вплотную подошли к выработке совместного газового баланса. Результатом переговоров стало подписание в октябре 2002 года соглашения о создании общества «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины». После этого началась разработка технического задания, уточнялся объем инвестиций, необходимых для модернизации. Еще до создания консорциума был подписан документ о реструктуризации украинской газовой задолженности на льготных условиях. Кроме того, Россия обязалась в течение 10 лет прокачивать через территорию Украины не менее 110 млрд. куб. м газа ежегодно.

Несмотря на очевидные экономические выгоды для двух сторон, газотранспортный консорциум так и не был создан. Реализацию проекта остановили выступления украинской оппозиции. Приход к власти В.Ющенко окончательно разрушил существовавшую систему сотрудничества двух стран в газовой сфере. Инициированный Украиной на рубеже 2005–2006 годов пересмотр газовых соглашений привел к началу российско-украинских газовых войн. Понесенные Россией экономические потери и политические издержки стали стимулом, который ускорил разработку новых трубопроводных проектов «Южный поток» и «Северный поток».

Украинский президент В.Янукович мог скорректировать российские планы при углублении сотрудничества в газовой сфере. Однако, кроме заявлений о невыгодности строительства газопровода «Южный поток», никаких предложений из Киева так и не поступило. В результате в 2011 году была введена в строй первая нитка «Северного потока», что в перспективе снизит объем транспортировки газа через украинскую территорию на 15–20%. После строительства «Южного потока», который должен вступить в строй в 2015 году, Украина рискует потерять до половины объема российского газа. Таким образом, украинская политика в газовой сфере в итоге обернулась против Киева, поскольку падение объемов прокачки через украинскую территорию повлечет за собой резкое снижение доходов, получаемых за транзит газа.

Российский интерес

Несмотря на отсутствие готовности Украины к компромиссам, Россия продолжает переговоры с Киевом о создании газотранспортного консорциума, поскольку его создание отвечает российским интересам. Можно выделить несколько ключевых моментов, которые сохраняют у России интерес к украинской трубе. Так, консорциум позволит «Газпрому» получить контроль над украинскими газохранилищами, которые являются важной составляющей всей трубопроводной инфраструктуры.

Помимо экономических выгод практическая реализация идеи о консорциуме позволит России восстановить утраченные при распаде СССР позиции. Будет установлен контроль над транзитными мощностями, что снизит вероятность реализации альтернативных проектов трубопроводов, инициируемых ЕС и США. Наконец, доступ к украинской трубе сделает Россию практически безальтернативным поставщиком газа в европейские страны.

Киев борется за «независимость»

В 2010–2012 годах подходы украинских политиков к решению острых проблем в газовой сфере не изменились. Получив жесткий отказ России в одностороннем порядке снизить цену на газ и не поддержав идею создания консорциума, Киев вернулся к практике прошлых лет, когда собственные провалы и неготовность к расширению сотрудничества заменяли собой громкие заявления об угрозе украинской государственности со стороны России. Только если раньше об этом говорили оппозиционеры, то в нынешней ситуации этот тезис достаточно активно стали использовать представители власти.

Причина иррационального подхода объясняется тем, что украинская элита находится в плену националистических мифов о «вечной ценности» ГТС для государства. И даже отсутствие успехов в диверсификации поставок газа и сохранение экономической зависимости Украины от России пока не изменили позиции украинских властей. Еще в феврале 2007 года, после заявлений российской стороны о целесообразности возвращения к идее консорциума, Украина приняла Закон «О трубопроводном транспорте». Закон, поддержанный Партией регионов, запретил реорганизацию, отчуждение, приватизацию и другие действия в отношении магистральных трубопроводов и газохранилищ.

Сейчас украинская экономика находится в сложной ситуации. Высокая цена на газ уже в ближайшие месяцы может оказать негативное влияние на курс национальной валюты Украины, привести к снижению конкурентоспособности предприятий. По заявлению украинского премьер-министра Н.Азарова, Украине ежемесячно не хватает 500 млн. долл. для покрытия убытков за приобретенный газ. Итогом резко возросших расходов, связанных с оплатой газа, стало стремительное увеличение отрицательного сальдо внешней торговли. В 2011 году оно выросло на 55% – до 14 млрд. долл.

Однако вместо выработки мер по спасению экономики, в том числе и через создание консорциума, украинские власти предпочитают решать проблемы путем политических заявлений и пребывания в необоснованной уверенности, что Россия снизит цену на газ без взаимных уступок. Данная позиция властей Украины ведет лишь к потере времени, и по мере реализации Россией проектов обходных трубопроводов интерес к украинской ГТС будет неуклонно снижаться. Украина рискует утратить статус транзитного государства, что отрицательно скажется на ее доходах, получаемых от прокачки газа, а в долгосрочном плане приведет к негативным последствиям для всей экономики.

Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Дипломатической академии МИД России.

"Независимая газета" (Россия)

  • Дата публикации: 14.02.2012
  • 389

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться