В цейтноте на распутье

В цейтноте на распутье

Россия втягивает Украину в создание газотранспортного консорциума. Активно работая в информационном пространстве, российская сторона создает впечатление, что для Украины нет пути назад.

С одной стороны, «Газпром» проявляет активность не только в том, что касается стран – соседей РФ, но и на континенте в целом. Так, он присутствует в качестве миноритарного акционера во многих транспортных проектах в Германии. «Газпрому», к примеру, принадлежит 49,98% компании Wingas, что влияет на оператора большинства газопроводов Wіngas Transport. Одной из ветвей ГТС Германии – системой RHG – руководят совместно Wіngas и E.ON. А оператором системы NEL, которая объединит проект «Северный поток» с RHG, является компания OPAL NEL Transport GmbH, дочерняя структура Wіngas.

Пользуясь либеральным законодательством стран ЕС, «Газпром» входит (во всяком случае, как миноритарный акционер) в структуру собственности газопроводов, распределительных сетей и т.п. В соответствии с энергетической стратегией РФ, стран должна достичь контроля над добычей, транспортировкой и снабжением потребителей энергоносителей, чего и старается достичь, пока есть ресурсы.

В то же время, с ресурсами есть проблема, которая все больше обостряется. По словам Томека Грабала, эксперта европейского газового рынка из Варшавской школы экономики, «Газпром» испытывает дефицит финансовых ресурсов, необходимых ему для строительства новых газопроводов и разработки новых месторождений. «Свободных средств для реальных инвестиций у «Газпрома нет», – отмечает эксперт. Кроме всего прочего, это касается и инвестиций в украинскую трубу. Ведь «Газпром» сейчас не в лучшей форме. Еще на протяжении 2008 года его капитализация уменьшилась на 76%, монополист скатился с 3 на 35 место среди крупнейших мировых корпораций.

В соответствии с отчетом самого «Газпрома», за 9 месяцев 2009 года его чистый долг возрос на 44% - до 1,469 трлн. рублей (более 49 млрд. долларов), а прибыль снизилась на треть – до 47 млн. рублей (около 15 млрд. долларов). В течение отчетного периода 2009 года в сравнении с соответствующим периодом докризисного 2008, европейский спрос снизился на 11% (именно на столько снизились объемы поставок российского газа в натуральном выражении). На те же 11% было меньше реализовано газа внутри России. Поставки газа в страны бывшего СССР сократились наполовину, или на 35,6 млрд. м3. По итогам прошлого года чистая прибыль «Газпрома» уменьшилась на 17%. Данные за 2010 год, согласно прогнозам специалистов, должны подтвердить эту тенденцию.

Поэтому идея Владимира Путина об объединении «Газпрома» с украинским «Нафтогазом» при их очевидном неравенстве – это не жест великодушия, а акт отчаяния. Ведь присоединения «Нафтогаза» даст мощный сигнал инвесторам: на Востоке Европы имеет смысл говорить только с Россией.

Между двух огней

Было бы справедливо отметить, что украинская власть не спешит в объятья «Газпрома». Руководить отделом чужой корпорации – это не совсем то, что представлять суверенное государство, его министерств а и компании.

В 2003-2006 годах украинская газотранспортная система прошла аудит в рамках программы ІNOGATE. Проводила его финская компания Sweco PІ. Международный аудит подтвердил надежность ГТС, по меньшей мере, на 5 лет. А в дальнейшем Украина будет нуждаться в инвестициях для модернизации системы.

Совместная конференция Украина – ЕС относительно модернизации ГТС была проведена в  марте 2009. Стороны задекларировали планы выделить 2,5 млрд. долларов в виде инвестиций. В июне –июле того же года «Нафтогаз» представил международным финансовым учреждениям детальное технико-экономическое обоснование каждого из проектов модернизации, а уже в сентябре стороны договорились о шагах, которые дали бы возможность осенью 2009 года выделить деньги в размере 1,5-2 млрд. евро. Однако на то время средства выделены не были, вероятно, из-за выборов на Украине.

Обращения нынешней власти к ЕС пока что отклика не имеют. И здесь, похоже, Украина становится заложницей хронического неумения действовать в информационном пространстве и недооценки представителями власти (всех политических цветов) значения информационно-психологических операций. На прошлой неделе очередной образец таких операций был представлен миру.

Премьер Николай Азаров передал комиссару ЕС по вопросам энергетики Гюнтеру Оттингеру ряд предложений по модернизации украинской ГТС. Практически сразу с подачи издания «Коммерсантъ» появилась информация о том, что правительство готово к необратимым шагам в другом направлении. Со ссылкой на неуказанные источники в Минтопэнерго было заявлено, что Кабинет Министров Украины поддержал предложение требовать от парламента отмены законодательных ограничений на отчуждение ГТС. Депутат-регионал Михаил Чечетов даже предположил, что ограничение будет отменено быстро, ведь «в парламенте большинство лояльно к Кабмину». Такая расстановка акцентов опасна тем, что, по данным многих источников, российская сторона в ближайшее время планирует снова вынести на повестку дня вопрос создания СП между «Газпромом» и «Нафтогазом».

В контексте европейского турне Азарова своевременность и эффект распространения информации относительно создания СП с Россией и снятия для этого законодательных ограничений сложно переоценить. Представители европейских структур и без того жалуются на «невозможных украинцев», у которых «на каждую делегацию – по несколько взаимоисключающих мнений». А здесь еще и в СМИ всплывает очередное подтверждение их «двурушничества. Если названный проект изменений в законодательстве о трубопроводном транспорте появится еще и в Верховной Раде, многолетнюю работу над реализацией альтернативы разным «консорциумам», а именно над модернизацией ГТС без изменения структур собственности и управления, можно будет списать.

Нежелательные альтернативы

В соответствии с  исследованием, опубликованным аналитическим центром «Дикси групп», большинство стран ЕС избегают допуска «Газпрома» как к участию в транспортных консорциумах, так и к управлению транзитными мощностями. В Словакии россияне не смогли выкупить свою часть газотранспортного консорциума; в Польше и Венгрии их попытки увеличить доли, а затем и влияние, натолкнулись на противодействие как внутри стран (несмотря на, в целом, дружеское отношение к РФ со стороны властей), так и на уровне ЕС.

Германия, которая продолжает строить с «Газпромом» общий «Северный поток» и глубоко допустила россиян в собственные структуры, –  скорее исключение. Планы РФ взыскать с ЕС финансирование еще и «Южного потока» могут остаться планами: работа над конкурирующим проектом – Набукко – пока что идет опережающими темпами. Европейская Комиссия уже профинансировала 50% его технико-экономического обоснования, а также выделила еще 200 млн. евро из Европейского плана экономического развития. Также в сентябре 2010 года подписано соглашение с Европейским инвестиционным банком, ЕБРР и Международной финансовой корпорацией о выделении финансовых ресурсов в размере 2 млрд. евро.

В этих условиях российское руководство употребляет все способы, чтобы сделать невозможной для Украины европейскую альтернативу, и втягивает украинскую власть в схемы, из которых не будет выхода. Позицию некоторых представителей украинской власти о нежелании создавать газотранспортное СП россияне игнорируют, вместе с тем именно СП комментируют как якобы уже совершившийся факт (или который станет таковым вскоре, в 2011 году). При этом выдвигаются неравные условия: Украина должна положить в СП ГТС и добывающие активы разведанных участков, а Россия – неопределенный доступ к неизвестно каким месторождениям. Тогда как в соответствии с российским законодательством транспортировать и экспортировать энергоносители с территории страны может только «Газпром». Что это означает для инвесторов, хорошо известно западным компаниям по истории их вытеснения со Штокмановского и Ковыткинского месторождений.

Пока не сделано необратимых шагов, Украина имеет шанс модернизировать свою ГТС на европейских началах, за европейский счет. В жестком современном мире успешные страны учатся вести и выигрывать информационные кампании, оптимизируют политические, экономические и другие возможности внешних связей, находят союзников и опираются на них. Если же пойти путем наименьшего сопротивления, –  можно быстро утратить собственные конкурентные преимущества.

  • Дата публикации: 28.10.2010
  • 471

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться