Наша служба и опасна, и трудна....

Наша служба и опасна, и трудна....
Допустим, Вы определились со своей будущей профессией и решили поднимать энергетику страны или каким-то иным образом, но все же оказались на поле энергетики. Или Вы еще учитесь  на энергофаке, прогуливаете пары и пишите по ночам курсачи за два дня до сдачи, ну, а может, и прилежно учитесь в течение семестра и уже примерно знаете, что пойдете работать в энергосистему, но вот более конкретно не определились с направлением деятельности.    

И если Вы не хотите рутины и конвейера, не хотите чувствовать себя офисным планктоном, не хотите быть бумажным клерком, а чувствуете в себе большой потенциал  и готовы решать сложные задачи, то работа в оперативной службе Вам придется по душе.    

Итак, разберем по полочкам, что для этого нужно.  
  
1. Начнем с учебы.     

В принципе, оперативнику нужен максимальный объем знаний по всем предметам, ведь больше него должен знать только главный инженер предприятия, но есть предметы, на которые нужно сделать особый упор.    

1) Электрические машины. Не побоюсь сказать, что это самый нужный предмет для оперативника-энергетика. Линии и кабели работают себе и работают и никому не мешают, а трансформаторы, генераторы, синхронные компенсаторы приносят очень много головной боли.  Сетевому диспетчеру приходится чаще всего сталкиваться с трансформаторами, поэтому досконально изучите системы регулирования напряжения в трансформаторах и их  устройство. Если же Вы определились, что будете начальником смены электростанции или диспетчером энергосистемы, то курс синхронных машин  Вы будете вспоминать очень часто, так что заострите и на нем внимание. С асинхронными машинами придется сталкиваться реже, да и проблем с ними никаких, это в основном вспомогательные механизмы.    

2) Релейная защита и автоматика. Этот предмет можно было бы поставить вместе с машинами на первое место, но пускай будет на втором. Что делает диспетчер? Правильно, управляет первичным оборудованием (выключателями, трансформаторами, генераторами) посредством воздействия на вторичные цепи (цепи управления и защиты) и получает ответ по цепям сигнализации. Так вот, эти самые вторичные цепи и есть релейная защита и автоматика. Диспетчеры всех уровней, дежурные подстанций и начальники смен стаций должны знать релейку досконально! Чем выше уровень диспетчерского управления, тем больше в нем автоматики, поэтому если хотите быть серьезным дядькой и управлять межсистемными перетоками, не спите на лекциях по автоматике!    

3) Электрооборудование станций и подстанций. Если Вы «зеленый» школьник, а не выпускник энерготехникума, то и этот предмет советую посещать. Но более эффективно это оборудование лучше изучать, поработав с полгодика электромонтером. Не беспокойтесь, поработать придется обязательно - это входит в обязательную программу подготовки диспетчера.    

4) Устойчивость энергетических систем. Предмет специфический и понадобится Вам, если Вы решите не тянуть резину за хвост в долгий ящик, а сразу занять самую вершину диспетчерского управления: управлять объединенной энергосистемой Республики или региона России ( например ОЭС Сибири).   2. Навыки и способности.    

Навыки и способности, которыми должен обладать диспетчер (оперативник), чтобы работать успешно:    

А) Переключение внимания. Хитрый такой показатель. Попробуйте пройти маленький тест. Позвоните сразу по двум телефонам разным людям (желательно разного возраста) и поговорите с ними попеременно и на разные темы, параллельно записывая что-нибудь под диктовку рядом стоящего человека. И еще включите погромче телевизор с программой-дебатами, чтобы человек 5-7 громко обсуждали какую-нибудь актуальную тему. Если продержитесь полчаса и не начнете материться, то  способности к управлению определенно у Вас есть! Но не забудьте, что на работе Вам придется держаться по 12 часов, так что «Тренируйтесь дамочки!», как говорят офицеры спецназа США!    

Б) Стрессоустойчивость. Вроде бы как понятный показатель. Но снова тест: те же условия, что и в вышеприведенном задании, только люди, говорящие с Вами, должны ругать и оскорблять Вас, а Ваша задача - отвечать им тактично и вежливо. Выступающие по телевизору тоже должны ругаться все громче и громче. Если через полчаса все останутся без телесных повреждений, а средства связи не будут разбиты о пол, то Вы вполне стрессоустойчивы!    

В) Способность работать ночью… головой. И… опять тест! Попросите разбудить Вас в 3 часа (именно в 03.00) ночи и устроить Вам тест на стрессоустоичивость. Если продержитесь 10 минут, попробуйте заснуть, а через 10 минут после того как заснете,  опять… тест на стрессоустойчивость. Этот тест также полезно пройти тем, кто говорит, что оперативники ночью спят! Ах да, забыл об одном нюансе: засыпать следует под шум не менее 10 компьютеров и под звуки включенного радио.    

Г) Способность управлять персоналам в критических ситуациях. Так уж и быть: еще один тест! Остановитесь на своей машине или на машине друга посреди проспекта в час-пик, забинтуйте кисть одной руки, имитируя ее растяжение, спустите колесо, вызовите друга по телефону и попросите его помочь заменить колесо, при этом командуйте им и подгоняйте его. Тест будет считаться пройденным, если друг Вас не пошлет в недалекое эротическое путешествие.  Про реальную жизнь…, поэтому запомните: если Вам должностная инструкция и дает масштабные полномочия, то все равно не просто заставить правильно действовать персонал в критических или аварийных ситуациях, к тому же нужно самому чувствовать грань опасности и не гнать людей на рожон. Лучше потратить больше времени или повредить оборудование, но людей оставить живыми.    

В принципе, эти тесты успешно проходят студенты, живущие в общежитии. Это наиболее подготовленный контингент будущих оперативников. :))  

3. Кратко о подготовке на предприятии.     Когда Вы, дипломированный специалист, готовый к управлению, командованию, руководству и вообще…, придете на предприятие, Вам никто сразу не даст бразды оперативного управления, даже если Вы покажете справку, что прошли все тесты! :))    

Вас протестируют профессиональные психологи и, если успешно, выдадут программу подготовки диспетчера (начальника смены) сроком на ОДИН ГОД или более, но не менее года! Месяц Вы будете читать инструкции, потом сдадите экзамен по ТБ, затем начнутся стажировки в качестве электромонтера во всех службах, что займет месяца три, затем будет стажировка электромонтером ОВБ (оперативно-выездной бригады) или дежурным электромонтером на электростанции  (от полугода до года), затем стажировка диспетчером и допуск к дублированию (2-4 месяца). ИТОГО: 1-1,5 года!    

На дублировании Вы будете работать с опытным коллегой, при этом за Ваши действия будет отвечать он, примерно, как инструктор по вождению. И после этого всего будет апофеоз - допуск к самостоятельной работе. Даже диспетчеры, переходящие из одних электросетей  в другие, проходят почти все ступени подготовки, несмотря на опыт и заслуги перед отечеством!    

И если Вам хватило сил, чтобы дочитать до этого абзаца, то пару слов о самой работе. Многие думают, что работа оперативника-энергетика: диспетчера, начальника смены станций, дежурного по подстанции - это только устранение аварий. Но это только верхушка айсберга. Скажем, устранение аварий - это только дополнительный неприятный фактор в работе, но не сама работа. Примерно как у водителя: основная работа - водить машину, а не ремонтировать  ее. Основная работа оперативного персонала - вывод оборудования в ремонт и ввод его в работу после ремонта. Это та часть работы, на которую тратятся основные силы и нервы, а устранение аварий накладывается на эти плановые работы как неприятное дополнение.    

Как же выводится оборудование из работы. В ночные смены (когда все думают, что диспетчер спит) по  заранее поданным заявкам и заранее подготовленным режимам диспетчер при помощи подчиненного оперативного персонала и средств телеуправления производит оперативные переключения. Оборудование выводится из транзита  в ремонт  при неукоснительном соблюдении важнейшего условия: оно выводится настолько  бесшумно и безболезненно, что у мирного населения даже не моргнет экран телевизора с любимым каналом «Беларусь 1» (в большинстве случаев):)!     

При этом диспетчер взаимодействует с энергослужбами Горэлектротранса, Метрополитена, Водоканала, Теплосетей, Аэропорта, Железной дороги и других электросетей. На следующий день заступит другой диспетчер, который будет осуществлять координацию времени и места допускаемых бригад, будет давать разрешение на подготовку рабочих мест и на допуск по ВСЕМ нарядам на выведенное оборудование, которое находится у него в управлении.  Это как авиадиспетчер, который сажает самолеты, или железнодорожный диспетчер, который «разруливает» поезда. Поверьте, очень схоже!    

Оперативник (начальник смены) на электростанции должен постоянно контролировать электрические и тепловые параметры генерации, а также выводить в ремонт оборудование по заявкам служб и, конечно, устранять аварии, как же без них.    А после смены оперативник, уставший и довольный, тем, что он не тварь дрожащая, а право имеет, возвращается домой.    

P.S. И еще один маленький совет: если Вы все-таки выбрали этот путь и надеетесь, что Вам будут платить 8000?, как и диспетчеру в Германии, и Вы сразу станете представителем среднего класса, то купите себе ГЗМ последней модели! Я не ошибся не БМВ последней модели, а ГЗМ (губозакаточную машинку).  Успехов Вам в  учебе и труде! :))

  • Дата публикации: 01.10.2012
  • 770

Чтобы оставить комментарий нужно Войти или Зарегистрироваться