Грядут изменения! Оперативно-техническое обслуживание

Грядут изменения! Оперативно-техническое обслуживание

Не все читатели моего блога знают, а некоторые даже не представляют, что многие объекты распределительных сетей 6-10 кВ электросетям не принадлежат. Простые потребители думают, что, поскольку все оборудование принадлежит электросетям, данное оборудование должны и обязаны обслуживать электросети. Нет, это не так, совсем не так.

В предыдущей статье я рассказывал о том, как воздушная линия может являться собственностью частных лиц, и какие последствия от этого могут быть.

В собственности (на балансе) потребителя могут быть целые трансформаторные подстанции 10/0.4 кВ, или группы трансформаторных подстанций и распределительных пунктов и даже подстанции 110/10 кВ. Такими потребителями, в основном, являются крупные промышленные предприятия или торговые центры, а также больницы и административные здания, которые на своем балансе имеют трансформаторные подстанции (ТП).

Но не все организации-потребители имеют квалифицированный персонал для оперативного и технического обслуживания своих электроустановок. Смысл оперативного обслуживания в том, что потребителю-владельцу подстанции необходимо иметь целый штат сменного персонала, который сможет: 1) круглосуточно производить оперативные переключения на своих объектах; 2) соблюдать режим нагрузок городской электросети; 3) выполнять режимные и аварийные оперативные переключения по команде диспетчера электросетей. Кроме того, если объект находится в транзите городских нагрузок, то от своевременного выполнения действий штатного персонала будет зависеть надежность электроснабжения других потребителей, а также скорость устранения аварий.

Техническое обслуживание подразумевает своевременное выполнение текущих ремонтов, осмотров, устранения дефектов. Для большей наглядности на рисунке приведены примеры ТП в транзите и ТП на обособленном тупиковом питании (упрощенные схемы).

Нижняя схема  наглядно демонстрирует, что при повреждении кабеля «Источник питания – ТП-3» саму ТП-3 можно будет запитать только в том случае, если включить секционный аппарат на ТП-2 («Больница»). Если в штатном расписании больницы не будет предусмотрен тот самый штатный персонал, который сможет производить переключения и поддерживать оптимальный режим круглосуточно, то ТП-3 будет стоять без напряжения. А от нее, например, могут питаться жилые дома. Проблема есть… 

Но на сегодняшний день она решена очень выгодно для потребителей и крайне убыточно для электросетей. С потребителями, у которых на балансе есть электрооборудование и нет персонала для его обслуживания, заключены договора на оказание услуг оперативно-технического обслуживания (ОТО). Типовым таким договором предусмотрено, что персонал электросетей обязан производить круглосуточно оперативные переключения на объектах потребителя и осуществлять их техническое обслуживание (осмотры, текущие ремонты). 

В случае необходимости проведения объемных ремонтов владелец ТП  предоставляет материалы, а персонал электросетей производит их замену (изоляторы, коммутационные аппараты). При оперативно-техническом обслуживании подстанций 110/10 кВ к оперативному персоналу электросетей подключаются еще и такие службы, как служба релейной защиты или служба подстанций. Они тоже имеют свой договорной, выделенный объем работ. На сегодняшний день ОТО, скажем прямо, убыточно для сетевых предприятий. Приведу конкретный пример, почему. В Минских кабельных сетях заключено около 600 договоров на оперативно-техническое обслуживание абонентского оборудования.  Это говорит о том, что тысячи условных единиц оборудования НЕ ЧИСЛЯТСЯ на балансе Минских кабельных сетей, а обслуживать их приходится. Кому? Тому, кто, согласно заключенным договорам, взял на себя данное обязательство. 

Но!.. Любое электросетевое предприятие рассчитывает норматив численности своих сотрудников, впоследствии определяя штатную численность, исходя из количества условных единиц оборудования, находящихся на балансе предприятия. В результате получаем, что в Минских кабельных сетях не хватает работников количеством в 80-100 человек? Да, именно так и получается. И самое главное: стоимость ОТО для одной ТП в зависимости от состава оборудования составляет 100 - 400 тысяч белорусских рублей в месяц. 

Согласитесь, это смешно. Филиал «Минские кабельные сети» РУП «Минскэнерго» решил прекратить играть роль планово-убыточного предприятия, и изменить свою политику в отношении ОТО абонентского оборудования: 1. Всем абонентам, с которыми были заключены договоры, будут направлены письма с предложением передать на баланс МинКС объекты оперативно технического обслуживания, если они не самортизированы. 2. Если объекты оперативно технического обслуживания полностью самортизированы, то абоненту необходимо будет произвести их реконструкцию по проекту и сдать на баланс реконструированный объект (многие абоненты уже занимаются этими вопросами и заказали проекты реконструкции). 3. Абонентам, не желающим действовать по пунктам 1 и 2, будет направлено предложение о расторжении договора на ОТО и предупреждение о необходимости поиска другой обслуживающей организации, соблюдающей технические регламенты в области ремонтов и обслуживания энергооборудования. 4. Исключение: С теми абонентами, оборудование которых находится В ТРАНЗИТЕ городских нагрузок, при расторжении договора на ОТО будет подписано временное «Положение о взаимоотношениях», в соответствии с которым персонал МинКС будет делать переключения на объектах абонента с целью обеспечения режима и бесперебойного электроснабжения потребителей города Минска, пока владелец электрооборудования будет заниматься поиском обслуживающей организации. 

Что избранный курс даст Минским кабельным сетям? 

 1. При приемке части абонентских ТП на баланс произойдет увеличение условных единиц оборудования. Это, в свою очередь, приведет к созданию на предприятии дополнительных рабочих мест. (До этого такие объекты приходилось обслуживать без достаточного количества персонала). 

 2. Прекратится обслуживание по расторгнутым договорам, что снизит нагрузку и напряженность в работе персонала, произойдет перераспределение занятости персонала. 

3. Появится возможность качественного обслуживания объектов, находящихся на балансе предприятия, что неизбежно приведет к уменьшению их повреждаемости. Потребители будут довольны. Будут и сложности. Потребители, которые расторгнут договоры и ничего не предпримут, окажутся нарушителями. Их списки будут направлены в Энергонадзор, который примет решение об отключении от электроснабжения электроустановок, не имеющих обслуживающего персонала. Ответственность за последствия таких отключений понесут «хозяева». Нехитрые, но очень важные изменения грядут в электросетевом хозяйстве столицы нашего государства.

  • Дата публикации: 11.03.2013
  • 2026

Чтобы оставить комментарий нужно Войти или Зарегистрироваться