Кто на новенького?

Кто на новенького?

Сезон гибели механизаторов и крановщиков открыт, и это факт. Нет абсолютно никакого желания писать нудные объяснения, почему высокое напряжение - это плохо для нормальной жизни живых организмов, если приблизиться к этому напряжению в зону его поражения, т.е. на недопустимое расстояние. Да и читателю наверняка не хочется читать всякие нотации по электробезопасноcти. 

Читателя сейчас манит Турция, манит пляжами и отелями. А Египет - это же вообще красота: «Залезть верблюд - бесплатно, слезть верблюд- 5 долларов». Эх, восточная сказка! Но чтобы поехать в Турцию, нужно достроить свой дом в пригороде! А там всего-то в этом сезоне запланировано перекрытия положить! И ай-да в  родимую Турцию!

Перекрытия на стены уложить? Да раз плюнуть! Пригоняем кран, плитовоз и разгружаем!  Раз-два, вира-вира, еще вира! Ой! Вашу медь! Он стрелой крана…! Попал в линию электропередач!! Рома, давай прыгай скорее с крана! У тебя колеса загорелись! Степан - бегом за огнетушителем!

Один спрыгнул с крана - погиб, второй прибежал с огнетушителем – погиб, третий бросился их спасть - погиб. Турция отменилась, дом недостроен, дерево не посажено, сын остался сиротой… И не один сын. 

 

   А почему? А потому что всякие нотации по электробезопасноти не хочется читать. Всех манит Турция, манит пляжами и отелями…

И тем не мене, всем известный документ ТКП- 427-2012 (02230) «ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК» гласит следующее.

1. Пункт 7.21.4 «Перед началом работ в ОРУ и охранной зоне ВЛ грузоподъемные машины и механизмы на пневмоколесном ходу должны быть заземлены. Грузоподъемные машины и механизмы на гусеничном ходу при установке непосредственно на грунте заземлять не требуется.» Зачем заземлять машины и тракторы на резиновых колесах? Все просто, в случае попадания машины под напряжение весь потенциал  линии электропередач (400 вольт, 10 000 вольт или 35 000 вольт) будет на ней, а на земле в это время будет 0 вольт.  Что может произойти?

а) могут загореться колеса от приложенного высокого напряжения, ведь резина, которая в колесах, совсем плохой изолятор; а горит хорошо;

б) человек, спускающийся с машины, если одной ногой останется на подножке, а вторую поставит на землю, попадет под полное напряжение линии и гибнет;

в) прибежавшие на помощь люди тоже могут погибнуть, если только возьмутся за погибшего товарища.

   2. Пункт 7.21.6 «В случае соприкосновения частей грузоподъемной машины, механизма или автомобильного транспорта с токоведущими частями электроустановки, находящимися под напряжением, водитель (машинист) должен принять меры к быстрейшему разрыву возникшего контакта и отведению подвижной части машины (механизма) от токоведущих частей на расстояние не менее указанного в таблице».      Здесь все просто: нужно стрелу крана (погрузчика) быстро отвести от провода ЛЭП, исключив возгорание колес и гибель людей, стоящих рядом с механизмом. Самому водителю крана (погрузчика), пока он сидит в кабине, напряжение не угрожает, ведь он сам и все части кабины находятся под одинаковым потенциалом.

3. Пункт 7.21.7  «Запрещается спускаться с грузоподъемной машины, механизма или автомобильного транспорта на землю или подниматься на него, а также прикасаться к нему, стоя на земле, когда машина, механизм или автомобильный транспорт остаются под напряжением».

   Если же все-таки  грузоподъемная машина или погрузчик загорелась, машинист должен спрыгнуть на землю, соединив ноги и не касаясь руками машины. Затем следует удалиться от машины, переставляя ноги таким образом, чтобы ступни соприкасались  между собой, на расстояние не менее 8 м. Это позволит не попасть под шаговое напряжение. 

    Кроме того, водитель (машинист) обязан предупредить окружающих работников о том, что грузоподъемная машина, механизм или автомобильный транспорт находятся под напряжением. Все окружающие должны удалиться от машины способом, описанным выше.

  Не нужно бежать к бедному Васе. Нужно бежать звонить в местные электросети. А если дело обстоит так, что телефон местных сетей не известен, нужно звонить в 101. В МЧС свяжутся с электросетями, диспетчер снимет напряжение с линии, и все будет безопасно.

  После прочтения статьи  у некоторых читателей останется «осадочек»: а почему линия не отключается защитами, почему остается под напряжением? Все просто, для линий классом напряжения  6 000 - 10 000 и 35 000 вольт замыкание одного провода на землю НЕ ЯВЛЯЕТСЯ аварийным режимом. Это предаварийный режим, который называется «замыкание на землю» или просто «земля». Линия не отключается, пока замыкание не будет обнаружено аварийной бригадой, или пока оно не перерастет в междуфазное замыкание.

    Не буду долго рассказывать, почему в СССР строили  линии с такими хитрыми режимами работы. Скажу только, что сегодня во многих случаях такая система не оправдана. Ведь пока этот один провод замкнул на землю, у всех потребителей не нарушается электроснабжение, но за это может быть заплачена высокая цена.

      В сухом остатке получаем следующее: соблюдаем ТБ, строим дом, Турция-форева! Да здравствует жизнь!


  • Дата публикации: 25.05.2013
  • 1956

Чтобы оставить комментарий, нужно Войти или Зарегистрироваться

При выполнении скрипта возникла ошибка. Включить расширенный вывод ошибок можно в файле настроек .settings.php