Технологическое присоединение

Технологическое присоединение

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Каждый бизнесмен желает знать, как подключить свой бизнес к системе электроснабжения с наименьшими затратами.  Если забыть о рейтингах, временах, процедурах, для понимания некоторых процессов следует ввергнуться в пучину сравнений.

Человеку каждый день нужно питание. Человек идет в магазин и покупает продукты, несет их домой и потребляет. При этом проблемы конечной стадии «продуктоснабжения» потребитель берет на себя - сам ищет магазин, сам транспортирует продукты, сам отвечает за качество доставки.

Товар с наименованием вода нужен чаще, чем продукты питания. И доставка воды просто необходима прямо в дом к потребителю. На воде завязана и санитария, и приготовление еды, и технологические процессы на многих предприятиях. Воду ведрами не наносишь в том количестве, которое необходимо каждый день, воду нужно подводить. К воде нужно подключаться. И тут мы подходим к такому важному и понятию как "сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. 

Особой красной нитью идут, конечно, сети электроснабжения. Тут и школьнику понятно, что электроэнергия - самый важный ресурс.  И подключение к ним, т.е. технологическое присоединение – это создание последней цепочки обеспечения ресурсом. И как в последней стадии «продкутоснабжения», когда потребитель сам идет в магазин и покупает продукты, так и здесь: чтобы подвести к себе электроснабжение, потребитель идет в «магазины» -проектирующую и электромонтажную контору - и «покупает» себе пути подвода. Но кроме покупки нужно проконтролировать еще две важные вещи: можно ли подключиться в точке, где хочет потребитель, и можно ли проложить линию электроснабжения по землям государства.

Таким образом, в процессе подключения к электрическим сетям есть несколько участников. Но непосредственно сетевая компания взаимодействует с потребителем всего ДВА раза. Первый раз электросетевая компания участвует, когда выдает технические условия – документ, который определяет, каким образом можно подключиться в той точке, где хочет потребитель, и второй раз, когда непосредственно подает напряжение на объект. В промежуточных стадиях работают как частные организации  (проектировщики и монтажники), которых выбрал сам потребитель, так и государственные – разрешающие отвести землю под строительство линии.

Ускорится ли подключение к электрическим сетям, если все стадии, в том числе проектирование и строительство линии, от точки присоединения до потребителя будет делать электросетевая компания? Чтобы ответить на этот вопрос, следует для аналогии ответить на такой: правильно, чтобы хлебозавод самостоятельно и проектировал, и строил себе хлебные магазины? «Что за дикость?! – скажет читатель. - Хлебозавод должен производить продукцию и делать ее качественно и  рентабельно, а строить  и развивать магазины - это не его дело!» Так в электросетях. В общем, каждый должен заниматься своим делом.

Электросети должны эксплуатировать эти самые сети и участвовать в  развитии сетей. Конечно, можно держать проектную группу и монтажное подразделение, но будут ли конкурентными эти виды деятельности по сравнению со специализированными организациями? Читатель уж знает ответ.

Для развития даже в ближайшем будущем у этой системы только один  выход, который используется во все мире – оутсорсинг, т.е. самый эффективный путь технологического присоединения. 

Необходимо помнить о ключевых моментах, которые могут ставить «палки в колеса» на пути легкого и быстрого технологического присоединения к электрическим сетям:

1.     Точка присоединения, к которой хочет подключиться потребитель может НЕ ПРИНАДЛЕЖАТЬ электросетевой компании (РЭС). Да, подстанция может принадлежать и железной дороге, и военной части, и даже частному лицу.

2.     Сопутствующие проектированию и строительству линии согласования выполняют государственные органы и организации (исполкомы, гипроземы), которые не являются структурными подразделениями энергетических компаний, и исключать «их услуги» или поторапливать их энергокомпания не в силах.

3.     И самое главное, в точке, где хочет подключиться потребитель, может банально не хватать мощности ля подключения. Потребуется реконструкция подстанции, подведение высоковольтных линий, установка дополнительных выключателей, элементов схемы.

В заключение приведу интересный пример технологического подключения к сетям… сотовых операторов.

На заре развития сотовой связи «технологическое подключение» к сетям сотового оператора было очень дорогим: около 2000 $ стоил телефонный  аппарат, за само «подключение» абонент платил бешеные деньги, да и аппараты продавали сами сетевые операторы. С ростом и развитием сети и развитием технологий производства сотовых телефонов, с ростом конкуренции на рынке операторов цены на «технологическое подключение» стали падать, и сейчас мы имеет почти «отрицательные расценки», когда и аппарат дают «бесплатно», и на счет кладут «бесплатные минуты» - только подключайся. У сотовых операторов идет война за абонентов, и самое главное в этой войне - возможность использования гибкой тарифной политики и дополнительных информационных сервисов, передачи данных.

Когда такой расцвет «технологического подключения» настанет в энергетике? Наверное, когда сбудутся мечты Николы Тесла, и электроэнергию можно будет передавать без проводов, по воздуху.

  • Дата публикации: 03.02.2014
  • 1226

Чтобы оставить комментарий нужно Войти или Зарегистрироваться