Электробезопасность: не трогайте электричество , и оно не тронет вас

Внимание! Эта статья не о том, что не нужно совать металлические предметы в розетку и брать мокрыми руками электроприборы, что все железное вредно, а электрическое опасно? Об этом Вы можете прочесть и в районных газетах,  а здесь обойдемся без скучной статистики и выдержек из правил безопасности. Здесь будет все  доступно, только простыми словами. Но некоторую нормативку, конечно, обозначим! Предупреждаем сразу: статья не претендует на роль научных изысканий, поэтому не будем о мелочах, а сразу о главном.

Рассмотрим случаи поражения электрическим током в зависимости от их «хитовости», т.е. частоты упоминания в СМИ и не только. 1. Ловись, рыбка.     В последнее время уверенными лидерами в области элетротравм становятся рыбаки. Почему в последнее время, спросите Вы? Ответ кроется в том, что технологии не стоят на месте и, если раньше большинство рыбаков успешно обходилось удочками и спиннингами из стекловолокна (хорошего диэлектрика), то теперь очень модно и удобно заиметь в арсенале удочки и спиннинги из углепластика (входящего в состав волокон углерод ну очень хороший проводник).    

Вот так выглядит удочка  из углепластика после разряда, когда ее буквально  «распушило» на волокна.      Линии ЛЭП идут высоко и их недостать - возразят мне рыбаки.     

Ну, во первых, сами удочки сейчас ого-го какой длины и, самое главное, напряжение ЛЭП от 10 000 до 330 000 вольт обладает такими свойствами, что не обязательно касаться провода, чтобы получить удар током, достаточно поднести удочку (пронести на плече под ЛЭП) на таком расстоянии, при котором произойдет пробой воздушного промежутка! И все, шел рыбак, шел, а проходя под ЛЭП, стал проводником между проводом ЛЭП и землей. Исход тяжелый: или ожоги всего тела, или летальный. Будьте внимательны, когда рыбачите возле линий электропередач. На всех углепластиковых удочках есть значок, где нарисована перечеркнутая линия электропередач и много красных молний, да и нормальные продавцы напоминают об этом.

Однако не тешьте себя иллюзиями, что если у Вас удочка из стекловолокна, то Вы - Повелитель стихий и ею можете трогать высоковольтные провода! В сырую погоду, на влажной удочке из стекловолокна произойдет перекрытие изоляции по поверхности удочки. Просто последствия немного будут менее значительными. Но вывод один: проходить под ЛЭП с удочкой можно, но держать удочку нудно только в горизонтальном положении!  И будет Вам  хорошего клева много! 2. Не все медь, что красное, и не все алюминий, что летает.     

Второе место по электротравматизму  после  рыбаков  занимают  любители сбора цветных металлов. Но одно дело - собирать алюминиевые баночки из-под пива, а другое - откручивать алюминиевые шины 10 кВ.  Любитель цветных металлов не сможет приблизиться к ним ближе, чем на 60 см. При этом он будет смертельно поражен электрическим током, или обожжен до неузнаваемости. Так что, любители цветных металлов, - ищите свободно валяющийся вторцветмет и ни в коем случае не проникайте  в распредустройства и трансформаторные подстанции, а то Бог электричества накажет Вас!

Даже энергетики называют напряжение 6 и 10 кВ «тихой смертью». Почему «тихой»? Потому что этот уровень напряжения, в отличие от 35 и 110 кВ, не сильно проявляет себя акустически, т.е не издает звуков. И, приблизившись к нему на недопустимое расстояние  (0,6 м), происходит пробой воздушного промежутка, и человек погибает. Оборудование более высокого напряжения расположено на значительной высоте и издает характерные звуки при коронировании (коронном разряде).

Этими звуками и видом «короны» оборудование высокого напряжения отпугивает любителей цветмета. На фото представлены устройства выравнивания потенциалов на оборудовании 500 000 Вольт. На них горит «корона» (коронный разряд), или «огни святого Эльма», как называли их средневековые мореплаватели, видевшие их на ноках реев и на топах мачт.

 3. А что гудит там за дверью?    Под третью категорию и, соответственно, группу риска подпадают человеки, обладающие чрезмерным любопытством. Некоторые дети и дети, которым за 25, проявляют излишнюю любознательность в отношении энергообъектов. За дверью трансформаторной подстанции для них таится неизведанное королевство больших энергий и мощных разрядов. Только вот столкнувшись однажды с таким разрядом, до конца жизни исследователем быть уже не захочется. И не останавливают этих искателей приключений ни предупреждающие надписи и красочные картинки: ни увещевания СМИ, ни предупреждения родителей. Тем не менее, проводить  воспитательную и разъяснительную работу с этими индивидуумами нужно. А для демотивирующих моментов подойдет просмотр этого видео:  Короткое замыкание в ячейке 10  кВ. Предупреждаю: на видео оперативники-профессионалы в огнезащитной одежде, которая пропитана особыми  огнезащитными составами, позволяющими достигать уменьшение ожогов до 15% поверхности тела. А «исследователи» в своих рубашечках могут получить все 80 %, несовместимые с жизнью. Так что энергообъекты пусть посещают исключительно люди с  профессиональными намерениями, которые без дела (без наряда и распоряжения) сами туда по своей воле заходить не будут!  

 4. Лети, стрела, высоко! Езжай, комбайн, далеко!     

Конечно, имеется ввиду не стрела Амура или Робингуда, а стрела автокрана. Есть в наше время любители производить работы по разгрузке и погрузке грузов  в охранной зоне ЛЭП. Охранная зона ЛЭП это такой «коридор» определенной ширины вдоль ЛЭП. Цитирую:   «Охранная зона ВЛ и ВЛС - это:  зона вдоль ВЛ в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченная вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии:   2 м - для ВЛ напряжением до 1 кВ и ВЛС;  10 м - для ВЛ 6 - 10 кВ;  15 м - для ВЛ 35 кВ;  20 м - для ВЛ 110 кВ;  25 м - для ВЛ 220 кВ;  30 м - для ВЛ 330 кВ;  40 м - для ВЛ 750 кВ;»


 Так вот, водителям автокранов нужно знать, что как бы сладко не манила их халтура разгрузить пару плит на строящемся коттедже или рядом с ним, но если работы производятся в охранной зоне ЛЭП, то нужен допуск организации, эксплуатирующей ЛЭП, и обеспечение наблюдения представителем этой организации. Этой организации тоже неохота потом восстанавливать линии, когда Вы, самовольно работая, порвете стрелой крана провода или создадите замыкание, погасив целый сельхозрайон во время уборочной!  

Что же делать, если Вы,  водитель крана, возомнили себя смельчаком и таки случайно приставили стрелу к проводу линии электропередач. Многие выскакивают из кабины и бегут куда глаза глядят, забыв отвести стрелу от провода. Если не отвести стрелу, то может начать гореть трава возле опор автокрана (тех, на которые он опирается во время погрузки- разгрузки). Бежать не надо, последовательность действий такая:  1. Отвести стрелу на безопасное расстояние от провода ЛЭП.  2. Убедиться в отсутствии отгоревшего провода на стреле и на земле.  3. Аккуратно покинуть кабину  и удалиться от механизма, способом описанным ниже.  4. Позвонить в районные электросети РЭС, обслуживающий ЛЭП, сообщить о месте происшествия.      Если провод ЛЭП задет трактором на резиновых колесах или комбайном, если транспортным средством сбита опора (столб) линий электропередач, а провода легли на него, то здесь случай другой. Потенциал ЛЭП будет на всем тракторе, который будет изолирован от земли большими колесами. Если водитель начнет спускаться из кабины,  держась за поручни, и поставит ногу на землю, то замкнет цепь ПРОВОД-ТРАКТОР-ВОДИТЕЛЬ-ЗЕМЛЯ, через него пойдет ток и погубит его.  В этом случае нужно постараться отъехать от места замыкания, чтобы провода не повисали на механизмах. Если это невозможно, то покидать кабину нужно очень аккуратно, спрыгивая с последней ступени на две ноги (как парашютист) и передвигаться в сторону от трактора  «гуськом», не отрывая ступню от ступни, чтобы не попасть под шаговое напряжение. А то вдруг еще один провод лежит на земле  и по земле расходится потенциал! На рисунках видно, как происходит замыкание.


 Обзор случаев можно было бы продолжать, но в этой статье не было цели рассказать обо всем. Здесь собраны только хиты и, если благодаря этим веселым картинкам хотя бы один рыбак, ребенок, крановщик и тракторист останутся в живых, значит, наша цель  достигнута! Надеемся, что уважаемые читатели сейчас  вооружены знаниями и очень опасны… а электричества бояться не надо, его нужно уважать!
  • Дата публикации: 07.10.2012
  • 1485

Чтобы оставить комментарий нужно Войти или Зарегистрироваться