А. Абузяров: «…На розничном рынке нефтепродуктов в Беларуси возникает нормальная конкурентная среда»

А. Абузяров:  «…На розничном рынке нефтепродуктов в Беларуси возникает нормальная конкурентная среда»

В эти дни ИП «ЛУКойл–Белоруссия» – «дочка» российской компании «ЛУКойл» – мирового лидера среди частных нефтегазовых компаний по размеру доказанных запасов нефти — отмечает 20-летие. К очередному юбилею работы в Беларуси коллектив предприятия накопил немало хороших результатов. О результатах работы ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» в минувшем году рассказал генеральный директор А.С. Абузяров.

— Айдар Суфиянович, на состоявшемся в декабре заседании Наблюдательного совета ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» были озвучены

ожидаемые результаты работы предприятия в 2013 г. Какова была оценка работы?

— Итоги года были оценены положительно. О достигнутом красноречиво говорят хотя бы несколько таких цифр: Ожидаемый операционный доход от

сбытовой деятельности составит 197,5% к установленному контрольному показателю. По нашим расчетам, объем розничной реализации нефтепродуктов и СУГ за 2013 год составит 454 тыс. т. при плане 410 тыс.т. (110,7%). Среднесуточная реализация через одну АЗС составляет 15,4 т. при плане 13,9 т. Благодаря повышению финансовой и исполнительской дисциплины руководителей на местах мы добились сокращения общих и административных расходов на 12,9%. Пусть ненамного (0,4%), но мы сократили коммерческие расходы на одну тонну розничной реализации нефтепродуктов и газа. Здесь нам следует продолжить оптимизацию бизнес процессов и логистики. Отмечу также, что в 2,2 раза превышен объем торговой прибыли от реализации нетопливных товаров и услуг.

— Что, по Вашему мнению, характеризовало ситуацию на белорусском розничном рынке нефтепродуктов в минувшем году?

— В первую очередь — рост конкуренции со стороны других компаний-операторов. Участники рынка — предприятия системы «Белоруснефть», а также компании «Газпромнефть», «Роснефть», «А-100» в последние годы

активно наращивали количественный и качественный состав своих сетей,

работали над повышением качества сервиса, развивали сопутствующую торговлю, особенно — в сегменте быстрого питания. Я бы сказал, что сейчас на розничном рынке нефтепродуктов в Беларуси все более и более возникает нормальная конкурентная среда, характерная для аналогичных рынков России, Украины, наших западных соседей. А острая конкурентная борьба за покупателя не прощает ошибок и небрежности ни в экономическом планировании, ни в логистике, ни в соблюдении технологической дисциплины на нефтебазах и АЗС. Лет 20–15 назад, когда ЛУКОЙЛ в числе первых заходил на этот рынок со своими современными, европейского уровня станциями, мы имели весьма выигрышные стартовые позиции. А что теперь? Посмотрите: все участники рынка строят отличные, оснащенные по последнему слову техники станции, предлагают клиенту всевозможный сервис. Так что сегодня на первый план выходит единственное и решающее конкурентное преимущество – качество сервиса и качество нефтепродуктов.

— В последнее время на производственных совещаниях в качестве приоритетного вопроса регулярно обсуждаются показатели системы «тайный покупатель»…

— Это отличный механизм контроля качества обслуживания, и мы высоко

оцениваем эффект от внедрения этой программы, постоянно анализируем получаемые показатели. Можно констатировать, что благодаря такому контролю качество обслуживания постепенно повышается, что и региональные менеджеры, и менеджеры АЗС проводят целенаправленную работу с коллективами. Однако, ключевым здесь я считаю то, чтобы показатели качества обслуживания были тесно связаны с системой поощрения труда. Сейчас мы завершаем разработку новых принципов стимулирования труда коммерческого персонала, в том числе — и коллективов АЗС. Эта система будет внедрена уже с января 2014 г. Цель этой работы — сделать переменную часть заработка еще более зависимой от качества труда работника, изжить т.н. «уравниловку», еще больше повысить заинтересованность каждого работать хорошо, как того требуют и корпоративные стандарты, и конкурентная ситуация на рынке. В последние годы в управленческой терминологии утвердился термин «клиентоориентированность». Это означает, что на АЗС все должно способствовать комфортному самочувствию клиента: приветливый и внимательный оператор, красивый, эргономичный интерьер, опрятный, ухоженный вид самой АЗС, хороший выбор сопутствующих товаров в магазине, возможность выпить чашку кофе с выпечкой.

— Что можно сказать о новом облике АЗС «ЛУКОЙЛ»? Это ведь тоже обращено на потребителя…

— Совершенно верно. Именно клиентоориентированность и легла в основу

обновленного компанией «ЛУКОЙЛ» внешнего и внутреннего дизайна станций. И работа по ребрендингу уже началась. Начата подготовка ТЭО

и компоновочных решений. В 2014 г. запланировано провести работы по переоборудованию интерьеров ряда станций. Я думаю, уместно даже назвать некоторые адреса. Например, в Минском регионе: АЗС-1 (ул.Лещинского, 2), АЗС-65 (ул. Кижеватова, 88), АЗС-4 (ул. Брилевская, 28). В Гродненском регионе: АЗС-58 (д. Раковцы, Сморгонский р-н), АЗС-44 (Лидский р-н), АЗС-59 (п. Пограничный). По Брестскому региону: АЗС-11 и АЗС-12 (п. Тельмы), АЗС-22 (г. Брест, ул. Я.Купалы, 117). Витебский регион: АЗС-31 и АЗС-32 (Дубровенский р-н.), АЗС-33 (г. Витебск, ул.Зеленогурская, 81) По Могилевскому региону: АЗС-27 (г. Могилев, Минское шоссе, 27), АЗС-30 (п. Вейно, Могилевского р-на), АЗС-82 (п. Калинино, Гомельского р-на).

— Айдар Суфиянович, как известно, в августе 2013 г. Совет Министров Республики Беларусь принял решение, касающееся трассовых АЗС в рамках республиканской программы по дальнейшему развитию придорожного сервиса. Часть АЗС расположена именно на автодорогах республиканского значения. Что намечается сделать по выполнению решения правительства?

— Такое решение было ожидаемым, ведь Беларусь – транзитная страна, ей необходима трассовая инфраструктура европейского образца. При проектировании и строительстве новых станций на крупных автомагистралях всегда учитывалась специфика их работы, связанная с обслуживанием транзитного грузового автотранспорта. Другой вопрос, что упомянутое постановление дает нам больше возможностей по организации стоянок для автомобилей, что связано с отводом земельных участков. В 2014 году мы наметили объем работы по оборудованию стоянок и организации зон питания на 12 объектах в четырех регионах на республики, где, также, будут установлены сервис-блоки (пылесос, пост подкачки шин).

— Раз уж зашла речь о программе реконструкции, хотелось бы затронуть планы по дальнейшему развитию сети АЗС «ЛУКОЙЛ Белоруссия» .

— Программа развития на 2014 год очень насыщенная и напряженная.

Во-первых — это строительство четырех новых АЗС в Гродненском регионе. В первом квартале будет завершена начатая ранее реконструкция АЗС-58 в д. Раковцы. Замечу, что по объемам работ АЗС-58 можно считать практически новым объектом. Одновременно, мы уже сегодня создаем задел на инвестпрограмму 2015–2016 годов: в регионах ведется работа по подбору пяти новых участков под строительство. Задачи в плане развития перед нами стоят сложные, я рассчитываю на дружную и слаженную работу руководителей всех уровней и коллектива в целом для того, чтобы претворить эти планы в жизнь.

— В 2014 году компания приступает к производству топлива «ЭКТО дизель». Когда начнется его реализация и каковы особенности этого брендированного дизтоплива?

—В 2013 году нами проведена большая подготовительная работа в рамках этого проекта. Он называется «Внедрение систем автоматического дозирования (САД) на 4-х нефтебазах для реализации на АЗС дизельного топлива ЭКТО». Общая стоимость этого проекта составила 843 тыс. долл. Для производства топлива «ЭКТО дизель» были разработаны, утверждены и зарегистрированы соответствующие ТУ и механизм ценообразования. Изготовлены опытные образцы, проведены испытания ДТ «ЭКТО» на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза. Получена Декларация о соответствии. Топливо будет производиться на нефтебазах «Осиновка», НГК «Колядичи», НГК Гродно и НГК Брест. Дозирующее оборудование уже получено, ведутся работы по дооснащению 72-х наших АЗС газоуравнительными системами под новое топливо и дооборудование ТРК.

— Айдар Суфиянович, в минувшие годы в деловой лексикон прочно вошло малознакомое ранее слово «аутсорсинг». Сейчас на внешний сервис выведены услуги по уборке территорий и помещений, транспортировка нефтепродуктов. Готовимся к выводу на аутсорсинг техобслуживания АЗС. Какой наработан опыт в этом деле и каковы перспективы?

—Прежде всего, следует говорить об опыте взаимодействия с поставщиками услуг. Я считаю, что основные трудности мы преодолели. С клинингом (уборкой) отладили работу. Сейчас плотно взаимодействуем с перевозчиками. Вопросов, конечно, возникает много, но самое главное, что со стороны руководителей предприятий-подрядчиков мы чувствуем заинтересованность в добросовестной работе, в преодолении как проблем технологического плана, так и в решении вопросов дисциплины персонала. Теперь –

относительно вывода услуг по техническому обслуживанию АЗС. Проведен тендер, в котором победителем стало Управление «Промсервис» РУП «Белоруснефть». Это предприятие имеет многолетний опыт работы, собственную ремонтную базу, коллектив высококвалифицированных специалистов различного профиля. Вместе с тем, цена возможных ошибок

и сбоев в работе сбытовой сети очень велика: это и вероятные потери выручки, утрата доверия клиентов, в конце концов — ущерб имиджу марки «ЛУКОЙЛ». Поэтому мы в руководстве предприятия приняли решение предварительно «обкатать» эту программу путем реализации т.н. «пилотного» проекта. Иными словами — передать на обслуживание «Промсервису» для начала 15 АЗС — по три в каждом регионе. Реализация этого проекта уже началась в январе.

— В минувшем, 2013 году, к сожалению, не обошлось без технологических сбоев. По вине персонала были допущены случаи смешения нефтепродуктов. Причина крылась в пресловутом человеческом факторе. Как думаете, такую проблему вообще можно преодолеть?

— Преодолеть? Ну, философски говоря, даже в автоматике случаются сбои. А уж там, где работает человек – тем более. Но все же, как инженер, я автоматике доверяю больше. А как менеджер, стремлюсь к тому, чтобы уровень автоматизации в ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия» подтянулся до лучших практик на предприятиях Группы «ЛУКОЙЛ» в других странах. Увы, могу констатировать, что наша сбытовая инфраструктура в этом смысле… ну, мягко говоря, «консервативна». Согласитесь, планка, уровнемер и мерный сосуд — это уже не отвечает требованиям времени. Сегодняшний день — это удаленный мониторинг уровней всех резервуаров на АЗС и нефтебазах в режиме реального времени, автоматизированная логистика, диспетчирование, учет при приемке и отпуске топлива, это автоматическое измерение и фиксация температуры и плотности нефтепродуктов с помощью портативных измерительных приборов. И это совсем не из области фантастики. Это можно реально видеть в действии на передовых предприятиях ЛУКОЙЛа

в соседних с нами странах. Не за горам тот день, когда и в государственные

нормативы будут внесены положения о применении современных технологий

учета и контроля. Перед собой и перед руководителями, прежде всего службы развития и эксплуатации, я ставлю задачу последовательно и настойчиво модернизировать нашу сбытовую инфраструктуру. Задача эта комплексная, ее одним махом не решишь. Начали мы с поверки уровнемеров на АЗС с той целью, чтобы использовать их в качестве средств измерения для внутреннего учета и контроля. Планируем в ближайшее время запустить пилотный проект по подключению уровнемеров к системе отпуска на АЗС и, соответственно, доработать программное обеспечение для автоматического контроля за уровнем нефтепродуктов в резервуарах при сливе и технологическом отпуске. В ближайшее время мы наметили приобрести приборы экспресс-измерений, позволяющие оперативно замерять температуру и плотность топлива и дистанционно передавать данные в компьютерную систему учета. Предпринимаем шаги по внедрению на АЗС и нефтебазах автоматизированной системы управления (КАСУ) «Петроникс», которая уже давно работает на предприятиях Группы «ЛУКОЙЛ» в России, Украине и других странах. Вопрос этот сложный, многогранный. Начинать надо с аудита каналов цифровой связи, интеграции с действующим у нас комплексом «1С: Предприятие» в программной и аппаратной части. Затем будет этап согласования финансирования работ, разработки техзаданий и пр. Но этот путь для нас — единственно верный, и мы будем реализовывать эту программу.

По информации источников www.lukoil.by; www.sb.by

  • Дата публикации: 03.02.2014 16:29
  • 3700

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться