МАГАТЭ - идеолог и брокер

МАГАТЭ - идеолог и брокер

Оправдан ли журналистский штамп "МАГАТЭ разрешило строить АЭС"? Обязана ли страна-новичок советоваться с МАГАТЭ перед тем, как сооружать свою первую атомную станцию? Как МАГАТЭ участвует в глобальном процессе сохранения ядерных знаний?

На эти и другие вопросы отвечает представитель секции управления ядерных знаний МАГАТЭ Андрей КОСИЛОВ.

 

Ядерные знания для новичков

Андрей Николаевич, так кто же должен определять, нужны тому или иному государству ядерные знания или не нужны?

–Определять это должны сами государства. Только сама страна может решить: нужны ей эти знания или не нужны. Мы в агентстве призываем страны определиться со своими подходами и обеспечиваем необходимую информационную и методологическую поддержку для принятия сбалансированных решений.

А Вы можете рассказать о роли МАГАТЭ в этом процессе более подробно?

–Давайте рассмотрим на конкретном примере. Нужны ли ядерные знания Казахстану? Очевидно, что нужны. И Казахстан самостоятельно осознал такую необходимость, заявил об этом во всеуслышание и разработал концепцию управления ядерно-технологическими знаниями.

Составление концепции проходило в рамках одного из проектов технической помощи МАГАТЭ, и поэтому к работе над ней были привлечены специалисты агентства. Я выступал в этом проекте как технический руководитель со стороны МАГАТЭ. Сейчас этот документ полностью готов и проходит этап согласования и утверждения на уровне правительства Казахстана.

Концепция исходит из тех же предпосылок, что и политика МАГАТЭ. В ней постулируется, что знание - это ресурс, такой же, как деньги или другие материальные ценности. А далее в документе раскрывается, чем нужно управлять, почему и каким образом это следует делать.

В начале апреля с похожей просьбой к нам обратилась Республика Беларусь. Она выразила желание вступить в региональный проект для Восточной Европы под названием "Поддержка введения в атомную энергетику" (Support for the Introduction of Nuclear Energy).

То есть, новичок идёт к вам, и вы оказываете ему помощь?

–Всё даже проще. МАГАТЭ разрабатывает технические документы (руководства, стандарты, рекомендации), которые помогут странам осознать, что такое атомная энергетика, и какие меры они должны предпринять, прежде чем вливаться в ряды владельцев ядерных технологий.

Задача ставится следующим образом - если государство хочет использовать атомную энергию в мирных целях, то ему требуется создавать национальную инфраструктуру. Когда появится инфраструктура, тогда можно будет говорить об атомной станции.

В МАГАТЭ относительно недавно был подготовлен и выпущен документ под названием "Основные вехи в развитии национальной инфраструктуры для атомной энергии" (Milestones in the Development of a National Infrastructure for Nuclear Power). В нём перечислены основные элементы инфраструктуры, которые нужно иметь государству, желающему развивать мирные применения атомной энергии. Данный 100-страничный документ доступен на официальном сайте МАГАТЭ по адресу

http://www-pub.iaea.org/MTCD/publications/PDF/Pub1305_web.pdf.

Всего было определено 19 элементов, которые обязательно должны быть созданы. Мы говорим о ядерной безопасности, управлении, финансировании, системе гарантий, законодательной и регулирующей базе и других основных составляющих инфраструктуры.

Этот документ содержит общие требования к странам-новичкам. Любое государство, желающее построить у себя первую АЭС, может ознакомиться с этими требованиями и понять, что от него для этого потребуется.

Но далее возникает следующий вопрос: а что именно следует делать стране-новичку, для того чтобы удовлетворить перечисленным требованиям? Поэтому в МАГАТЭ сейчас приступили к подготовке целого ряда документов, которые будут содержать набор практических рекомендаций по каждому из требований.

Вопросу о человеческих ресурсах и знаниях в документе отведен отдельный пункт - элемент №10. Я процитирую его начало: "Важным элементом ответственности органа, реализующего ядерную программу, является определение знаний и компетенций, необходимых для развития и поддержания безопасной и эффективной программы развития атомной энергетики. Вне зависимости от того, будут ли знания и компетентности куплены или развиты самостоятельно, они должны существовать в полном объёме".

 

Могу добавить, что вопросы знаний "подпирают" практически все 19 элементов. Если вы посмотрите документ, то увидите, что в нём часто употребляется термин "осознанный" (knowledgeable). Иными словами, для того, чтобы выполнить конкретное требование, страна должна располагать необходимыми ресурсами знаний. Не случайно, самая первая веха в создании инфраструктуры именуется нами как "Осознанный (т.е., со знанием дела) выбор в пользу атомной энергии".

Каким образом будет создаваться инфраструктура и как будут приобретаться знания, это уже другой вопрос. Кто-то надеется всё сделать сам, а кто-то будет в большей степени полагаться на иностранных консультантов. Мы живём, как известно, в интегрированном мире, и части государств будет удобнее не растить собственных специалистов в течение 10 с лишним лет, а покупать услуги экспертов из-за рубежа. Но в любом случае, знания у страны должны быть, и это, прежде всего относится к знаниям, которые критичны для обеспечения безопасности АЭС. Ведь, в конечном счёте ответственность за эксплуатацию АЭС лежит на "национальных плечах", а не на приглашённых консультантах.

МАГАТЭ оказывает помощь новым странам, в частности, координирует усилия по выполнению требований к инфраструктуре. Подобную работу мы сейчас выполняем для Армении. В частности, выполняется проект по подготовке рекомендаций по обеспечению человеческими ресурсами всех мероприятий, которые могут быть предприняты в этой стране в связи со строительством новой АЭС.

В Армении мы следуем простой цепочке. Сначала анализируется, что нужно сделать по всем 19 элементам, которые необходимы для создания "ядерной инфраструктуры". Разумеется, при этом мы учитываем, что Армения - не новичок в атомной области, у неё уже есть одна действующая АЭС. Дальше готовятся конкретные предложения - сначала крупными блоками, потом более детально - по тому, что и когда требуется предпринимать.

А на заключительном этапе, когда придёт понимание всех поставленных задач, мы предпримем анализ с целью выяснить, какие знания и какие компетенции у людей должны быть, чтобы выполнить всё намеченное. Полученные результаты мы переведём на язык человеческих ресурсов и дополним сравнительной таблицей, где будет указано, какие ресурсы у Армении уже есть, а какие ей придётся создавать или изыскивать.

Между прочим, на основании такого документа страна сможет определить,  уложится она в отведенные на строительство АЭС сроки или нет, и если уложится, то во что ей это обойдётся. А в целом, более обосновано принять соответствующие решения по строительству.

В случае Армении, мы видим пример грамотной подготовки страны к сооружению атомной станции и грамотного сотрудничества с МАГАТЭ. Мы даём Армении, среди прочего, методологические подходы, а конкретным анализом данных занимается сама страна.

 

Идеолог, брокер и аудитор

То, что Вы сейчас рассказали, показывает, что может дать МАГАТЭ странам-новичкам. И такое сотрудничество, конечно, происходит на добровольной основе?

–Это добровольное сотрудничество. Какого-либо специального договора, который обязывал бы страны обращаться к МАГАТЭ за помощью при создании инфраструктуры, нет. Но при этом надо понимать, что любое государство, приступающее к развитию собственной ядерной программы, попадает в систему соответствующих международных договоров и соглашений. Есть различные конвенции по безопасности и многое другое. Предполагается, что страна-новичок будет участником этих международных соглашений, то есть, войдёт в международное правовое поле.

Это вполне логично. Действительно, если государство подписывает, скажем, конвенцию по безопасности, то этим оно даёт понять, что собирается строить и эксплуатировать свои АЭС, не ущемляя прав соседей. Присоединяясь к конвенции, страна заявляет о своей приверженности высоким стандартам и требованиям по обеспечению безопасности.

 

Также вполне логично, что в этом случае страна-новичок обращается к международному сообществу с просьбой о помощи. Давайте не забывать, что ведущие ядерные державы имеют за плечами 60-летний опыт работы с атомной энергией. Было бы странно, если бы в наши дни отдельное государство вознамерилось в одиночку повторить этот длительный путь. Если страна может получить квалифицированную помощь, то нет никаких причин для того, чтобы она от неё отказалась бы.

И здесь вновь мы видим роль для МАГАТЭ - агентство организует и осуществляет проекты по технической помощи странам (т.н. TC-программы) по самым разным направлениям, связанным с ядерными технологиями. В их рамках мы сотрудничаем со многими государствами, что даёт большой положительный эффект. Не следует забывать про важную функцию МАГАТЭ как катализатора ядерных знаний и организатора распространения этих знаний среди стран-участниц.

Итак, с помощью агентства страна-новичок сумела подготовить список требующихся ей знаний и компетенций. Но где и откуда она их будет брать?

–Во-первых, знания бывают разными. Есть знания открытые, есть знания, которые можно получить в МАГАТЭ - например, стандарты по безопасности, данные по эксплуатации АЭС, методики для осуществления различных видов деятельности и многие другие. Но, конечно же, есть масса знаний, которые новичку придётся покупать. И это прежде всего будет связано с выбранной технологией. Агентство может оказать ему помощь и что-то подсказать. Но если страна-новичок заинтересована в том, чтобы овладеть конкретной технологией и применить её у себя в стране, то ей следует обращаться к разработчикам. Хотя и в этом случае МАГАТЭ может оказать существенную помощь.

–То есть, на данном этапе роль агентства кончается?

–Давайте сформулируем роль МАГАТЭ в сфере ядерных знаний более чётко.

Мы привлекаем внимание стран к проблеме управления знаниями и разъясняем менеджерам высшего звена, что знание - это ресурс, такой же, как и финансовый. Когда в странах с ядерными знаниями будут обращаться должным образом, тогда мы будем считать, что мы своей цели достигли.

    Мы оказываем методическую поддержку странам в их деятельности в сфере управления ядерными знаниями. Мы готовим документы, рекомендации, обобщаем накопленный опыт.

    Мы способствуем пониманию роли управления знаниями - проводим курсы, семинары и конференции, в ходе которых мы распространяем наши методики в научно-технические массы, организуем обмен передлвым опытом.

    Мы реализуем конкретные проекты - сохранение знаний по быстрым реакторам, создание информационных порталов, разработка методов и средств для сохранения знаний, и так далее. Международная система ядерной информации ИНИС тоже является примером конкретной деятельности МАГАТЭ в обдасти управления знаниями.

    Мы оказываем помощь отдельным странам в рамках программ технической помощи. Сейчас мы, как я уже говорил, сотрудничаем с такими государствами как Казахстан, Украина, Армения, Литва. Успешно выполняются региональные проекты для Европы и Азии - в 2009 году МАГАТЭ планирует запустить межрегиональный проект по управлению ядерными знаниями.

После запуска межрегионального проекта, у нас появится чёткая и ясная организационная структура. На верхнем уровне будет находиться межрегиональный проект. Уровнем ниже будут стоять региональные проекты - такие сейчас есть для Европы и Азии и планируются к созданию в Латинской Америке и Африке. А на нижнем уровне расположатся национальные проекты, реализуемые в отдельных государствах.

Я добавлю, что межрегиональный проект создаётся для решения задач №№1-2. На региональном уровне будут затрагиваться пункты №№2-3, а национальные проекты будут касаться всех перечисленных задач.

Если суммировать всё сказанное, то МАГАТЭ в области управления ядерными знаниями выступает, с одной стороны, как идеолог, а с другой - как брокер?

–Есть у нашей деятельности и третья сторона. МАГАТЭ при поддержке международных экспертов можем выступать в качестве аудиторов. Некоторые национальные организации обращаются к нам с просьбами помочь в оценке их деятельности в сфере управления ядерными знаниями, вынести заключение о качестве их работы, и, главное, помочь в дальнейшем совершенствовании работ в этом направлении. Такая поддержка странам-участницам оказывается в рамках "визитов содействия" (assist visits).

Миссии такого рода были учреждены для того, чтобы:

    Содействовать распространению практических методологий и средств управления знаниями.

    Помогать государствам-членам, реализующим свои программы атомной энергетики, в изначальном внедрении управления знаниями в систему управления предприятием.

    Осуществлять консультационную помощь при решении возникающих проблем и долгосрочных задач по управлению знаниями и связанных с ним вопросам.

    Помогать организациям в формулировке требований и разработке подробных планов действий, связанных с управлением знаниями.

    Помогать организациям в определении степени их зрелости в управлении знаниями (посредством самооценки) по заранее определенным критериям.

"Визиты содействия" были осуществлены на АЭС "Крышко" (Словения), АЭС "Козлодуй" (Болгария), АЭС "Пакш" (Венгрия), Игналинской АЭС (Литва), АЭС "Дарлингтон" и "Брюс" (Канада). В этом году состоится первый такой визит на Запорожскую АЭС на Украине.

 

Материал подготовлен на основе интервью для

www.atominfo.ru


  • Дата публикации: 23.05.2012 12:53
  • 1005

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться