От прихода Газпрома в Беларусь выиграли все

От прихода Газпрома в Беларусь выиграли все

На наши вопросы отвечает генеральный директор ОАО «Белтрансгаз» Владимир Майоров.

-Владимир Владимирович, с какими производственными и финансовыми показателями «Белтрансгаз» завершил 2011 год?

В минувшем году через территорию Беларуси в Европу было транспортировано 44,3 млрд куб. м российского газа — на 2,3% больше, чем в 2010 году. На внутренний рынок мы поставили 20 млрд куб. м. Объем инвестиций ОАО «Белтрансгаз» в 2011 году составил 1,3 млрд российских рублей. Если говорить о финансовых итогах, то минувший год оказался для нас очень сложным. Трехкратная девальвация белорусского рубля не позволила «Белтрансгазу» в 2011 году получить прибыль, ведь за газ нам платили белорусскими рублями, а покупали мы его за доллары. В результате мы не сможем выплатить дивиденды своим акционерам. Хотя в прежние годы ОАО «Белтрансгаз» 80% чистой прибыли направляло на выплату дивидендов.

В текущем году транзит газа предполагается на уровне 48 млрд куб. м (на 4 млрд куб. м больше, чем в прошлом). На внутренний рынок в 2012 году мы планируем поставить 21,5 млрд куб. м газа

-А каковы планы на 2012 год?

В текущем году мы планируем выйти на безубыточную работу и получить прибыль, достаточную для успешного ведения финансово-хозяйственной деятельности и реализации крупных инвестиционных проектов. Транзит газа предполагается на уровне 48 млрд куб. м (на 4 млрд куб. м больше, чем в 2011 году). В принципе транзитные мощности газопровода «Ямал — Европа» составляют 33 млрд куб. м, а газотранспортной системы ОАО «Белтрансгаз» — около 30 млрд куб. м. Однако система «Белтрансгаза» используется только на 50%, что обусловлено низким спросом на газ в странах-потребителях российского природного газа. На внутренний рынок в 2012 году мы планируем поставить 21,5 млрд куб. м газа. Белорусская экономика постепенно восстанавливается, и ей нужно больше газа. Кроме того, росту поставок газа будет способствовать и значительное снижение его закупочной цены (с 306 до 166 долларов за 1 тыс. куб. м).

Владимир Майоров

Владимир Майоров

-Расскажите о планах по модернизации газотранспортной системы и ПХГ.

Инвестпрограмма на 2012 год запланирована в объеме 1,8 млрд российских рублей. Она будет осуществлена за счет амортизационных отчислений ОАО «Белтрансгаз». Инвестпрограмму одобрили специалисты профильных департаментов ОАО «Газпром» и утвердил наш Наблюдательный совет. В текущем году мы планируем осуществить модернизацию оборудования на 26 газораспределительных станциях.

Если говорить о подземных хранилищах газа, то в настоящее время на территории Беларуси их три: Осиповичское, Прибугское и Мозырское — общей мощностью около 1 млрд куб. м. Первые два находятся в водоносных слоях и характеризуются низким дебитом скважин . Совокупный суточный отбор газа из Осиповичского и Прибугского ПХГ составляет 8 млн куб. м. Мозырское ПХГ в соленосных отложениях позволяет извлекать 10 млн куб. м газа в сутки.

Владимир Майоров

Владимир Майоров

Активная мощность Мозырского ПХГ составляет 150 млн куб. м газа. К 2025 году мы рассчитываем увеличить ее до 1 млрд куб. м

В настоящее время работы по расширению ведутся на Прибугском и Мозырском ПХГ. Объем хранения первого — 450 млн куб. м газа, а к 2015 году мы планируем довести этот показатель до 600 млн куб. м. Активная мощность Мозырского ПХГ составляет 150 млн куб. м газа. К 2025 году рассчитываем увеличить ее до 1 млрд куб. м. В этом вопросе мы активно сотрудничаем с предприятием «Мозырьсоль», которое добывает соль и передает нам образовавшиеся каверны. Кроме того, мы сами занимаемся размывом соляной породы. Существует проект строительства завода кальцинированной соды в районе Мозыря. Если он будет реализован, то «Белтрансгаз» сможет продавать полученные рассолы и улучшить экономику увеличения мощности Мозырского ПХГ. В результате к 2020 году совокупная мощность наших ПХГ должна достигнуть 2 млрд куб. м.

Диспетчерская «Белтрансгаза»

Диспетчерская «Белтрансгаза»

-Планируете ли вы развивать сеть АГНКС?

Пока этот бизнес не приносит нам существенных доходов, но мы верим в перспективность данного направления, так как газ в моторах выгоднее бензина и обладает лучшими экологическими показателями. В настоящее время ОАО «Белтрансгаз» эксплуатирует 25 стационарных АГНКС производительностью 160 млн куб. м газа в год, но загружены эти мощности всего на 13%. В частности, в минувшем году было реализовано 16,6 млн куб. м компримированного природного газа (КПГ). Еще 1,6 млн куб. м КПГ было направлено для нужд собственного автотранспорта (426 газобаллонных автомобилей). В прошлом году наши специалисты переоборудовали под КПГ 197 машин. Кроме того, в 2011 году в Беларусь было ввезено 340 газовых автомобилей из-за рубежа. В текущем году мы запустим новую АГНКС в Мозыре, в 2013 году — еще две в городах Молодечно и Пинск. Мы ведем работу с органами власти, а также с субъектами хозяйствования и объясняем им выгоды от перевода общественного и коммерческого транспорта на газ. Ведь метан стоит в два раза дешевле бензина и дизельного топлива.

На компрессорной станции «Минская»

На компрессорной станции «Минская»

-Как может повлиять на работу «Белтрансгаза» увеличение доли «Газпрома» до 100% акций?

Став единственным владельцем нашего предприятия, «Газпром» получил гарантии надежного транзита своего газа. Поэтому нет ничего удивительного в том, что объем транспортировки газа по территории Беларуси в текущем году стал увеличиваться. Благодаря росту транзита повысится прибыльность нашего предприятия, от чего выиграет собственник. Межправительственное соглашение между Россией и Беларусью, которое было заключено одновременно с покупкой «Газпромом» оставшихся 50% акций ОАО «Белтрансгаз», минимизирует инвестиционные риски российской компании. В частности, этот документ предусматривает, что концерн «Белтопгаз» должен рассчитываться с нами за потребленный газ в валюте. Таким образом, мы получаем гарантию, что ситуация прошлого года не повторится. Кроме того, закреплена величина наценки на поставляемый газ, которую получает «Белтрансгаз».

Мы, в свою очередь, получили доступ ко всем ресурсам «Газпрома» — как информационным, так и финансовым. В результате повысится эффективность работы нашего коллектива.

Газоперекачивающие агрегаты на КС «Минская»

Газоперекачивающие агрегаты на КС «Минская»

-Чего ждут от нового собственника сотрудники компании?

Люди — главный ресурс любой компании. Нам удалось сохранить свой уникальный шеститысячный коллектив даже в тяжелых условиях прошлого года. Решение «Газпрома» о повышении заработной платы в «Белтрансгазе» положительно оценено нашими сотрудниками. Хочу подчеркнуть: люди прекрасно понимают, что это аванс, который необходимо отработать повышением производительности труда. В настоящее время мы ведем работу по унификации параметров нашей деятельности с профильными департаментами «Газпрома». Кроме того, мы планируем принимать участие во всех корпоративных мероприятиях «Газпрома». Уже принято решение о том, что в 2013 году корпоративный фестиваль «Факел» пройдет на базе «Белтрансгаза».

Циклонные пылеуловители на КС «Минская»

Циклонные пылеуловители на КС «Минская»

-Изменилось ли отношение к «Белтрансгазу» со стороны белорусского государства и общества после того, как собственником предприятия стал «Газпром»?

«Газпром» — старый и надежный партнер Беларуси. Вхождение «Белтрансгаза» в Группу «Газпром» не изменило отношения к нашему предприятию со стороны государства и общества. Все высоко оценивают данную сделку. Ведь деньги, которые заплатил «Газпром», очень сильно помогли нашей стране выйти из финансового кризиса. При этом цена газа для Беларуси была снижена практически в два раза, что также не может не радовать потребителей. Председатель Правления ОАО «Газпром» Алексей Борисович Миллер принял решение о строительстве в Минске нового офиса «Белтрансгаза», в котором разместятся и представители других компаний Группы «Газпром», а также российского бизнеса. Я уверен, что у ОАО «Белтрансгаз» будет достаточно средств, чтобы построить это здание.

Циклонные пылеуловители на КС «Минская»

Циклонные пылеуловители на КС «Минская»

-Расскажите, пожалуйста, о социальных и благотворительных проектах «Белтрансгаза».

Мы помогаем нескольким спортивным федерациям, школам, детским домам, религиозным организациям. В 2010–2011 годах на благотворительность «Белтрансгаз» направил в адрес 40 организаций свыше 1 млн долларов. Мы не являемся генеральным спонсором хоккейных или футбольных команд. Хотя не скрою, многие в Беларуси надеются, что с приходом «Газпрома» политика нашего предприятия изменится и более ощутимая часть прибыли будет кумулятивно направлена на поддержку какого-нибудь спортивного клуба. Кроме того, у нас есть поручение ОАО «Газпром» внести предложения по участию ОАО «Белтрансгаз» в акции «Газпром — детям».

На КС «Минская»

На КС «Минская»

В СССР была создана единая газотранспортная система, которая потом была разделена между независимыми государствами. Как вы считаете, можно ли ее воссоединить и нужно ли это делать?

В техническом плане эта система не разрушалась, так как диспетчерские службы всегда работают в тесном взаимодействии. Хотя понятно, что состояние магистральных газопроводов в этих странах стало сильно отличаться. Если в одних странах модернизации газотранспортной системы уделяют пристальное внимание и инвестируют в это значительные средства, то в других к этому вопросу могут подходить, как говорится, спустя рукава, что ставит под сомнение надежный транзит газа. Со своей стороны хочу подчеркнуть, что от перехода «Белтрансгаза» под контроль «Газпрома» выиграли и Россия, и Беларусь. Думаю, наш опыт может стать положительным примером и для украинских коллег.

От перехода «Белтрансгаза» под контроль «Газпрома» выиграли и Россия, и Беларусь

От перехода «Белтрансгаза» под контроль «Газпрома» выиграли и Россия, и Беларусь

Gazprom.ru

  • Дата публикации: 03.04.2012 18:02
  • 2007

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться