Свет в театре: творчество, технология, безопасность

Свет в театре: творчество, технология, безопасность

Художественное освещение в современном театре – это своего рода особое действо, которое наряду с игрой актеров, танцами и музыкой доносит до зрителя суть происходящего на сцене. Воплощает все это осветитель театра. Его работа заключается в направке света на разные участки сцены. Как это делается в современной постановке, рассказывает Сергей Графов – осветитель Большого театра.

Сергей, что такое современное художественное театральное освещение с технической точки зрения?

– Это целый комплекс приборов, среди которых есть так называемые головы – устройства, которые управляются с помощью компьютера и могут создавать невероятные световые эффекты. Головы расположены на софитах и башнях (стационарном оборудовании). Раньше, как вы знаете, свет на сцене «делался» в буквальном смысле слова вручную: в прожекторах и лампах меняли цвет стекла. В современных же театрах (например, в отремонтированном Большом) большая часть оборудования автоматизирована. Вы не увидите замены цветных стекол в приборах. Теперь пленка внутри фильтров меняет цвет в соответствии с сигналами, поступающими с пульта специальных приборов – скроллеров. Осветительная аппаратура включает приборы как направленного света, так и рассеянного. Направка света проверяется перед каждым спектаклем. И всегда во время действия присутствует художник по свету, который находится возле пульта.

Как свет преображает декорации и всю театральную бутафорию? Сколько осветителей, как правило, задействовано в одном спектакле?

– По-разному. Обычно в спектакле задействовано не менее 12 человек – все зависит от сложности световой партитуры, которую создает художник по свету, это его епархия. К той же задаче со своим видением сцены подключен и режиссер. Работают они в тесной связке, но вся ответственность за свет лежит на художнике. Их замыслы выполняют осветители – операторы пульта. Если говорить о деталях, то, например, в «Спящей красавице» художник по свету может сказать: «Мне нужно по переднему плану направить порталы по авансцене», – и осветитель выполняет эту задачу. Световая картина ставится по авансцене, сцене, декорациям. В некоторых спектаклях декорации нужно подсвечивать, в других – нет. На «Спящей красавице», скажем, высвечивается планшет (сама сцена). Как известно, существуют планы кулис: первый, второй, третий и т.д. В частности, все в той же «Спящей красавице» их пять, в них стоят балетные башни (конструкции, на которых висят приборы), создающие световые прострелы (области освещенные лучом. – Ред.). Задник сцены высвечивается напольными приборами. Софиты наполняют светом сцены и декорации.

А что у нас с цветом? «Зло» красим в черное, а «добро» в белое?

– Как правило, да, примерно так и есть. Когда в «Спящей красавице» идет бал, на сцене световая картинка в основном теплых тонов. Лес, напротив, выполнен в холодных. Когда появляется колдунья, сцена тоже окрашивается в холодные тона: синие, зеленые, темно-серые.

Какой, на Ваш взгляд, спектакль Большого сейчас самый сложный с точки зрения света?

– «Руслан и Людмила» – опера, которая появилась в репертуаре театра 165 лет назад и была исполнена более 700 раз. Когда идет этот спектакль, работают все осветители. Дело в том, что действие в нем разворачивается в четырех отдельных павильонах (если говорить совсем кратко, то в первом представлено Средневековье, в трех остальных – современность), и в каждом – свой свет. Это очень необычное сценарное решение. Для его воплощения задействовано огромное количество светового оборудования, которое находится внутри павильонов.

А когда происходит смена этих павильонов?

– И во время спектакля, и в антракте. К слову, опера длится 4 часа 20 минут.

Наверное, можно сказать, что «Руслан и Людмила» – очень современная по свету опера?

– Да – и не только по свету. Например, в сцене с Черномором по планшету (сцене) бегают обнаженные девушки – кстати, в холодном свете…

Какой спектакль Вам, как специалисту, больше всего нравится по свету?

– «Борис Годунов». В нем много световых перемен, в спектакле задействовано много выносного оборудования. Великолепные сцены: коронация царя Бориса, действие с Польским замком. Если же говорить о спектаклях, увиденных мной за все время работы (не только в Большом театре), то назову «Вишневый сад» в постановке Петера Штайна – этого режиссера считают немецким, но он, конечно, вселенского масштаба… В этом спектакле рассвет, день и закат были реальными. Свет был потрясающим.

Как давно Вы работаете осветителем?

– С 1988 года, так что опыт уже большой. Одно время я думал поменять профессию, но все перемены свелись к тому, что я перешел из одного театра в другой. Когда я только переступил порог театра, то не понимал, почему старожилы моей профессии не сменили ее в течение жизни. Теперь я точно знаю: с этой стихией расстаться непросто. Знаете, мой отец тоже работает осветителем (правда, во МХАТе), а сын учится нашей семейной профессии в театрально-техническом училище.

Осветитель – это сугубо технический работник или он должен обладать неким творческим подходом к делу?

– Скорее всего, в нашей работе необходимы и четкое следование инструкции, и творческий подход, без которого невозможно, если болеешь за свое дело.

2_.jpg

 

3_.jpg

 

(На фото: Сергей Графов у пульта управления освещением сцены

Осветительное оборудование сцены Большого театра

Игра света в декорациях балета «Корсар»

 

Елена Краснова

«Наука и технологии России»


  • Дата публикации: 27.04.2012 17:21
  • 1571

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться