Беларусь и ЕС адекватно ответят на введение Украиной пошлин на топливо

Беларусь и ЕС адекватно ответят на введение Украиной пошлин на топливо

Беларусь и Евросоюз готовы принять симметричные ответные меры в случае введения Украиной импортных пошлин на нефтепродукты. Об этом заявили представители Беларуси и ЕС на третьей международной конференции Petroleum Ukraine-2011 в Киеве.

Напомним, что эпопея с введением Украиной пошлин на импортные нефтепродукты тянется уже почти год. 24 января 2011 г. Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение о начале специального расследования в отношении увеличения объемов импорта нефтепродуктов в Украину. Инициатором спецрасследования является Министерство энергетики и угольной промышленности по ходатайству украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

Сегодня доля импортного топлива в Украине составляет около 60%. Около 50% импортного бензина и дизтоплива приходится на Беларусь. В Украину поставляются нефтепродукты преимущественно производства Мозырского НПЗ, с "Нафтана" отгрузка идет реже. На стороне белорусских заводов логистика (МНПЗ недалеко от границы с Украиной) и качество продукции (глубина переработки нефти на белорусских НПЗ выше, чем на украинских), а также цена. Украинские нефтепереработчики как раз и обвиняют белорусские НПЗ в ценовом демпинге. Мол, Беларусь, будучи участником Таможенного союза, получает нефть из России дешевле, чем украинские НПЗ. Заместитель генерального директора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции ПО "Белоруснефть" Сергей Каморников полагает, что обвинять Мозырский НПЗ и "Нафтан" в демпинге нет оснований. "Демпинг – это продажа товаров по ценам ниже себестоимости. Мы выставляем продукт на электронной площадке, где и происходит рыночная торговля: кто выше цену даст, тот и получит топливо", - сказал он. Кроме того, говорить о том, что белорусские НПЗ перерабатывают беспошлинную российскую нефть также не совсем корректно. Потому что Беларусь платит премию поставщикам нефти и перечисляет в российский бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты. "В течение года премия составляла от 1,5 до 9-10 долларов за баррель [от 10,5 до 75 долларов за тонну]", - сказал Каморников. Как раз сейчас Беларусь пытается уговорить Россию пойти на снижение вознаграждения.

По словам представителя Белоруснефти, "в текущем году белорусская нефтепереработка столкнулась с огромными трудностями". Первые полгода два НПЗ работали в убыток, и лишь по итогам 9 месяцев удалось получить нулевую рентабельность. Каморников не скрывает, что нефтяной рынок Беларуси зарегулирован. Поставки нефти (объемы, поставщики) ежемесячно обсуждаются с участием представителей Минэкономики, Минфина, концерна "Белнефтехим" и других заинтересованных сторон. На всех АЗС - независимо от формы собственности – одна цена на топливо. "Не буду комментировать, хорошо это или плохо. Но можно утверждать однозначно, что топливного кризиса в Беларуси никогда не будет. Если, конечно, по каким-то причинам вдруг не прекратятся поставки нефти", - сказал Каморников.

Гораздо парадоксальней выглядит ситуация с возможным введением Украиной импортных пошлин на нефтепродукты из стран Евросоюза, в частности Литвы и Польши. Дело в том, что из этих стран в Украину поставляется топливо уровня Евро-5, которое не производится на местных НПЗ. То есть по определению оно не может конкурировать с украинским топливом. На это обратила внимание руководитель отдела торговли и экономики представительства Европейской комиссии в Украине Ульрике Хауэр. Кроме того, европейские НПЗ не имеют субсидий на приобретение нефти, они находятся в таком же положении, что и украинские заводы. "Поэтому говорить о демпинге на украинском рынке нефтепродуктов со стороны европейских поставщиков нет оснований", – заявила представитель ЕС. Если в Украине будут введены пошлины, ЕС будет вынуждена прибегнуть к так называемым механизмам Всемирной торговой организации. "Учитывая, что Украина является членом ВТО, она должна будет начать консультации с ЕС о компенсации последней потерь, полученных от введения пошлин на нефтепродукты в Украине", – сказала она. "Объем экспорта нефтепродуктов из ЕС в Украину составляет около $1 млрд, в случае введения пошлин в отношении этого товарооборота нельзя исключить того, что ЕС ответит аналогичными мерами. Такие меры будут касаться схожего по объему товарооборота из Украины в ЕС", – разъяснил юрист Николай Мизулин, отстаивающий интересы компании Orlen Lietuva.

Главным возмутителем спокойствия для импортеров называют украинскую "дочку" ТНК-ВР, которая владеет крупнейшим украинским НПЗ в Лисичанске. Вице-президент по продажам, трейдингу и логистике ООО "ТНК-BP Коммерс" Елена Алексеева считает, что "нет ничего плохого в наличии импорта, но конкуренция должна быть здоровой". Она призвала власти Украины оказать поддержку местной нефтепереработке. "Роль государства в регулировании нефтяной отрасли является очень важной. Ни для кого не секрет, что переработка и в странах Таможенного союза - России, Беларуси и Казахстане, и в странах Евросоюза поддерживается государством путем внедрения различных механизмов, в частности налоговых льгот, заградительных пошлин, субсидий и так далее. Это дает возможность нефтепереработчикам планировать инвестиции, развивать все имеющиеся мощности", — пояснила Е. Алексеева. Она заявила, что "если государство примет меры по защите украинских нефтеперерабатывающих заводов, то ТНК-BP инвестирует в развитие своего бизнеса в Украине еще 1 млрд долларов".

Эксперты отмечают, что интрига с импортными пошлинами на нефтепродукты должна разрешиться до конца года. Межведомственная комиссия по международной торговле 6 сентября текущего года провела слушания по этому вопросу. Позднее спецрасследование было продлено до 21 декабря 2011 года. А недавно первый вице-премьер Украины Андрей Клюев поручил Минэнергоугля активизировать разработку законопроектов для поддержки и развития украинских НПЗ. В ведомстве ожидают, что часть документов начнет действовать уже до конца текущего года, что в начале 2012 г. позволит увеличить на внутреннем рынке долю топлива местного производства.

Николай Мизулин убежден, что Украина уже приняла решение об установлении пошлин на импортное топливо. Сергей Каморников утверждает, "белорусское государство в этом случае вправе будет принять ответные меры". Пока будет рассматриваться протест на данное решение, Беларусь попытается отстоять свое место на украинском рынке и одновременно с этим поищет счастья в иных регионах. В том числе и в России, где в последнее время имеется спрос на белорусские нефтепродукты.

Источник: TUT.BY

  • Дата публикации: 15.11.2011
  • 221

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться