Белорусские НПЗ по итогам полугодия сработали в минус

Белорусские НПЗ по итогам полугодия сработали в минус
Новые условия импорта российской нефти требуют от правительства принципиально иных подходов в управлении нефтеперерабатывающей отраслью. Однако правительство по-прежнему жмет на вал, а не на качественные показатели.

По итогам I квартала нефтепереработка, являвшаяся до сих пор флагманом экономики и добытчиком валюты, возглавила список убыточных АО.

Согласно отчету о деятельности акционерных обществ в I квартале 2011 года, опубликованном Министерством финансов, совокупный убыток Мозырского НПЗ и "Нафтана" составил 363 557 млн BYR, или на тот момент около 120 млн USD. ОАО "Нафтан" сработало за этот период с убытком 197 731 млн BYR, ОАО "Мозырский НПЗ" - с убытком 165 826 млн BYR.

По итогам полугодия ситуация в отечественной нефтепереработке принципиально не изменилась. По имеющимся данным, оба завода сработали с отрицательной рентабельностью и имеют убытки.

Однако не похоже, что эти результаты стали серьезным сигналом для правительства задуматься о новой стратегии и подходах в управлении стратегической отраслью страны.

По-прежнему озабочены валом

Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, выступая в конце июня перед депутатами, традиционно критиковал "Белнефтехим" за невыполнение целевых показателей.

Создалось впечатление, что правительственный куратор белорусского ТЭКа остается в плену прежних иллюзий относительно возможностей белорусской нефтепереработки. Он перечислил плюсы, которые она получила в этом году: возможность покупать нефть в России без каких-либо квот и пошлин, благодаря чему белорусские НПЗ полностью обеспечены беспошлинным сырьем.

Хотя логичнее было бы задать вопрос: почему НПЗ, имея полную загрузку беспошлинной нефтью, не могут работать с прибылью?

Основная причина, повлиявшая на финансовое положение нефтяников, - принципиально новые условия импорта российской нефти, предполагающие 100-процентную уплату в российский бюджет экспортных пошлин на нефтепродукты, выработанные из российской нефти.

Кроме того, с 1 мая Беларусь вслед за Россией вынуждена была ввести фактически запретительную экспортную пошлину на бензины, что еще больше усугубило финансовое положение заводов.

Эти нововведения вкупе с прежней политикой административного ценового регулирования внутреннего рынка горючего и перекрестного субсидирования в отрасли обернулись для НПЗ хроническими убытками.

Ручное управление внутренним нефтяным рынком, свидетелями которого мы стали, помогло справиться с ажиотажным вывозом белорусского горючего в сопредельные страны, но на финансовое положение нефтепереработчиков эти меры принципиально не повлияли.

Невиданное дело: чтобы как-то облегчить участь нефтепереработчиков, правительство недавно посягнуло даже на святая святых бюджета - акцизный налог на нефтепродукты, который в большой степени формирует бюджет.

Раньше правительство ставки акцизов на нефтепродукты только повышало. С 1 января 2011 года они были проиндексированы на 8%. Тем не менее в начале июля правительство вынуждено было снизить акцизы на нефтепродукты примерно на 10%. Нефтяники между тем настаивали на снижении ставки акцизного налога как минимум на 20% - до российского уровня. Однако и эта правительственная "жертва" не способна коренным образом повлиять на экономику НПЗ.

Несправедливая премия

В конце прошлого года при подписании базовых соглашений по ЕЭП белорусские чиновники рисовали радужные нефтяные перспективы для своей экономики. Ожидалось, что сальдо внешнеторгового баланса по нефти и нефтепродуктам в 2011 году составит плюс 750 млн USD (в 2010 году оно было минус 1,5 млрд USD), а белорусские НПЗ заработают на переработке 1 т нефти 30 USD, в то время как в 2010 году - всего лишь 3 USD.

Время показало, что оптимистичный сценарий затрещал по швам с начала года.

Концерн "Белнефтехим" недавно официально попробовал объяснить причины столь незавидного положения белорусской нефтепереработки.

Он обратил внимание, что увеличение с 2011 года размера премии российским нефтяным компаниям ставит белорусских переработчиков в неравные условия работы в Едином экономическом пространстве и делает переработку нефти на белорусских НПЗ убыточной.

Отметим, что премия российским компаниям при поставке нефти в Беларусь существует давно. Но если в 2007 году премия к цене составляла 1,5 USD/баррель (10-11 USD/т), то, по данным "Белнефтехима", средневзвешенный размер премии за первое полугодие 2011 года составил около 6 USD/баррель, или более 44 USD/т, то есть произошел рост в 4 раза.

"Увеличение с 2011 года размера премии в формуле цены нефти в 4 раза можно расценивать как дополнительный сбор со стороны Российской Федерации (российских нефтяных компаний), имеющий эквивалентное таможенным пошлинам значение", - подчеркивает "Белнефтехим".

Концерн также заявил, что решение о резком увеличении премии противоречит принципам, закрепленным в Соглашении о единых принципах и правилах конкуренции, подписанном Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 9 декабря 2010 г.

Он ссылается на статью 2 Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в соответствии с которой стороны при формировании общих рынков должны исходить из принципа неприменения количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение).

Но только ли в высокой премии к цене поставляемой нефти дело?

Ситуация в нефтянке начала ухудшаться гораздо раньше, признает "Белнефтехим". С 2007 года резко изменились условия поставки углеводородного сырья в Беларусь. По итогам работы за 2007 год рентабельность реализованной НПЗ продукции составила 3,1% против 22,8% за предыдущий год, чистая прибыль НПЗ уменьшилась более чем в 5 раз.

В 2010 году, после новых изменений условий поставки углеводородного сырья, хозяйственная деятельность НПЗ также была низкоэффективной: рентабельность реализованной продукции НПЗ за 2010 год составила всего 3%, констатирует "Белнефтехим".

Негативный тренд продолжается и в этом году. Есть основания предполагать, что при нынешних подходах к нефтяной отрасли неблагоприятные тенденции будут только нарастать.

Режим "60-66" убивает стимулы для экспорта

Сегодня основной нефтяной бонус от переработки нефти белорусская экономика получает прежде всего благодаря разнице между экспортными пошлинами на нефть и на нефтепродукты. Эта дельта составляет примерно 100-120 USD/т.

Однако премия к цене нефти для российских нефтяников, которая составляет примерно 45 USD/т, стоимость процессинга, логистики при экспорте нефтепродуктов практически съедают эту маржу. Практика показывает, что заработанной прибыли от экспорта не хватает для того, чтобы покрыть убытки при реализации горючего на внутреннем рынке, который был и остается для нефтепереработчиков убыточным.

Однако правительство должно быть готово к тому, что нефтяная дельта в обозримой перспективе может вообще исчезнуть.

Премьер-министр РФ Владимир Путин провел 6 июля в городе Кириши Ленинградской области совещание с нефтяниками, посвященное проблемам развития нефтяной отрасли. Он потребовал в течение двух недель внести проект решения об изменении налогового режима в нефтяной отрасли, ввести режим "60-66", а к 2015 году уравнять пошлины на нефть и мазут.

Режим "60-66", который означает снижение экспортной пошлины на нефть и ее рост - на темные нефтепродукты, должен сделать убыточной экспортоориентированную нефтепереработку, снизить внутренние цены на мазут и заинтересовать компании как в росте добычи нефти, так и в увеличении глубины ее переработки.

Аналогичный налоговый режим в рамках соглашений по созданию ЕЭП в Таможенном союзе должна будет ввести и Беларусь. Это означает, что дельта между пошлинами на нефть и нефтепродукты - то, что прежде позволяло белорусской нефтепереработке получать прибыль, - становится минимальной. А это означает, что экспорт нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, для белорусских НПЗ может стать абсолютно невыгодным бизнесом.

Белорусская сторона, безусловно, может в преддверии старта ЕЭП затеять новый нефтяной спор с Россией, предъявив в качестве претензии высокую премию для российских поставщиков сырья в Беларусь.

Однако Россия еще на этапе обсуждения базовых соглашений по ЕЭП предупредила белорусскую сторону, что она сохраняет за собой право увеличивать экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты до уровня вывозной пошлины на нефть.

Придется менять подходы

Какие условия необходимо создать для эффективной работы НПЗ в новых обстоятельствах - вот каким вопросом должно быть озабочено белорусское правительство сегодня. И уж точно во главу новой концепции госуправления нефтеперерабатывающей отраслью следует поставить не количественные показатели, а качественные.

Исходя из новых ориентиров, требуется трезво оценивать потенциал отечественной нефтепереработки. Вряд ли белорусским нефтяникам под силу загрузить все мощности отечественных НПЗ. Не исключено, что им придется значительно снизить объем переработки или даже ограничиться переработкой сырья для внутреннего рынка. Ибо экспорт нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, с учетом новой налоговой политики в нефтяной отрасли РФ после введения режима "60-66" становится нецелесообразным.

Остается одно: создавать условия для давальческой переработки, чтобы мощности белорусских НПЗ были максимально загружены. В конце концов, не будут же российские нефтяники для себя устанавливать высокую премию, которая, согласно белорусской версии, так сильно подкосила экономику отечественных НПЗ.
 
Татьяна МАНЕНОК
 
Справка "БР"
Более 1,2 млрд USD экспортных пошлин на нефтепродукты Беларусь перечислила в российский бюджет по итогам первого полугодия 2011 года.
Беларусь и Россия в конце января 2010 г. согласовали механизм определения премии к цене поставляемой в Беларусь нефти. Предусмотрено, что минимальный размер премии не может быть ниже 1,5 USD/баррель. Он предусматривает применение понижающих коэффициентов к премии, если мировая цена на нефть превысит 100 USD/баррель.

Россия и Беларусь согласовали индикативный нефтяной баланс, предполагающий поставку в 2011 г. 21,68 млн т нефти из РФ. Этот документ не предполагает жестких обязательств на поставку именно такого объема нефти.

За январь - май 2011 г. Беларусь увеличила экспорт нефтепродуктов до 5 млн 764,7 тыс. т, что на 51,5% больше по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Из них в страны СНГ было поставлено 1 млн 75,9 тыс. т (рост на 41%), в государства вне СНГ - 4 млн 688,8 тыс. т (рост на 54,1%).

Импорт нефтепродуктов за 5 месяцев увеличился в 4,7 раза к соответствующему периоду 2010 года и составил 1 млн 524,6 тыс. т.
В 2010 г. Беларусь сократила импорт российской нефти до 12,9 млн т (на 39,7% меньше, чем в 2009 г.).

Согласно планам, Беларусь в 2011 г. намерена поставить на внешний рынок 10,2 млн т нефтепродуктов на сумму почти 7 млрд USD. Доля нефтепродуктов в общем объеме белорусского экспорта должна составить 23,6%.
  • Дата публикации: 16.08.2011
  • 545

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться