Есть ли будущее у белорусского автомобилестроения?

Есть ли будущее у белорусского автомобилестроения?

В машиностроительном комплексе Беларуси автопромышленность имеет наибольший удельный вес. Сегодня же она переживает упадок. Отрасль работает на еще советских ресурсах, а инвестиций явно недостаточно, считают эксперты.

Еще несколько десятков лет назад о своей автомобильной промышленности Беларусь говорила с гордостью. Сегодня же отрасль переживает упадок. По мнению экспертов, предприятия работают на прежних, еще советских ресурсах, а инвестиции привлекаются в далеко недостаточном объеме.

Специфика отрасли

Автомобильная промышленность в машиностроительном комплексе страны занимает наибольший удельный вес, она насчитывает тридцать восемь предприятий и организаций. Наибольшая роль отводится таким предприятиям, как Минский автомобильный завод (МАЗ), Белорусский автомобильный завод (БелАЗ), Минский тракторный завод (МТЗ), Могилевский автомобильный завод (МоАЗ), Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) и другие.

Специфической особенностью машиностроительной отрасли Беларуси является значительная степень зависимости от импорта сырья и комплектующих, в основном, из России, а также преимущественная ориентация на российский рынок сбыта.

По данным Белстата, в 2010 году убыточным было сто одно предприятие машиностроительной и металлообрабатывающей отрасли. По многим видам машиностроительной продукции отмечен спад производства при одновременном увеличении складских запасов нереализованной продукции.

Кризис автопрома

Во времена СССР продукция белорусских машиностроителей поступала на рынки практически всех стран социалистического лагеря. Нынче же, по словам экспертов, ситуация изменилась. Экономист Леонид Злотников утверждает, что у белорусской автомобильной промышленности нет будущего.

Эксперт отмечает, что на мировом рынке существует огромная конкуренция, ведущие автомобильные фирмы вкладывают в развитие производства грузовиков до пяти миллиардов евро в год, чтобы разрабатывать новые модели и совершенствовать их производство. В Беларуси же, по словам эксперта, затраты на эти цели того же МАЗа в тысячи раз меньше, чем, например, у General Motors.

Злотников подчеркивает, что МАЗ, как уже признано и руководством страны, находится в тяжелом положении, а это ведущий завод по производству автомобильной техники. Также у БелАЗа сейчас мощная конкуренция на тех рынках, где он раньше свободно продавал свою продукцию, не скрывает экономист.

Тем не менее он отмечает, что положение у производителей карьерных самосвалов более благоприятное по сравнению с производителями малотоннажных грузовиков. В самом лучшем положении в Беларуси, по словам эксперта, сейчас находятся тракторостроители: у них низкая рентабельность, но рынки сбыта еще остаются. “Низкие доходы и низкая рентабельность означают, что у тракторостроителей мало средств на модернизацию производства, и через несколько лет их может ожидать та же судьба, что и МАЗ”, – полагает Леонид Злотников.

Потребность в инвесторах и реформах

Бывший руководитель белорусского машиностроительного концерна “Амкодор”, экс-депутат Верховного Совета Василий Шлындиков оценивает положение автомобилестроения в Беларуси как очень сложное, поскольку выпуск и продажи готовой продукции по сравнению с советскими временами упали в разы. Тем не менее, считает эксперт, только сменой формы собственности ситуацию не исправить.

По мнению Шлындикова, белорусскому автопрому в любом случае нужен эффективный инвестор, и лучше всего, если таковым станут западные или японские компании. Но в нынешних условиях, считает эксперт, вряд ли какая-либо серьезная зарубежная компания пойдет в Беларусь, поскольку в стране “нестабильное законодательство, наихудшая в мире налоговая система и нет защиты частной собстве

  • Дата публикации: 22.02.2011
  • 435

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться