На украинском рынке появился белорусский биодизель

На украинском рынке появился белорусский биодизель

Нефтетрейдеры нашли новый способ беспошлинного ввоза топлива. В апреле на украинском рынке появился белорусский биодизель, экспорт которого из республики не облагается пошлиной. Но появление этого более дешевого продукта не только не приводит к снижению розничных цен, но даже может стать причиной дальнейшего подорожания всех видов топлива, поскольку заставляет украинских нефтепереработчиков сокращать объемы производства, отмечают эксперты.

По данным Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, в январе-апреле переработка нефтяного сырья на НПЗ и ГПЗ сократилась на 28,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,7 млн т. А объем переработки нефти в апреле снизился на 53,2% к апрелю 2010 года, до 585,7 тыс. т. Напомним, по итогам I квартала переработка нефти в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилась на 17,1%.

Официально в пресс-службе Минэнерго Украины падение объемов переработки не объясняют. Но как рассказал высокопоставленный источник Ъ в министерстве, это связано с тем, что в апреле в Украину начало поступать белорусское биодизельное топливо. Оно производится на ОДО "Белнефтегаз" из российского дизельного топлива с примесью 0,2% биодобавок. Согласно белорусскому законодательству, такая смесь не облагается экспортной пошлиной, в то время как пошлина на обычные виды топлива составляет $216 за тонну. "По сути, речь идет о появлении на рынке нового канала поставок импортного топлива по демпинговым ценам. До февраля без уплаты пошлины топливо ввозилось компанией 'Ливела', но после ее ухода с рынка импортеры нашли новый способ заработка",– отмечает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.

Председатель правления ПАО "Укртатнафта" Павел Овчаренко заявил Ъ, что заводы в апреле были вынуждены резко сократить объем переработки. "Для нас сегодня каждая тонна переработанного сырья приносит $90 убытков. При такой экономике сокращение переработки – это попытка снизить потери",– говорит господин Овчаренко. В пресс-службе ОАО "Галичина" Ъ сообщили, что еще в марте, до появления биодизельного топлива из Белоруссии, потери от переработки одной тонны нефти составляли $75-80, а в апреле выросли на $10-15. По данным господина Овчаренко, объемы поставок нефти падают, и разрыв с пятью месяцами прошлого года может быть еще более существенным.

По словам Александра Сиренко, импорт дешевого биодизеля никак не отражается на розничных ценах: "Более того, они растут и будут расти". По данным UPECO, с 30 апреля по 10 мая цены на бензин Аи-95 увеличились с 10,15 до 10,22 грн за литр, на Аи-92 – с 9,75 до 9,8 грн, А-76 – с 9,3 до 9,4 грн, ДТ – с 9,73 до 9,75 грн за литр. "Импортеры путем демпинга добиваются сокращения рыночной доли горючего производства украинских НПЗ. Но как только это происходит, импортное топливо тут же начинает дорожать",– объясняет господин Сиренко. Директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн прогнозирует, что до конца мая цены на бензин и дизтопливо вырастут еще на 3-5%. "Цена Аи-95 скорее всего достигнет 10,5 грн за литр уже к концу месяца",– говорит господин Куюн.

  • Дата публикации: 12.05.2011
  • 478

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться