Топ-20 крупнейших рынков сбыта белорусской продукции

Топ-20 крупнейших рынков сбыта белорусской продукции

Недавно российский премьер Владимир Путин заявил, что Россия дотирует Беларусь не только низкими ценами на газ и нефть, но и тем, что на льготных основаниях допускает белорусскую продукцию на свой рынок. "Завтра твоей страны" на основании данных Белстата анализирует, насколько глубоко белорусские экспортеры "завязли" на российском рынке сбыта.

 

Россия остается главным рынком сбыта белорусской продукции

Одна из самых важных статей экспорта для Беларуси – продовольствие. По словам Владимира Путина, белорусы производят сахар из свеклы, но "все, что вырабатывают, в основном на наш рынок направляют, тростниковый - завозят и продают у себя".

- Девяносто процентов мясопродукции, произведенной в Беларуси, идет на российский рынок, 80,70% примерно по другим видам сельхозпродукции, - поделился данными Владимир Путин.

Не осталась незамеченной премьером и вторая главная составляющая белорусских поставок в Россию — продукция машиностроения.

- И так почти по каждому направлению, включая и машиностроение, но там меньше, где-то около 40% идет на наш рынок, и автотехники, - отметил Владимир Путин, завершая свой ответ на "белорусский вопрос".

Впрочем, в 2009 году доля России в общем объеме белорусского экспорта снизилась до 31,55% (с 34,69% в 2006 году). Однако снижение всего на 3% доли России в общем объеме экспорта белорусских предприятий вряд ли можно назвать прорывом в диверсификации внешнеэкономической деятельности. Положение России как главного рынка сбыта белорусской продукции остается незыблемым и, по мнению экспертов "Завтра твоей страны", так будет продолжаться еще долгое время.

С политической точки зрения – это еще и важный рычаг давления со стороны России на белорусские власти. В последнее время такой аргумент, как сахарные или молочные войны, используется довольно-таки активно.

 

США выпали из двадцати крупнейших экспортных рынков для Беларуси

Что же касается диверсификации белорусского экспорта, то, анализируя изменение долей различных стран - потребителей белорусской продукции, можно говорить о тенденции, которая не радует. Все больше белорусской продукции продается на развивающихся рынках. Но при этом падает доля самых денежных покупателей - стран Европы и Северной Америки. В 2009 году существенно снизилась и позиция Китая.

За 2006-2009 годы доля Венесуэлы в общем объеме белорусского экспорта выросла в 36 раз, Ливана – в 24,5, Колумбии – в 21 раз, Судана – в 11, Туркменистана – в 4,9 раза, Индии – в 4, Азербайджана – в 3,35, Кыргызстана - в 3,1 раза, Таджикистана – в 2,3, Бразилии – в 2 раза.

Но одновременно происходило заметное уменьшение долей экономически развитых стран. Наибольшее падение в 2009 году произошло на американском рынке – доля США в общем объеме белорусского экспорта упала: с 2,26% в 2006 году до 0,19% в 2009-м. США выпали из топ-20 крупнейших экспортных рынков для Беларуси. То же самое произошло с Францией и Швецией – двумя крупнейшими экономиками Европы. В 5,4 сократилась доля Швеции, в 3,2 раза – Франции, в 3 – Хорватии, в 2,5 раза – Канады и Китая, в 2,3 – Дании, в 2,2 – Австралии, в 2 – Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, Болгарии и Гонконга.

По мнению экспертов "Завтра твоей страны", эта тенденция свидетельствует не столько о диверсификации, сколько о падении конкурентоспособности белорусских товаров на развитых рынках. При этом главная цель - уменьшение зависимости от России - пока тоже не достигнута.

Топ-20 крупнейших рынков сбыта белорусской продукции в 2006 году (исходя из данных Белстата) 
 

Топ-20 крупнейших рынков сбыта белорусской продукции в 2009 году (исходя из данных Белстата)
 

  • Дата публикации: 23.12.2010
  • 241

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться