В Могилевской области ежегодно не выполняются задания госпрограммы по сбору и переработке вторсырья

В Могилевской области ежегодно не выполняются задания госпрограммы по сбору и переработке вторсырья

В Могилевской области ежегодно не выполняются задания госпрограммы по сбору и переработке вторсырья на 2009-2015 годы, не создана эффективная система организации обращения отходов, не обеспечивается выполнение требований законодательства по предотвращению их вредного воздействия на окружающую среду. Такой вывод сделан по итогам заседания коллегии Комитета госконтроля Могилевской области, рассмотревшей результаты контроля за соблюдением в регионе законодательства об обращении с отходами, их эффективным использованием.

Как сообщили ЭКОПРЕСС в пресс-службе Комитета госконтроля, в ряде случаев причинами срыва госпрограммы является формализм органов власти и управления при доведении показателей организациям, неэффективное расходование бюджетных средств. При этом, уделяя основное внимание организации сбора (заготовки) и переработки вторичных материальных ресурсов, облисполкомом и горрайисполкомами упускаются многие базовые требования законодательства об отходах, надлежащее выполнение которых позволило бы повысить эффективность работы по вовлечению вторичных ресурсов в хозяйственный оборот, предотвратить вредное воздействие промышленных и бытовых отходов на окружающую среду.

В Могилевской области до сих пор не создана эффективная система организации обращения отходов, отсутствует комплексный подход к обеспечению соблюдения законодательства об отходах, решению имеющихся в этой сфере проблем.

В 2012-2013 годах Комитетом госконтроля нарушения законодательства об отходах выявлены в 70% проверенных организаций. При этом в каждой третьей из них отходы не учитывались вовсе, почти в каждой третьей – не проводилась их инвентаризация, в каждой десятой – не были назначены лица, ответственные за обращение с отходами.

Не искоренены нарушения порядка хранения отходов, а в отдельных случаях, как, например, в ОАО «ФанДОК», допускалась вопиющая бесхозяйственность при обращении с ними.

По мнению КГК, одной из причин практически повсеместного несоблюдения законодательства об отходах является недостаточная роль Могилевского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальных подразделений в пресечении и профилактике правонарушений в сфере обращения отходов.

Территориальными природоохранными подразделениями не организовано надлежащее взаимодействие с субъектами хозяйствования по вопросам организации обращения отходов производства.

Практически в каждой четвертой из проверенных организаций выявлены нарушения порядка разработки и согласования соответствующих инструкций. При этом в 23 организациях такие инструкции отсутствовали вовсе, в 8 – не были соблюдены установленные законодательством требования по разработке новых инструкций по обращению с отходами, в 4 – инструкции не были согласованы с соответствующими территориальными органами Минприроды, еще в 4 – не содержали отдельные обязательные для включения разделы.

До вмешательства КГК Могилевской области 11 субъектов хозяйствования не имели разработанных и согласованных в установленном порядке с территориальными подразделениями Минприроды нормативов образования отходов производства. Владельцами полигонов не обеспечивается надлежащий контроль за поступающими на захоронение отходами. На большинстве полигонов не имеется необходимого оборудования для взвешивания и визуального осмотра отходов, осветительного оборудования, шлагбаумов при въезде.

При этом надлежащий контроль поступающих отходов не обеспечивается даже на полигонах, оснащенных необходимым оборудованием, что влечет захоронение вторичных материальных ресурсов, прямые потери бюджета из-за неприменения повышенной ставки экологического налога.

Существенным фактором, влияющим на выполнение заданий госпрограммы, является неполная загрузка и неэффективная работа производственных мощностей по переработке вторичных материальных ресурсов, в первую очередь, линии по сортировке смешанных отходов завода утилизации бытовых ресурсов Могилевского спецавтопредприятия. Остро стоит проблема соблюдения природоохранного законодательства на объектах захоронения отходов. Большинство из них, в особенности, мини-полигоны, не соответствуют установленным требованиям об эксплуатации (содержании).

Местными исполнительными и распорядительными органами, областным комитетом природных ресурсов и его территориальными подразделениями, организациями ЖКХ не принимаются (в отдельных случаях более 5 лет) надлежащие меры по 45 неиспользуемым мини-полигонам в 7 регионах области. Несмотря на принятие райисполкомами в отношении 36 (80%) мини-полигонов решений о закрытии с последующей рекультивацией, их владельцами из-за нехватки денежных средств соответствующие мероприятия не проводятся.

Требуют законодательного урегулирования вопросы администрирования и взыскания в бюджет экологического налога за захоронение отходов производства.

Существующий порядок налогообложения не стимулирует соблюдение законодательства об обращении с отходами субъектами предпринимательской деятельности, применяющими особые режимы налогообложения, бюджетными организациями, делает неуплату экологического налога выгодной для собственников отходов, позволяет сотням недобросовестных плательщиков не производить уплату налога в добровольном порядке, систематически безнаказанно и бесплатно пользоваться значительными суммами подлежащих уплате в бюджет средств, а налоговым органам взыскивать постоянно возникающую задолженность по остаточному принципу, после взыскания остальных обязательных платежей в бюджет.

По результатам проведенных в 2012-2013 гг. проверок соблюдения законодательства об обращении с отходами Комитетом госконтроля оштрафованы 101 юридическое и 138 физических лиц, привлечены к дисциплинарной ответственности 105 должностных лиц, в том числе 3 – освобождены от занимаемой должности.

  • Дата публикации: 05.05.2014
  • 287

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться