Ничто не сможет сдержать развитие "Росатома", заявил Лихачев
22.03.2024
В исследовании, проведенном Аналитическим управлением Банка, отмечается, что за последние годы в этой сфере наметились положительные тенденции. В то же время, экономики стран нуждаются в дальнейшей модернизации и обновлении оборудования с целью повышения энергоэффективности.
В Беларуси, Казахстане, России и Украине повышение энергоэффективности объявлено частью национальной политики развития. В этих странах приняты законы, программы, дорожные карты, однако не все инициативы в этой области находят должное распространение.
Наибольших успехов добилась Республика Беларусь, где с 2000 года достигнуто 50%-ное сокращение энергоемкости благодаря последовательно проводимой в этой области политике. С принятием закона «Об энергосбережении» вся работа по повышению энергетической эффективности в республике приобрела системный характер и стала приоритетной для экономики страны.
Чрезвычайно актуальна проблема энергосбережения для Казахстана, где теряется более двух третей вырабатываемой энергии. Еще в 1997 году был принят закон «Об энергосбережении», который положил начало процессу формирования государственной политики в этой области. Однако не все его положения работают, констатируют эксперты.
Хотя в 2000-2008 годы Россия достигла определенных результатов по темпам снижения энергоемкости ВВП, эти показатели пока еще остаются выше средних значений развитых экономик. В 2008 году был принят президентский указ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», в котором сформулирована цель снизить энергоемкость ВВП к 2020 году не менее чем на 40% относительно уровня 2007 года. С этого времени в стране началась широкомасштабная и планомерная работа в этом направлении.
Энергоемкость ВВП Украины в 2,6 раза превышает средний уровень энергоемкости развитых стран, однако с 2000 года этот разрыв имеет тенденцию к постепенному снижению. Потенциал энергосбережения Украины оценивается на уровне 42–48%. Для его раскрытия в 2006 году была принята «Энергетическая стратегия на период до 2030 года».
В исследовании отмечается, что в странах ЕЭП и Украине законодательно установлены общие принципы регулирования в сфере энергосбережения. Вместе с тем в нормативно-правовой базе не отражен целый ряд вопросов. В частности, в законах отсутствуют положения о контроле и ведении мониторинга выполнения утвержденных программ по энергосбережению, что снижает их действенность.
Эксперты ЕАБР считают, что в целях содействия повышению энергоэффективности государствам в первую очередь необходимо сосредоточиться на распространении информации об этих мерах, а также на разработке инструментов, направленных на облегчение доступа к долгосрочному финансированию проектов по энергосбережению со стороны финансовых институтов. Это повысит спрос на использование энергоэффективных технологий.
Необходимо также определить наиболее быстрые и низкозатратные способы повышения энергоэффективности. Первоочередные меры обычно включают сокращение энергопотерь, в том числе за счет технического устранения утечек электроэнергии и тепла, а также благодаря реализации административных мер управление, экономии и контроля за энергопотреблением. «Предприятия легко снижают общее энергопотребление на 5-10% в результате внедрения беззатратных или низкозатратных мер по энергосбережению», — отмечают авторы.
В исследовании также анализируются возможные источники финансирования мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности, ресурсосбережения и более широкого использования возобновляемых источников энергии. Меры энергосбережения требуют стабильного и прогнозируемого финансирования, подчеркивают эксперты Банка. Как показывает международный опыт, проекты энергосбережения могут быть профинансированы из различных источников, но ключевая роль в создании условий для привлечения инвестиций отводится государству. Формы предоставления финансирования варьируются от прямых инвестиций до компенсаций через финансовые институты. Последние признаются наиболее эффективными, однако требуют высокой степени координации власти с бизнесом и населением.
Опубликованный отраслевой обзор входит в серию аналитических документов ЕАБР, посвященных изучению интеграционных процессов в отраслях и секторах экономики государств региона. Он может представить интерес как для специалистов в области энергетики, экономики, маркетинга, а также быть полезен в качестве пособия для студентов вузов соответствующего профиля.Новости компаний 27.03.2024
В мире 25.03.2024
Тема дня 25.03.2024
Новости компаний 20.03.2024
Беларусь 20.03.2024
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться