Каспийский газ: когда договорятся Россия и ЕС?

Каспийский газ: когда договорятся Россия и ЕС?

 До сих пор ни один из будущих элементов Южного газового коридора не вызывал никаких разногласий между РФ и ЕС, за исключением проекта строительства Транскаспийского газопровода. Поэтому уместным было бы предположить, что именно этот вопрос фигурирует в регулярно проводимых переговорах сторон о перспективах энергетического сотрудничества и, похоже, именно этот участок Южного коридора являлся предметом разговора между министром энергетики РФ и еврокомиссаром по энергетике, когда в декабре прошлого года обе стороны обсуждали применение положений Третьего энергопакета для Газпрома (в частности, для проекта Южный поток). Тогда в интервью после переговоров министр Шматко пообещал, что по всем спорным вопросам, и в частности, по Третьему энергопакету и проекту Европейской Комиссии "Южный коридор" стороны, так или иначе, договорятся. В этом году обсуждения вопросов энергосотрудничества Россия-ЕС продолжились, но каких-либо окончательных решений пока не принято.

В случае достижения компромисса Газпром получает всю цепочку поставок для своего газа, что полностью отвечает коммерческим интересам компании. При этом российская сторона заранее и неоднократно подчеркивала, что не собирается пользоваться газом в качестве дубинки для решения различных спорных вопросов, в том числе, политических, которые могут в дальнейшем возникать между Россией и Европой. ЕС, в свою очередь, получает новый долгосрочный и стабильный источник поставок в виде туркменского газа по альтернативному (российскому) маршруту, что в определенной мере явится гарантией конкурентных для европейских потребителей цен на газ и укрепит энергобезопасность ЕС в целом.

Возможно, все обстоит совсем не так, как могло быть, и обе стороны по каким-то своим причинам будут до конца занимать бескомпромиссную позицию как в вопросе вывода Южного потока из-под норм Третьего энергопакета, так и в вопросе строительства Транскаспия, посчитав, что такой обмен неравноценен? Может, на кону какие-то дополнительные ставки, или вообще совсем другие ставки? Одно очевидно: компромисс продвинул бы всех далеко вперед.

Туркменский газ рано или поздно должен будет найти дополнительные экспортные ниши помимо существующих, учитывая его немереное количество. Россия сама является производителем и экспортером газа номер один в Европе, и еврокомиссар Оттингер на той самой прошлогодней декабрьской встрече подчеркнул эту роль России для Европы. Поэтому России нет резона занимать позицию "собаки на сене" в отношении туркменского газа. Реализация проекта TAPI (газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), несмотря на все благие намерения, крайне проблематична из-за факторов, неоднократно проанализированных и описанных в прессе. Остается альтернатива - Китай начнет строительство третьей, четвертой и так далее, ниток газопровода Туркменистан-Китай, и в итоге львиная доля туркменского газа будет уходить в Поднебесную за благоприятную для Китая цену, что в итоге лишит Россию крупнейшего газового рынка.

ЕС и Россия, как крупные, уважающие себя игроки на международной арене, рано или поздно, как обещал министр энергетики Шматко, придут к соглашению в этих вопросах.

Третий энергетический пакет ЕС, утвержденный в 2009 году, включает шесть законодательных актов, предусматривающих ограничения на деятельность вертикально-интегрированных компаний в энергетическом секторе. Главное требование документа - разделение бизнеса по добыче и транспортировке энергоносителей посредством доступа третьих сторон к газотранспортной инфраструктуре. Российский Газпром считает, что эти положения направлены против него как главного поставщика трубопроводного газа в Европу.

Проект Транскаспийского газопровода является одним из важных элементов Южного газового коридора и предусматривает подключение к нему туркменского газа для дальнейшей доставки на европейские рынки. Он предполагает прокладку трубопровода протяженностью 300 км по дну Каспийского моря из Туркменистана в Азербайджан. В сентябре 2011 года Еврокомиссия одобрила мандат на ведение переговоров с Туркменией и Азербайджаном по поводу прокладки газопровода. Туркменистан в проекте играет роль поставщика, Азербайджан - транзитной страны. Россия выступает против реализации проекта, приводя в качестве аргументов нерешенность статуса Каспия и экологические риски.

Проект газопровода TAPI предполагает транспортировку газа с богатейших месторождений на востоке Туркменистана в Индию через Афганистан и Пакистан. Общая протяженность газопровода составляет около 1700 км, проектная мощность - 33 млрд кубических метров. Стоимость проекта доходит до 7,8 млрд долларов. Главной проблемой, препятствующей реализации проекта, является обеспечение безопасности строительства и дальнейшего транзита по территории Афганистана и частично Пакистана.

Об этом, как передает day.az, пишет Азер Ахмедбейли, эксперт аналитического центра Trend.

  • Дата публикации: 11.05.2012
  • 398

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться