Россия делает ставку на поставки газа и нефти в Китай и Японию

Россия делает ставку на поставки газа и нефти в Китай и Японию

Как рассчитывают в Кремле, доля экспорта российской нефти в Азиатско-Тихоокеанский регион может достигнуть 22-25% к 2020 году против нынешних 9% (20% для газа).

Бешеный спрос на энергоносители в Азии не мог не привлечь внимания Москвы. В понедельник Россия подтвердила свое намерение утроить поставки нефти в Азиатско-Тихоокеанский регион в течение десяти лет. Заявление прозвучало в рамках саммита АТЭС, который открылся в столице Приморского края Владивостоке. «К 2020-му году половина всей потребляемой в мире энергии придется на Восточную Азию, то есть, на Китай, Японию, Южную Корею», - отметил заместитель директора Российского центра исследований АТЭС Глеб Ивашенцов. Параллельно с этим спрос в Европе, который традиционно лежал в основе российского экспорта, ожидает стагнация.

Азиатский рынок становится чрезвычайно привлекательным для крупнейших российских компаний, - таких, как Роснефть и Газпром: цена газа в Азии практически вышла на одну отметку с нефтью, что вдвое выше европейского уровня (от 600 до 700 долларов за тысячу кубометров). Кроме того, японская экономика (четвертый по величине потребитель энергоносителей в мире) вынуждена переориентироваться на российских поставщиков после катастрофы на Фукусиме, которая привела к закрытию практически всех ее атомных электростанций. В результате, как рассчитывают в Кремле, доля экспорта российской нефти в Азиатско-Тихоокеанский регион может достигнуть 22-25% к 2020 году против нынешних 9% (20% для газа).

Объемы сбыта добытого в Сибири черного золота должны практически удвоится после намеченного на конец года ввода в строй второго участка нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан: он пройдет 2046 километров от Сковородино на Амуре у российско-китайской границы до нефтяного терминала Козьмино неподалеку от Владивостока.

Нехватка газопроводов

«В Китае хотят, чтобы Россия обошла Иран и нарастила поставки», - подтверждает аналитик «ИФД КапиталЪ» Виталий Крюков. Транспортные мощности должны возрасти с 30 до 50 миллионов тонн в год, в результате чего Россия сможет отказаться от использования железных дорог и сократить расходы на транспортировку. Кроме того, Роснефть запустила строительство нефтехимического комплекса, который должен начать работу в декабре 2016 года.

Ситуация с газом - несколько сложнее. Оказавшись заложницей недостаточно развитой газотранспортной системы, Россия намеревается расширять предложение в сфере сжиженного природного газа, поставки которого могут осуществляться с помощью танкеров и удовлетворить запросы японских клиентов. В настоящий момент у Газпрома имеется лишь один завод по производству СПГ, который он использует совместно с Shell и японским Mitsui. На саммите АТЭС российская компания подтвердила информацию о строительстве второго комплекса во Владивостоке в сотрудничестве с консорциумом Japan Far East Gaz. Ожидаемая производственная мощность составит 10 миллионов тонн в год, однако завод сможет начать работу не раньше 2017 года.

Отставание есть, признает Глеб Ивашенцов. Как считает Виталий Крюков, «существует риск, что тенденция на цикличных азиатских рынках повернется в обратную сторону после того, как эти промышленные проекты будут введены в эксплуатацию».



  • Дата публикации: 05.09.2012
  • 260

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться