Россия присматривается к электромобилям Прокатиться на экологически чистом транспорте: трудно, дорого и неудобно

Россия присматривается к электромобилям Прокатиться на экологически чистом транспорте: трудно, дорого и неудобно

В России начинается строительство сети зарядных станций для электромобилей, хотя сами электрокары остаются у нас исключительной диковинкой. Слабый интерес к электромобилям объясняется неразвитой инфраструктурой – и сеть зарядных станций должна устранить это препятствие. Но остаются еще несколько: высокая цена электрокаров, малый пробег на одной зарядке и длительное время каждой «заправки» электромобиля.

Парк электромобильного транспорта в мире стремительно растет, однако Россия остается в стороне от этого процесса. Так, в США к 2015 году планируют увеличить количество электротранспортных средств на дорогах до 1 млн., Германия к этому показателю придет к 2020 году. А Китай инвестирует 2 млрд. евро в экспериментальные проекты, в которых задействованы тысячи электромобилей. Но несмотря на отсутствие госпрограммы поддержки электротранспорта и низкий интерес к нему со стороны населения, в России разворачивается строительство сети электрозаправок.

Как заявили на днях представители сети Revolta, ими достигнута договоренность об инвестициях со стороны компании Enerfund в размере до 1,5 млрд. руб. на создание сети зарядных станций. Средства будут направлены на решение одной из самых значимых проблем на российском рынке электротранспорта, а именно – отсутствия зарядной инфраструктуры. «Создание сети также послужит катализатором массового выхода на российский рынок производителей электромобилей, – отмечают в компании. – Глобальный рынок электромобилей, по консервативному прогнозу Pike Research, достигнет объема в 5,7 млн. штук к 2017 году. При этом эксперты оценивают, что в России к 2017 году электромобили займут в среднем 10% рынка во всех сегментах». Большинство электромобилей будут представлены для индивидуального использования. Однако примерно 20% всех электромобилей будет использоваться для общественных перевозок и легкого коммерческого транспорта. Потребность России в зарядной инфраструктуре оценивается как минимум в 500 тыс. зарядных станций всех типов. Средства, выделенные Enerfund, пойдут на строительство сети зарядных станций в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре, Калуге и других крупных городах России. В течение последующих двух лет в сеть Revolta войдут 2 тыс. зарядных станций переменного тока и 100 комплексов экспресс-зарядки.

Между тем мнения независимых аналитиков, опрошенных «НГ», по этому поводу расходятся.

В частности, эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев считает, что пока электромобили могут быть интересны российскому потребителю только как экзотика, и не более. «Снижение расходов на заправку электрокара будет с лихвой компенсировано стоимостью самого автомобиля. Что касается экологической составляющей, то пока российский потребитель этому аспекту уделяет не слишком много внимания, – отмечает он. – Если добавить к этому минусы электрокаров, то пока развитие рынка электромобилей в России не выглядит перспективным».

При этом отсутствие развитой инфраструктуры – это не единственное, хотя довольно существенное препятствие для продвижения электромобилей на российском рынке, считает Клюев. «Даже при наличии электрозаправок путешествие по России на электрокаре вряд ли будет комфортным, – продолжает он. – Запас хода электромобиля – около 160 километров, если не будет резких перепадов скорости и дополнительной нагрузки. Заправка автомобиля длится 15–20 минут в лучшем случае, при этом быстрой считается зарядка аккумулятора в пределах 30 минут. Максимальная скорость электромобиля – около 130 километров в час. В результате путешествие на электрокаре – это полтора часа езды и 20–30 минут зарядки аккумулятора. Вряд ли такая поездка доставит удовольствие автолюбителю, тем более при наличии более комфортной альтернативы».

Учитывая расстояние между российскими городами и в целом площадь РФ, на данном этапе развитие рынка электрокаров возможно лишь в отдельных крупных городах, резюмирует эксперт. «Впрочем, сейчас у электрокара и здесь есть серьезная конкуренция – гибридный двигатель, – говорит Клюев. – Гибрид позволяет существенно сэкономить на расходах на топливо, снизить зависимость от электрозаправочной инфраструктуры и осуществлять поездки на дальние расстояния».

В свою очередь, эксперт ФГ БКС Богдан Зыков считает, что все предпосылки для развития эксплуатации электромобилей в Москве и других крупных городах России уже существуют. «Это связано с тем, что в нашей стране электроэнергия стоит дешевле, чем углеродное топливо. Но развитие электротранспорта возможно только с развитием инфраструктуры для обслуживания данного класса автомобилей, – уточняет он. – Сегодня электромобили не позволяют совершать длительные поездки без подзарядки аккумуляторов, и это накладывает ограничение на область их применения. С другой стороны, если не планируется длительных поездок, то можно заряжать электромобиль от обычной розетки».

Пока электромобили в полной мере не могут конкурировать с традиционными, для конкурентной борьбы нужно решить множество проблем. И поддержка государства тоже должна быть существенной на первоначальном этапе развития, полагает Зыков. «В черте города и небольшой зоны вокруг конкуренция возможна в случаях, когда средний маршрут за сутки не превышает 100 километров, – отмечает он. – Если аккумуляторы для электромобилей будут стандартизированы и приведены к одному форм-фактору, то, возможно, метод замены аккумулятора на заправочной станции будет удобнее, чем его зарядка. Самое короткое анонсированное время зарядки – 15 минут, что приемлемо по времени в большом городе».

Аналитик агентства «Инвесткафе» Кирилл Маркин также полагает, что развитие российского рынка электромобилей во многом зависит от воли правительства, поскольку без господдержки этот сегмент рынка не получит должного стимула. «Опыт европейских стран как раз подтверждает целесообразность господдержки автоконцернов и потребителей, – говорит он. – В случае с автопроизводителями это предоставление дешевого ссудного капитала под экологичные проекты. А покупатели получают возможность приобретать такие автомобили по приемлемым ценам, поскольку правительство компенсирует часть их стоимости. Такой подход повышает лояльность автолюбителей и постепенно подогревает интерес сомневающихся».

  • Дата публикации: 02.02.2012
  • 244
  • Источник:
  • ng.ru

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться