Россия возвращается к нефтяному толлингу

Россия возвращается к нефтяному толлингу

В правительстве продолжается разработка мер против дефицита нефтепродуктов в России. Толлинговая схема, при которой нефть для отечественного рынка будет перерабатываться на иностранных НПЗ, сейчас рассматривается как наиболее приемлемая. Однако у экспертов есть большие сомнения в том, что применение этой схемы возможно в России и она поможет решить проблемы.

В правительстве проходит обсуждение введения в стране толлинговых схем при переработке российской нефти за рубежом, рассказал журналистам замглавы ФАС Павел Субботин. Толлинговая схема подразумевает беспошлинный экспорт нефти для российских компаний с условием, что произведенные из этого сырья нефтепродукты будут поставлены обратно на отечественный рынок. Идея введения в России толлинговой схемы рассматривается на уровне правительства «на стадии согласования позиций и определения основных векторов», цитирует г-на Субботина РБК. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков от комментариев отказался.

Причиной топливного кризиса стал запрет на производство и продажу бензина Аи-95 стандарта Евро-2, введенный правительством с января. Как известно, российские НПЗ оказались не готовы оперативно перейти к производству бензина стандарта Евро-3, так как их мощности на полную силу были задействованы в производстве нефтепродуктов стандарта Евро-2.

Акциз на Евро-2, до этого сильно повышенный правительством, будет не больше акциза на Евро-3, а разрешение на реализацию бензина устаревшего стандарта будет продлено до середины 2012 года, сообщил г-н Субботин. Правда, он подчеркнул, что эти послабления коснутся только 12 нефтяных компаний, которые совместно с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом заключили в начале июля соглашения, направленные на стабилизацию ситуации на рынке нефтепродуктов.

Среди компаний-«льготополучателей» ЛУКОЙЛ, «Газ­пром», «Газпром нефть», ТНК-ВР, «Роснефть», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Русс­Нефть», НК «Альянс», «Славнефть». По условиям соглашений компании обязуются до 2015 года модернизировать свои НПЗ для производства более качественных нефтепродуктов и начиная с 2015 года обеспечивать достаточное производство моторного топлива и предложение на внутренний рынок.

Например, ЛУКОЙЛ уже готов при соответствующем решении правительства поставлять нефть на Лисичанский НПЗ на Украине с возвратом обратно всего топлива, выработанного из нефти, освобожденной от экспортных пошлин, передает слова г-на Субботина РИА Новости. Тем не менее в ЛУКОЙЛе РБК daily сообщили, что никаких переговоров по этому поводу с компанией не велось. ТНК-BP, в свою очередь, толлинговую систему использует давно: Лисичанский НПЗ (Украина) находится во владении компании с 2001 года. Комментарии в других компаниях получить не удалось.

Толлинговая схема будет работать только в том случае, если в России цены на нефтепродукты будут соответствовать европейским рыночным, утверждает аналитик Артем Кончин из UniCredit Securities. Можно предположить, что российская нефть будет перерабатываться на заграничных НПЗ, долями которых обладают российские компании, но в Европе топливо будет в итоге обретать рыночную цену, к тому же к ней приплюсуются расходы на транспортировку, рассуждает он. В таком случае предпринимателям будет невыгодно продавать нефтепродукты в России по более низким ценам. Куда больше эффекта будет, если государство перестанет искусственно контролировать цены на нефтепродукты и отменит «грабительские акцизы», заключает аналитик.

По мнению главного редактора журнала The Russian Energy Weekly Михаила Крутихина, идея введения толлинговой схемы — лобби заинтересованных лиц. Контроль за движением сырья за границу и нефтепродуктов обратно будет абсолютно непрозрачен, поэтому схема коррупциогенна, считает г-н Крутихин.
 

  • Дата публикации: 25.07.2011
  • 324

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться