Ростехнадзор проверит готовность нефтяных компаний выпускать автотопливо высокого экологического класса

Ростехнадзор проверит готовность нефтяных компаний выпускать автотопливо высокого экологического класса

В сентябре Ростехнадзор представит первые данные о темпах модернизации нефтеперерабатывающих заводов и их готовности перейти на выпуск бензина более высокого экологического стандарта Евро-3. Об этом "РГ" сообщил исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

К тем, кто выбился из графика, будут принимать жесткие санкции, вплоть до отказа в выдаче лицензий на разработку месторождений. Такое решение было принято на недавнем заседании правительственной комиссии под руководством вице-премьера Игоря Сечина.

Кроме того, Федеральная таможенная служба собирается лишать льгот те компании, заводы которых не имеют мощностей для вторичных процессов переработки сырья, то есть для производства высокооктанового бензина.

Однако эксперты сомневаются, что компании успеют к сроку. Одним не хватит времени, другим средств для закупки оборудования.

Напомним, что 12 нефтяных компаний заключили с властью соглашение о том, что продолжат модернизацию, хотя им и разрешили до середины 2012 года продолжить выпускать бензин марки АИ-92 (стандарт Евро-2). Нефтяники жаловались, что не успевают. И пугали новым бензиновым дефицитом. Сегодня на рынке доля бензина АИ-92, который является самым популярным среди российских автолюбителей, составляет порядка 70 процентов. АИ-95 занимает всего около 15 процентов.

А на модернизацию НПЗ для выпуска высокооктанового топлива стандарта Евро-3, по оценкам ряда экспертов, потребуется не менее 10 миллиардов долларов. Эти аргументы власть убедили, и она дала компаниям фору по времени.

Но одновременно правительство решило подстегнуть компании новыми экспортными пошлинами. С 1 октября 2011 года по 31 декабря 2014 года на все нефтепродукты низкой переработки (мазуты и моторные масла) они увеличены до 66 процентов от ставки вывозной пошлины на сырую нефть (сегодня это 46 процентов). А с 2015 года за вывозимый за границу мазут вообще придется платить столько же, сколько и за нефть - то есть его экспорт тоже станет нецелесообразным.

И теперь эти 12 компаний должны отчитаться о проделанной работе. Контроль за соблюдением соглашения возложен как раз на Ростехнадзор. Но и с других никто ответственность за модернизацию не снимает. Однако, похоже, не всем удастся уложиться в срок. Дело в том, что оборудования в объемах, необходимых для столь масштабной модернизации, наша промышленность не выпускает, значит, придется заказывать за рубежом. А мировая промышленность тоже вряд ли способна обеспечить нужные объемы за такой короткий срок. Но если даже и этот вопрос решится, все упрется в деньги.

Григорий Сергиенко заметил, что сегодня в России существует 27 крупных НПЗ, которые перерабатывают свыше 2 миллионов тонн нефти в год и, по данным Ростехнадзора, 296 малых НПЗ, перерабатывающих чуть менее этого количества. При этом, по его мнению, будущий запрет на выпуск бензина стандарта Евро-2 может поставить крест именно на мелких НПЗ. "Денег на модернизацию у них нет, поэтому они просто исчезнут с рынка", - прогнозирует эксперт. Нужно создавать условия, при которых заводы реконструировать было бы выгодно, но сейчас ничего такого компаниям не предложено, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. И предлагает "установить более низкие акцизы на дорогие нефтепродукты, чтобы было выгодно производить на НПЗ именно их, в идеале - нулевые". А что касается мазута, то уровнять пошлины на него с нефтью не с 2015 года, а уже сейчас. Тогда такое сочетание кнута и пряника даст необходимый эффект, уверен эксперт.

Тем более что модернизировать существующие нефтеперерабатывающие заводы действительно необходимо. Сегодня буквально считаные единицы из 27 крупных НПЗ способны обеспечить глубину переработки в 90-95 процентов, которая требуется для производства высокооктанового бензина. В этой ситуации объемы производства бензина выросли бы с сегодняшних 36 до 70 миллионов тонн. Большинство же заводов "удовлетворяется" глубиной в 70-72 процента, позволяющей выпускать лишь темные нефтепродукты (мазуты, моторные масла) и так называемый прямогонный бензин с октановым числом, равным 60, из которого потом получают автомобильное топливо.

Тарас Фомченков, "Российская газета"

  • Дата публикации: 30.08.2011
  • 449

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться