СМИ: Поставки значительных объемов белорусского бензина в Россию начнутся уже в феврале—марте

СМИ: Поставки значительных объемов белорусского бензина в Россию начнутся уже в феврале—марте
При поставке на московский рынок Белорусской нефтяной компании (БНК) предстоит конкурировать с ТНК-ВР, которая своими продажами рязанского и ярославского бензина задает тон на биржевых торгах, - пишет "РБК Дэйли".

ТНК-ВР — «продвинутый» участник торгов, компания всегда остается «в рынке» и чутко реагирует на малейшие изменения его конъюнктуры. БНК столкнется с серьезной конкуренцией со стороны российских нефтяных компаний в остальных регионах Центрального ФО, а также на юге и северо-западе страны. До Поволжья и восточнее белорусский бензин вряд ли доедет: поставки заблокируют высокий транспортный тариф и профицитная по бензину «Башнефть».

Все это выливается в необходимость предлагать сравнительно низкие цены, чтобы белорусский бензин покупали. Так, «Регуляр-92» производства Мозырского и Новополоцкого НПЗ на приграничных ж/д станциях на территории России в конце ноября пользовался хорошим спросом по ценам 29,5—30 тыс. руб./т. Это равносильно скидке в пределах 600—1100 руб. к ценам «на воротах» Рязанской НПК, ЯНОСа и Московского НПЗ. Белорусский «Премиум-95» в конце ноября покупали по ценам 30,7—30,8 тыс. руб./т на приграничных станциях, что соответствует скидке к ценам «на воротах» Рязанской НПК и ЯНОСа на уровне 1400 руб.

Как обстоят дела с ценообразованием на бензины у «Белнефтехима» и его дочерней компании БНК? «Белнефтехим» продает бензин на нескольких рынках. Внутренний рынок Белоруссии — это дотационное направление продаж, где компания де-факто теряет деньги.

Украинский рынок, напротив, является самым премиальным каналом сбыта нефтепродуктов для БНК. В конце ноября литр бензина «Регуляр-92» на АЗС Киева стоил примерно 40,3 руб, «Премиум-95» — 41,4 руб. и дизельного топлива — 37,2 руб. Очевидно, и оптовые цены на Украине сравнительно высокие. За Украиной следуют Польша и Северо-Западная Европа, которые также являются традиционными рынками сбыта белорусских нефтепродуктов.

«Белнефтехим» закупает нефть по формульной цене, основанной на котировках Platts для европейского рынка. БНК продает нефте­продукты на экспорт по фиксированным и формульным ценам. Ценовые формулы базируются на котировках Platts и Argus на базисе Северо-Западной Европы. Для белорусской нефтепереработки все ценообразование — от сырья до продуктов — привязано к котировкам европейского рынка, рассчитываемым ведущими агентствами.

Что же касается российского рынка, то в зависимости от соотношения цен в европейской части России и Северо-Западной Европе поставки бензина в РФ могут быть как привлекательными, так и нерентабельными для БНК. Российский рынок бензина никогда не был прочно связан с европейским из-за того, что автобензин является неэкспортным продуктом. С развитием биржевого рынка Россия получила собственный адекватный индикатор цены на автобензин, по крайней мере для европейской части страны. Бензиновые нетбэки живут своей, оторванной от российского рынка жизнью, а наши трейдеры смотрят на цены в Рязани, Ярославле и Саратове, видя в них реальное отражение баланса спроса и предложения в России.

Вы уже поняли, на чем забуксовали переговоры? «Белнефтехиму», который экспортирует нефтепродукты в несколько «премиальных» направлений, предложили развернуть крупные объемы бензинов на новый для него рынок, который требует скидок и к тому же работает иначе по сравнению с традиционными для него рынками сбыта. Допустим, в следующем году поставка бензина в Россию для БНК будет на 10 долл./т меньше, чем в Северо-Западную Европу. Это значит, что белорусская сторона на поставках в Россию 2 млн т бензина недополучит 20 млн долл.

По всей видимости, «рыночные условия» для белорусской стороны — это получить цену в паритете с поставками в Северо-Западную Европу. Даст ли ее российский рынок?

Ситуация в конечном итоге будет зависеть от действующих в России экологических требований к нефтепродуктам. После запрета Евро-2 с 2013 года предложение бензина в следующем году сократится примерно на 800 тыс. т. Это оценки, которые, как поговаривают, летом в кулуарах озвучивали представители Минэнерго.

Поставки значительных объемов белорусского бензина, вероятно, начнутся уже в феврале—марте. Российский рынок быстро ощутит недостаток бензина и начнет искать альтернативные варианты снабжения ресурсом. Все это мы проходили в 2011 году. На фоне дефицита бензина, вызванного в том числе запретом оборота топлива Евро-2, поставки в страну автобензина производства Лисичанского НПЗ выросли почти в два раза по сравнению с 2010 годом и составили около 1 млн т.

Таким образом, работоспособность схемы с обратными поставками белорусского бензина однозначно требует запрета оборота топлив Евро-2. Одновременно эта ситуация, вполне вероятно, вызовет напряженность на рынке бензина. Зато чиновники заработают дополнительные политические очки за эффективную борьбу с топливным кризисом, - пишет http://www.rbcdaily.ru/.
  • Дата публикации: 19.12.2012
  • 462
  • Источник:
  • "Нефть России"

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться