СМИ: Вместо того чтобы развивать производство СПГ, "Газпром" погружается в архаику - строит запредельно дорогие газопроводы

СМИ: Вместо того чтобы развивать производство СПГ, "Газпром" погружается в архаику - строит запредельно дорогие газопроводы

"Газпром" намерен форсировать реализацию проекта "Южный поток", начав прокладку трубопровода уже в декабре 2012 г., а не в 2013 г., как планировалось ранее, - пишет "Компания".
 
Эксперты недоумевают, зачем монополия инвестирует громадные средства в проект, окупаемость которого крайне сомнительна, да еще и на фоне протестных настроений в Европе и разрастания экономического кризиса в еврозоне? "Газпром" пошел на грандиозную авантюру. Не опираясь на грамотный макроэкономический анализ ситуации в Европе, компания поставила на карту колоссальные средства, а может быть, свою судьбу, - комментирует руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. - Хорошо помню, что когда в 2009 г. наш институт выпустил критический анализ по новым веткам, то мгновенно в прессе как ответ появилось заявление Путина, что все будет прекрасно и "Северный поток" будет построен. И он построен, только теперь уже многие понимают, насколько проект неразумен". С этой точкой зрения категорически не согласна пресс-секретарь, руководитель отдела по связям с общественностью Nord Stream AG (оператор "Северного потока") Ирина Васильева. По ее словам, "Северный поток" включен в Директиву ЕС о трансъевропейских энергетических сетях (TEN-E) и в 2006 г. был признан Европейской комиссией, Европейским парламентом и Европейским советом "проектом, отвечающим интересам всей Европы". Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер на церемонии ввода газопровода в эксплуатацию отметил, что "Северный поток" стал неотъемлемым звеном энергетической системы Европы. В ближайшие десятилетия газопровод станет играть важную роль в обеспечении европейской энергобезопасности. Природный газ имеет важное значение для будущего европейских энергопоставок, поддерживая роль возобновляемых источников энергии и компенсируя спад в использовании атомной энергии. "Проекты окупят вложения иностранных акционеров, поскольку транзитный тариф и полная загрузка обеспечат окупаемость. "Газпром" же будет в убытке, потому что на плечи компании лягут расходы на сооружение упомянутых выше газопроводов на территории России", - поясняет истинные причины заинтересованности европейских стран в строительстве трубопровода генеральный директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

Весной прошлого года "Газпром" оценил проект "Южный поток" в 15,5 млрд евро. "Исходя из колебаний оценок, предполагаю, что цена вопроса может достичь при реализации 18,5-19 млрд евро", - подсчитал старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин. На этом может сказаться удорожание работ и материалов с течением времени. Кроме того, модернизация российских участков подвода газа к Черноморскому побережью оценивается еще в 291 млрд руб. (плюс к 15,5 млрд евро). Если сравнивать "Южный поток" с аналогичными проектами, то, конечно, "Южный поток" - самый дорогостоящий. Так, 900 км морского пути (мощность 63 млрд куб. м) оценивается в 10 млрд евро, тогда как 1220 км "Северного потока" (мощность 55 млрд куб. м) обойдутся по проекту в 7,4 млрд евро (8,8 млрд евро, если с обслуживанием кредитов). Подводные трубопроводы в Германии для "Северного потока" оцениваются еще в 1 млрд евро. "Северный поток" получается дешевле "Южного". Но следует помнить, что Черное море глубокое (средняя глубина 1240 м) и насыщено сероводородом - это не мелкое Балтийское море (средняя глубина 51 м). Для сравнения: самый длинный морской газопровод Langeled в Северном море - 1200 км (мощность 20-25 млрд куб. м), его строительство началось в 2004 г., официальное открытие прошло в октябре 2007 г. в Лондоне. Стоимость строительства составила 1,7 млрд фунтов стерлингов (2,5 млрд евро в ценах 2007 г.). Контракты на поставку материалов и прокладку газопровода Langeled заключались в период, когда цены на стальные трубы и строительные работы были ниже. Nord Stream проектировался при более неблагоприятной ценовой конъюнктуре. "Последующий кризис в 2008-2009 гг., видимо, не слишком стимулировал "Газпром" к снижению как затрат для прокладки подводных и надводных трубопроводов, так и цен на трубы", - заключает Олег Душин. "Прежде всего, в глаза бросается крайне высокая себестоимость строительства "Северного потока" -$10,2 млрд, или 7,4 млрд евро при общей протяженности газопровода в 1224 км. Другими словами, один километр трубы обошелся "Газпрому", государственной сырьевой монополии, в $8,3 млн, что даже с учетом геодезических и технологических сложностей строительства трубы по дну Балтийского моря выглядит раздутым приблизительно в 1,5 раза", - отмечает ведущий аналитик "Риком-Траст" Владислав Жуковский. По его мнению, складывается впечатление, что отсутствие даже намека на минимальный контроль за расходованием средств государственной сырьевой монополии со стороны госорганов и независимых контролеров обусловлено не удивительной недальновидностью компетентных органов, а нежеланием "наступить на карман" аффилированных с Кремлем сырьевых олигархов. "Количество громких скандалов и разоблачений, связанных с превышением всех мыслимых смет при строительстве "Северного потока" и многих других объектов газовой инфраструктуры, достигло такого уровня, что они уже бросают тень на первых лиц государства", - констатирует Владислав Жуковский. При этом он подчеркивает, что ради удовлетворения политических амбиций российского руководства, "а также шкурных интересов "Газпрома" и стремящихся нажиться на эпохальных стройках аффилированных с ним субподрядчиков государство в лице "Газпрома" заплатило огромную цену".
 
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что, пока "Газпром" опутывает Европу сетью своих газопроводов, сами технологии в газовой отрасли за последние 10 лет сделали качественный рывок. Вместо того чтобы развивать производство сжиженного газа, позволяющего отвязаться от долгосрочных контрактов на поставку и более гибко реагировать на изменение ценовой конъюнктуры, российская сырьевая монополия с упорством погружается в архаику - строит запредельно дорогие газопроводы, содержание которых через 15-20 лет станет просто неподъемным даже для газового гиганта. Сжижение природного газа уже позволило даже таким островным "энергетическим державам", как Австралия и Тринидад и Тобаго, поставлять голубое топливо танкерами в удаленные уголки планеты, не привязываться к конкретному потребителю и не зависеть от долгосрочных контрактов на поставку газа.

  • Дата публикации: 20.02.2012
  • 235

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться