В Москве появится «дом на батарейках»

В Москве появится «дом на батарейках»

Пилотный проект столичных властей и «Роснано» планируется использовать в качестве прототипа жилья для граждан, переселяемых из ветхих зданий


Жителей ветхих домов планируется переселять в здания, построенные с использованием инновационных технологий. Первый такой жилой дом, который пока находится в стадии проектирования, предполагается построить на Нижегородской улице, а на Базовской улице могут появиться школа и детский сад, построенные по аналогичному принципу. Как рассказали «Известиям» в столичном департаменте строительства, проект впоследствии сможет стать прототипом жилья нового поколения как для Москвы, так и для всей России. Строительство инновационных зданий, по экспертным оценкам, в среднем обойдется на 10–15% дороже, чем возведение аналогичных объектов по старым технологиям.

Проект совместно разрабатывают подведомственное департаменту строительства казенное предприятие «Управление гражданского строительства» (КП «УГС») и ОАО «Роснано». Как пояснили в КП «УГС», на Нижегородской улице появится 14-этажный жилой дом, а на территории бывшей промзоны в Западном Дегунино построят экспериментальные инновационные детский сад на 280 мест и школу на 550 мест. 

При возведении объектов будут использованы особо прочные и долговечные материалы, покрытия, продлевающие срок эксплуатации здания, а также энергоэффективные стеклопакеты и светодиодное освещение. Также планируется применить системы очистки и обеззараживания воздуха и воды, рекуперации и утилизации тепла, литий-ионные аккумуляторы — всего порядка трех десятков других технологических решений. 

— Стоимость возведения объектов с применением нанотехнологий будет незначительно превышать стоимость применяемых в настоящее время технологий строительства. Высокотехнологичные материалы дороже, но окупаются в процессе эксплуатации здания, позволяя существенно снизить эксплуатационные расходы города за счет применения износоустойчивых материалов. Средний период окупаемости составляет 5–8 лет, — отметили в организации.

По словам главного аналитика «Роснано» Александра Петушкова, жилой дом будет построен для переселения горожан из сносимого ветхого жилья. Эксперт пояснил, что по отдельности новые технологии в строительстве применялись, но не для социальных объектов. Например, системы фильтрации воздуха и воды используются в зданиях бизнес-класса и выше. Воздушный фильтр не только чистит воздух, но и обеззараживает его ультрафиолетом. 

— Планируется также применение отдельных систем фильтрации воды, которые способны очистить жидкость до питьевого качества, при этом обогащают ее минералами. Себестоимость литра такой воды ниже, чем аналогичного объема бутилированной воды сопоставимого качества, — отметил он.

Литий-ионные аккумуляторы в России также практически не применялись.

— Такие аккумуляторы более емкие, выдерживают больше циклов зарядки-разрядки. В ночное время аккумулятор заряжается дешевой энергией, эти запасы потом тратятся днем, — пояснил Петушков. — В данном проекте аккумуляторы, скорее всего, будут работать в паре с солнечными панелями. В школе и детском саду устройства будут использованы также в качестве учебных пособий, а в доме они обеспечат дежурное освещение в подъезде.

Однако главный аналитик отметил, что при применении литий-ионных аккумуляторов могут возникнуть сложности с нормативно-строительной документацией. По его словам, подобные системы не упомянуты в СНиПах, «а всё, что у нас не разрешено документами, автоматически считается запрещенным к использованию». Петушков добавил, что сейчас проводится работа по «легализации» таких источников энергии с Росстандартом, Минрегионразвития и профильными организациями.

Также в зданиях будет применена система рекуперации и утилизации тепла, которая позволяет подогреть холодный воздух за счет «вытягиваемого» из помещения более теплого воздуха. Энергоэффективность таких домов удастся повысить на 60%, отметил Петушков.

Председатель правления Совета по экологическому строительству Алексей Поляков рассказал, что внедрение новых технологий влечет некоторые сложности как на этапах проектирования и согласования, так и на этапе эксплуатации здания. 

— Технологии незнакомы чиновникам. Например, с помощью системы очистки воды можно использовать воду несколько раз. За рубежом это применяется, а у нас отсутствуют СНиПы и ГОСТы, которые это позволяют, — отметил Поляков.

Эксперт уверен, что эксплуатировать высокотехнологичные здания смогут далеко не все управляющие компании. Для этого нужны высококлассные инженеры, которые понимают, как функционируют системы, могут наладить их работу и грамотно и эффективно использовать. 

— Сантехник из ДЕЗа, который прочищает трубу, стуча по ней гаечным ключом, не справится, — считает Поляков. — Более того, сами жители домов тоже пока не готовы правильно эксплуатировать жилье такого уровня. Когда им жарко, они открывают окно, вместо того чтобы подкрутить ручку регулятора температуры.

Поляков назвал верным решение внедрять новые технологии в том числе и на социальных объектах.

— Во-первых, государство как собственник этих объектов заинтересовано в энергоэффективности, это прямая экономия, — считает эксперт. — Но главное, что дети видят работу этих технологий, привыкают к ним, вырастают социально и экологически ответственными. В Швеции, например, малышей с детского сада приучают к раздельному сбору мусора, к экономии электричества, объясняют преимущество альтернативных источников энергии.

Вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев считает, что подобные проекты останутся лишь в статусе пилотных до тех пор, пока государство не возьмет курс на массовое внедрение новых технологий.

— Для массового распространения нужна экономическая мотивация, — говорит эксперт. — Это можно сравнить с автомобильным рынком: если бы для электромобилей был пониженный налог, они бы были распространены намного больше.

Апрелев добавил, что применение новых технологий должно быть экономически целесообразным.

— Например, системы очистки воды и воздуха стоят дорого как при установке, так и при дальнейшей эксплуатации, представители экономкласса не готовы их оплачивать, — уверен эксперт.




  • Дата публикации: 30.08.2013
  • 513
  • Источник:
  • www.izvestia.ru

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться