Эксперт: "Нефтяные авантюры" все дороже обходятся белорусскому потребителю

Эксперт: "Нефтяные авантюры" все дороже обходятся белорусскому потребителю

Розничные цены на нефтепродукты повышались в Белоруссии и в прошлом году, когда союзная республика закупала российскую нефть в объеме, полностью удовлетворяющем внутренние потребности в нефтепродуктах по внутрироссийским ценам, - пише для www.regnum.ru Сергей Шиптенко.
 
Именно по внутрироссийским, на это стоит обратить особое внимание. Российская нефть поставлялась без взимания экспортных пошлин, но цены на заправках росли. Власти объясняли эти повышения ростом цен на нефть на мировых биржах, взиманием Россией вывозных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, но это лицемерие не могло убедить даже школьников. Все знали, что 6,3 млн. т Россия поставляет в Белоруссию по внутрироссийской цене, без всяких вывозных пошлин. Следует принять во внимание и то, что модернизация НПЗ позволила осуществлять более глубокую переработку сырья, нежели на российских заводах, что увеличило прибыль отрасли. Таким образом, бензин и дизтопливо в РБ давно должны были стоить дешевле, чем в России. Но и в 2010-м, и в 2011-м цены на нефтепродукты в Белоруссии продолжили рост. С 1 февраля "Белнефтехим" повысил оптовые цены на темные виды нефтепродуктов на 10%, с 3 марта - на 4,5-10,5% на бензины и дизтопливо, реализуемые на внутреннем рынке.
 
Внезапность повышения цен на бензин сродни недавней девальвации белорусского рубля, что не может не подрывать и без того не идеальную репутацию властей. Информация о готовящемся повышении цен на белорусских АЗС была опубликована оппозиционными СМИ в конце января и конце февраля, регулярно опровергалась официальными сообщениями, в т.ч. пресс-службой госконцерна "Белнефтехим". 2 марта, накануне подорожания, о росте цен сообщили почти все белорусские независимые СМИ, государственные при этом хранили гробовое молчание. В тот же день пресс-секретарь госконцерна "Белнефтехим" Марина Костюченко заявила по поводу решения повысить цены на бензин для белорусских потребителей: "У меня в данный момент информации о подорожании нет". 3 марта она же сообщила о произошедшем росте цен.
 
В тот же день Первый гостелеканал Белоруссии попытался уверить белорусов, что, "вопреки ошибочному мнению, Белоруссия закупает нефть в России не по внутрироссийским ценам". Известно, что с 1 января российская сторона не взимает вывозную пошлину на нефть и нефтепродукты в торговле с Белоруссией. Известно и то, что именно белорусская сторона "накосячила" с подписанием договоров на поставку российской нефти на белорусские НПЗ, поставив их перед дилеммой: либо повторно перегонять выработанные нефтепродукты с отходами, чтобы не остановить производственный цикл, либо остановить работу, т.к. резервы сырья практически полностью были выработаны. В случае остановки НПЗ издержки по его запуску сопоставимы с запуском доменной печи с застывшим металлом ("козлом").
 
Контракты с российскими поставщиками удалось подписать, но краткосрочные и ограниченные по объемам. Очевидно, в РБ желали, чтобы правительство РФ "надавило" на своих трейдеров, которые заявили интерес к равнодоходности при поставках в Белоруссию и по другим направлениям. Вполне нормальное желание в условиях рыночной экономики, которое принципиально не воспринимается адептами "белорусской модели". Проблема заключалась в том, что российское правительство не имело никакой мотивации к подобного рода действиям. Правительство РФ не торгует нефтью - оно взимает налог, а нефтью торгуют частные компании. Подконтрольная правительству РФ "Транснефть" готова была прокачать любой объем нефти, который приобретет белорусская сторона. В свою очередь, представители официального Минска, действуя через госконцерн "Белнефтехим", не готовы были пойти на уступки российским нефтетрейдерам и дожидались непонятно чего. То ли дожидались изыскания денег на покупку российской нефти по рыночной цене, то ли успеха лобби сторонников Александра Лукашенко в окружении Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Власти Белоруссии дождались роста цен на российскую нефть на международных площадках и реальной угрозы остановки обоих белорусских НПЗ, а также снижения объемов поставок и увеличения вознаграждения российским поставщикам по февральским контрактам. В таких условиях были заключены краткосрочные контракты с российскими поставщиками. В 2011 году Белоруссия намерена закупать не только российскую нефть в общем объеме 26 млн. т (при мощностях обоих НПЗ в 21,5 млн. т).
 
Белорусы ездят в Литву и на Украину, видя, что бензин там стоит почти столько же, сколько и в Белоруссии. Летом 2010 года цены на АЗС в Киеве и Минске были практически идентичны. Хотя Украине и Литве российская нефть обходится намного дороже. А сейчас "Белнефтехим" указывает на то, что подорожание "вызвано ростом мировых цен на нефть и увеличением ставок акцизов на подакцизные нефтепродукты. По большому счету, во главу угла следует поставить вопрос об увеличении властями Белоруссии ставок акцизов. Собственно, это основная причина роста цен на АЗС, а также товаров и услуг. Все прекрасно понимают, что подорожание литра бензина - это не только удар по карману автовладельцев, это еще и рост цен на товары (не только потребительские) и услуги (не только транспортные). Иначе говоря, с ростом цен на бензин подорожала жизнь.
 
В декабре 2010 г. - январе 2011 г. российская нефть для Белоруссии была существенно дешевле стоимости поставок на Украину или в Литву, а закупать нефть в Венесуэле или Азербайджане никто не заставлял и не заставляет. Понятно, что на "Белнефтехим" в свете острого дефицита инвалютных поступлений возлагаются особые надежды, что продолжающаяся экспансия на украинский и прибалтийский рынки - проекты перспективные, затратные и рискованные одновременно. За 2010 г. Белоруссия нарастила экспорт нефтепродуктов на Украину по ряду позиций почти наполовину, продавая бензин и дизтопливо дешевле, чем на внутреннем рынке. Шла речь о приобретении "Белнефтехимом" сети украинских АЗС, чтобы увеличить прибыль поступлениями не только от оптовых, но и от розничных продаж. К настоящему времени РБ обеспечивает поставки более половины импортных нефтепродуктов на украинском рынке, почти весь импортный бензин самой популярной марки А-92 - белорусского производства. Дело зашло настолько далеко, что давно накапливаемое недовольство шести украинских НПЗ в 2010 г. получило конкретное оформление в инициировании антидемпингового расследования, принять участие в котором выразил МИД РБ.
 
Желание увеличить поставки нефтепродуктов на экспорт, ценой ухудшения и без того непростых отношений с Украиной компенсировать потери от снижения объемов поставок в Нидерланды - понятно. Непонятно другое: почему спонсировать подобного рода проекты должны белорусские автовладельцы, в подавляющем большинстве своем - небогатые люди (а по европейским меркам - откровенно бедные).
 
Судя по всему, "нефтяные авантюры" все дороже обходятся белорусскому потребителю. Закономерная тенденция: начались поставки венесуэльской нефти - бензин подорожал, начались поставки азербайджанской нефти - бензин снова подорожал. Если бы Белоруссия закупала нефть в Ливии - это можно было бы объяснить ростом мировых цен, но повышение или снижение ставок акцизов на вырабатываемые в Белоруссии нефтепродукты - это вопросы к властям Белоруссии, Совет министров устанавливает размеры акцизов.
 
Повышение розничных цен на бензин в Белоруссии мотивировано, прежде всего, желанием властей решить свои проблемы за счет создания проблем населению. Проблем очень много, они достаточно серьезны. Ежегодно устанавливается очередной рекорд отрицательного сальдо внешней торговли товарами, растет внешняя задолженность (в т.ч. и госдолг), белорусские товары теряют традиционные рынки сбыта и растут в цене на рынке внутреннем. Несмотря на высокие ввозные пошлины, Белоруссия не может удовлетворить внутренний спрос ни отечественным картофелем, ни многими другими товарами и услугами по приемлемым ценам. Еще в прошлом году Александр Лукашенко лично руководил "разгрузкой складов" и угрожал дипломатам перепрофилировать их торговых агентов во что-то типа коммивояжеров, развозящих по миру сахар едва ли не чайными ложками. Сегодня выясняется, что главный враг белорусского потребителя - предприниматели, вывозящие в РФ сахар даже не по оптовым ценам, а прямо из магазинов, с учетом торговой наценки розничной сети. Под этим предлогом с начала года (в очередной раз) правительство увеличило розничные цены на сахар.
 
Административное повышение цен на сахар, бензин и др. говорит о том, что власти желают сохранить доходность бюджета на запланированном уровне (превышающем уровень инфляции и плавной девальвации). Вопрос заключается в том, на что пойдут добытые таким образом бюджетные доходы. Чиновники уверяют, что на модернизацию экономики: строительство наукоградов и завершение масштабного эксперимента со строительством агрогородков, технологическое перевооружение предприятий и повышение доходов их работников. В свою очередь, независимые эксперты разуверяют: на консервацию имеющейся системы со всеми ее недостатками, на поддержание относительно высоких доходов чиновников и приближенного к власти бизнеса; из "бюджетников" уверенность в завтрашнем дне могут иметь лишь "силовики". При этом и те, и другие оперируют данными статистики, отмечают позитивные и негативные тенденции, но расходятся в их трактовке. В данной ситуации фактом является лишь то, что каждый покупатель килограмма сахара и литра бензина оплачивает продолжение правительственного курса, а уж во что он верит и кого готов поддержать в ситуации реального политического выбора - такие "мелочи" мало кого интересуют.

  • Дата публикации: 09.03.2011
  • 627

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться