Проект закона о недрах белорусские парламентарии планируют рассмотреть на весенней сессии

Проект закона о недрах белорусские парламентарии планируют рассмотреть на весенней сессии

Проект закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о недрах" парламентарии планируют рассмотреть в первом чтении во время весенней сессии, которая начнет работу в апреле текущего года. Об этом сообщил корреспонденту БЕЛТА заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию Георгий Дашкевич.

По словам депутата, разработка документа была плановой. "В Беларуси Кодекс о недрах принят в 2008 году, и в процессе его практического применения, конечно, возникали вопросы как у государственных органов, так и у субъектов хозяйствования. Поэтому было решено внести изменения и дополнения в действующий кодекс", - пояснил Георгий Дашкевич. Изменения коснутся инвестиционной деятельности в отношении недр, компетенции республиканских органов и местных Советов депутатов. Также законопроект предусматривает внесение редакционных поправок и ряд других изменений.

Что касается инвестиционной деятельности, то предлагается предоставлять участки недр на равных условиях как при заключении инвестиционного, так и концессионного договора. По мнению разработчиков, это будет способствовать привлечению новых инвесторов. "Согласно действующему законодательству (Инвестиционному кодексу. - Прим. БЕЛТА) инвестиционная деятельность может осуществляться по концессионному договору, которым государство на взаимовыгодных условиях дает право частному сектору пользоваться недрами и добывать полезные ископаемые. Однако инвесторы, особенно иностранные, да и частные лица, не спешат пользоваться этим правом из-за установившихся неравных условий концессионного и инвестиционного договоров: последний позволяет предоставить инвестору более выгодные условия и получить ряд преференций в соответствии с декретом №10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь", - сказал парламентарий.

Также вносятся изменения в полномочия местных Советов депутатов, в компетенцию которых в соответствии с действующим законодательством входит утверждение лимитов общераспространенных полезных ископаемых. "Как правило, сессии местных советов проходят раз в квартал, и решить какой-либо вопрос оперативно, пересмотреть при необходимости лимиты не представляется возможным. Поэтому в законопроекте эту функцию возлагают на местные исполнительные и распорядительные органы", - отметил Георгий Дашкевич.

Кроме того, предлагается исключить установление лимитов подземных вод. Такое предложение обусловлено тем, что в отличие от других полезных ископаемых подземные воды являются возобновляемым природным ресурсом. Более того, значительная часть разведанных в Беларуси запасов подземных вод не используется, возможность ее добывать имеется практически в неограниченном количестве.

Законопроектом также предусматривается увеличение глубины добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков для целей, не связанных с извлечением доходов. В этом случае предоставление горного отвода, утверждение лимитов, установление иных нормативов в области пользования недрами не требуется. "Это позволит наиболее рационально использовать недра и сократить площади земель, выведенных из севооборота", - подчеркнул Георгий Дашкевич.

Важным моментом для хозяйствующих субъектов, по мнению депутата, является норма в проекте закона, касающаяся юридических лиц, образованных в результате реорганизации. Геологические и горные отводы им будут предоставляться на основании передаточного акта. "Экономика развивается, предприятия дробятся или сливаются. И при реорганизации им нужно было все начинать сначала. Оформление документов - длительный процесс. Законопроект предусматривает упрощение этой процедуры - если фирма имела право на добычу ископаемых, вновь организованное предприятие будет продолжать пользоваться этим правом", - сказал Георгий Дашкевич.

Существенной поправкой в действующий кодекс он также считает исключение такого требования, как прохождение экспертизы проектной документации на научно-исследовательские работы. Тем более что такие работы проходят государственную научно-техническую экспертизу. Поэтому проведение каких-либо иных экспертиз, по мнению разработчиков, нецелесообразно и влечет лишь удорожание работ, которые в большинстве своем финансируются из республиканского бюджета. "Геологическое изучение недр, составление обзоров геофизической, гидрогеологической, инженерно-геологической и иной изученности, геолого-экономических обзоров являются специфическими видами работ и не оказывают прямого воздействия на недра. При этом с достоверностью определить и в конкретных единицах запланировать результат таких работ невозможно", - приводит доводы разработчиков законопроекта депутат.

По его словам, для полноты правового регулирования в законопроекте предусмотрено также установление ограничений и запретов на добычу полезных ископаемых на территориях, подлежащих специальной охране. Парламентарий отметил, что в связи с принятием проекта закона потребуется также внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях и закон "Об охране окружающей среды".

Кодекс Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 года регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением недр, добычей полезных ископаемых, использованием и охраной иных ресурсов недр.-0-

  • Дата публикации: 20.01.2012
  • 333

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться