Состоялась пресс-конференция, посвященная старту конкурса «Лидеры в строительстве Республики Беларусь - 2024»
17.04.2024
Проект закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о недрах" парламентарии планируют рассмотреть в первом чтении во время весенней сессии, которая начнет работу в апреле текущего года. Об этом сообщил корреспонденту БЕЛТА заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию Георгий Дашкевич.
По словам депутата, разработка документа была плановой. "В Беларуси Кодекс о недрах принят в 2008 году, и в процессе его практического применения, конечно, возникали вопросы как у государственных органов, так и у субъектов хозяйствования. Поэтому было решено внести изменения и дополнения в действующий кодекс", - пояснил Георгий Дашкевич. Изменения коснутся инвестиционной деятельности в отношении недр, компетенции республиканских органов и местных Советов депутатов. Также законопроект предусматривает внесение редакционных поправок и ряд других изменений.
Что касается инвестиционной деятельности, то предлагается предоставлять участки недр на равных условиях как при заключении инвестиционного, так и концессионного договора. По мнению разработчиков, это будет способствовать привлечению новых инвесторов. "Согласно действующему законодательству (Инвестиционному кодексу. - Прим. БЕЛТА) инвестиционная деятельность может осуществляться по концессионному договору, которым государство на взаимовыгодных условиях дает право частному сектору пользоваться недрами и добывать полезные ископаемые. Однако инвесторы, особенно иностранные, да и частные лица, не спешат пользоваться этим правом из-за установившихся неравных условий концессионного и инвестиционного договоров: последний позволяет предоставить инвестору более выгодные условия и получить ряд преференций в соответствии с декретом №10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь", - сказал парламентарий.
Также вносятся изменения в полномочия местных Советов депутатов, в компетенцию которых в соответствии с действующим законодательством входит утверждение лимитов общераспространенных полезных ископаемых. "Как правило, сессии местных советов проходят раз в квартал, и решить какой-либо вопрос оперативно, пересмотреть при необходимости лимиты не представляется возможным. Поэтому в законопроекте эту функцию возлагают на местные исполнительные и распорядительные органы", - отметил Георгий Дашкевич.
Кроме того, предлагается исключить установление лимитов подземных вод. Такое предложение обусловлено тем, что в отличие от других полезных ископаемых подземные воды являются возобновляемым природным ресурсом. Более того, значительная часть разведанных в Беларуси запасов подземных вод не используется, возможность ее добывать имеется практически в неограниченном количестве.
Законопроектом также предусматривается увеличение глубины добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков для целей, не связанных с извлечением доходов. В этом случае предоставление горного отвода, утверждение лимитов, установление иных нормативов в области пользования недрами не требуется. "Это позволит наиболее рационально использовать недра и сократить площади земель, выведенных из севооборота", - подчеркнул Георгий Дашкевич.
Важным моментом для хозяйствующих субъектов, по мнению депутата, является норма в проекте закона, касающаяся юридических лиц, образованных в результате реорганизации. Геологические и горные отводы им будут предоставляться на основании передаточного акта. "Экономика развивается, предприятия дробятся или сливаются. И при реорганизации им нужно было все начинать сначала. Оформление документов - длительный процесс. Законопроект предусматривает упрощение этой процедуры - если фирма имела право на добычу ископаемых, вновь организованное предприятие будет продолжать пользоваться этим правом", - сказал Георгий Дашкевич.
Существенной поправкой в действующий кодекс он также считает исключение такого требования, как прохождение экспертизы проектной документации на научно-исследовательские работы. Тем более что такие работы проходят государственную научно-техническую экспертизу. Поэтому проведение каких-либо иных экспертиз, по мнению разработчиков, нецелесообразно и влечет лишь удорожание работ, которые в большинстве своем финансируются из республиканского бюджета. "Геологическое изучение недр, составление обзоров геофизической, гидрогеологической, инженерно-геологической и иной изученности, геолого-экономических обзоров являются специфическими видами работ и не оказывают прямого воздействия на недра. При этом с достоверностью определить и в конкретных единицах запланировать результат таких работ невозможно", - приводит доводы разработчиков законопроекта депутат.
По его словам, для полноты правового регулирования в законопроекте предусмотрено также установление ограничений и запретов на добычу полезных ископаемых на территориях, подлежащих специальной охране. Парламентарий отметил, что в связи с принятием проекта закона потребуется также внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях и закон "Об охране окружающей среды".
Кодекс Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 года регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением недр, добычей полезных ископаемых, использованием и охраной иных ресурсов недр.-0-
Тема дня 17.04.2024
Тема дня 15.04.2024
Новости компаний 12.04.2024
Тема дня 09.04.2024
Тема дня 09.04.2024
Технологии 08.04.2024
Технологии 12.02.2024
Аналитика 02.12.2021
Технологии 31.07.2019
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также