"Нефтянка" попадает под прицел

"Нефтянка" попадает под прицел
Наиболее ощутимый удар экономические санкции Евросоюза (если Европа примет такое решение) нанесут ведущим экспортерам концерна "Белнефтехим".

В их числе ОАО "Нафтан", Мозырский НПЗ, "Беларуськалий" и РУП ПО "Белоруснефть".

Экспорт белорусских нефтепродуктов обеспечивает Беларуси около 20% всех валютных поступлений. В минувшем году, далеко не самом удачном для отечественной нефтянки, Беларусь экспортировала 9,23 млн. т нефтепродуктов. При этом на украинский рынок было экспортировано только 2,2 млн. т, весь остальной объем - на европейский рынок.

В этом году, несмотря на гораздо менее привлекательные, чем ожидалось, условия импорта российской нефти, Беларусь заметно увеличила продажи горючего на зарубежные рынки.

Согласно правительственным прогнозам, в 2011 году Беларусь должна поставить на внешний рынок 10,2 млн. т нефтепродуктов на сумму почти 7 млрд. USD. При этом доля нефтепродуктов в общем объеме белорусского экспорта должна составить 23,6%.

Согласно планам белорусские нефтепереработчики должны поставить на внешний рынок на 22,9% больше, чем в 2010 году, автомобильного бензина (2,5 млн. т), экспорт дизтоплива должен вырасти на 45,3% - до 4,25 млн. т, топочного мазута - на 18,4% - до 4,4 млн. т.

Эти планы, скорее всего, правительству придется корректировать, что обусловлено не только новыми условиями импорта российского сырья. Недавно Россия ввела запретительную пошлину на экспорт бензина, зеркальную пошлину вынуждена была принять и Беларусь, что не может не сказаться на ожидаемых доходах от "нефтянки".

Весьма чувствительным ударом для национальной экономики станет также барьер на пути продажи белорусских калийных удобрений в Европу.

"Беларуськалий" является одним из крупнейших валютных экспортеров страны. По итогам двух месяцев 2011 года продажи калийных удобрений занимали вторую позицию после нефтепродуктов - 10,9%. В прошлом году "Беларуськалий" поставил на экспорт 6,8 млн. т калийных удобрений. При этом валютная выручка солигорского комбината составила 2,06 млрд. USD.

И хотя поставки белорусских калийных удобрений на европейский рынок, по сути, ограничены квотами - Беларусь продает в Европу около 1 млн. т от своего объема, потеря самого дорогого и наиболее привлекательного с точки зрения логистики рынка обернется для "Беларуськалия" и бюджета страны серьезными финансовыми потерями.

Следует иметь в виду, что калийный рынок весьма специфический, фактически он поделен между крупнейшими мировыми игроками, к которым принадлежит и "Беларуськалий". Поэтому "стресс" на европейском калийном рынке неминуемо вызовет резонанс на других рынках, что может подорвать всю мировую калийную отрасль, едва начавшую оправляться после мирового финансового кризиса.

Нельзя исключить и того, что санкции Евросоюза в отношении "Беларуськалия" могут подстегнуть приватизацию его российскими компаниями.

Во II квартале этого года завершится процесс объединения "Уралкалия" и "Сильвинита". Объединенная группа рассчитывает стать мировым лидером на рынке калийных удобрений, но без "Беларуськалия" ей это не удастся. Причем серьезный шаг к этому уже сделан - объединенная российская калийная компания и "Беларуськалий" будут работать, как уже очевидно, через единую компанию-трейдера - ЗАО "Белорусская калийная компания".

В случае введения европейских санкций "Беларуськалий" вынужден будет маневрировать, используя возможности трейдера - БКК. Однако, как можно предположить, россияне в этой ситуации предложат белорусскому экспортеру наиболее эффективный способ - объединить активы.

И нефтепродукты, и калий - продукция, безусловно, ликвидная, востребованная на мировых рынках. Поэтому в случае возможного негативного сценария белорусские экспортеры попытаются найти способы для обхода санкций.

Следует иметь в виду, что калийные удобрения и нефтепродукты поставляются на внешние рынки по уже отработанным, наиболее эффективным логистическим маршрутам - преимущественно через прибалтийские порты.

В условиях санкций Беларусь вынуждена будет искать альтернативные маршруты поставок. Ими могут стать российские порты, расположенные в Усть-Луге, Санкт-Петербурге. Сегодня этот логистический коридор для белорусов очень затратен. Несколько лет назад россияне активно агитировали белорусских калийщиков поставлять свою продукцию через Усть-Лугу, но это не сработало - невыгодно. И даже если российские власти пойдут на оптимизацию тарифной политики при поставке белорусских грузов по железной дороге (хотя в это верится с трудом), возникнет масса проблем технического характера, связанных с инфраструктурой, обработкой грузов и т. д.

Но если экспортеры нефтепродуктов и калия в случае введения санкций со стороны Европы могут попытаться маневрировать, искать обходные пути, то заслон на пути экспорта белорусской нефти в Европу может привести к невосполнимым потерям.

С нынешнего года Беларусь получила возможность экспортировать весь объем собственной нефти (в этом году - 1,68 млн. т) с перечислением экспортной пошлины, унифицированной с российской, в свой бюджет. Цена этого вопроса для Беларуси - как минимум 500 млн. USD в год.

В случае введения санкций Беларусь, безусловно, может направить свою нефть на переработку. Но здесь опять же проблемы: при экспорте нефтепродуктов, пусть даже не в Европу, а в Украину, экспортную пошлину придется заплатить в российский бюджет.

Белорусское правительство рассчитывало, что в этом году налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности пополнят бюджет 7,2 трлн. BYR (около 2,4 млрд. USD, или 21,4% от всех доходов бюджета), что на 1,3 трлн. BYR больше, чем в 2010 году. В случае введения экономических санкций со стороны Европы на этих планах можно будет поставить жирный крест.

  • Дата публикации: 24.05.2011
  • 761

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться