Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: в правила внесены изменения

Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: в правила внесены изменения

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 мар­та 2012 года № 200 (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 5 марта 2012 года № 5/35348) внесены изменения и дополнения в Правила расследования и уче­та несчастных случаев на производстве и профессиональных за­болеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Ре­спублики Беларусь от 15 января 2004 года № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 год, № 8, 5/13691; 2007 год, № 18, 5/24578; 2010 год, № 105,5/31685; 2011 год, № 142,5/34918) (далее - Правила).

Разбору данных изменений посвящен материал начальника управления государственного энергетического надзора ГПО «Белэнерго» - старшего государственного инспектора по энергетическому надзору Республики Беларусь Д.М. Лосенкова в журнале «Энергетическая стратегия» (№2 март-апредь 2012 г.).Рассмо­трим данные изменения.

В части категорий лиц, на кото­рых распространяется действие Правил, внесено одно изменение (подп. 2.4.3). Действие Правил рас­пространяется на обучающихся учреждений образования, аспиран­тов, клинических ординаторов, док­торантов, привлекаемых к работам в организациях в период прохож­дения производственной практики (стажировки) (в предыдущей редак­ции - «в том числе в период прохож­дения производственной практики (стажировки)»).

Уточнен порядок установления профессионального характера за­болевания (п. 6). В случае острых профессиональных заболеваний (вызванных воздействием вредно­го производственного фактора в процессе трудовой деятельности в течение не более одного рабочего дня (смены)) профессиональный характер заболевания устанавлива­ется врачебно-консультационными комиссиями (ВКК) амбулаторно-поликлинических и больничных ор­ганизаций здравоохранения всех ти­пов с участием врача-профпатолога, врача-гигиениста и представлением санитарно-гигиенической характе­ристики условий труда по форме, устанавливаемой Министерством здравоохранения.

Из перечня ор­ганизаций, медико-экспертные ко­миссии которых устанавливают профессиональный характер хрони­ческих профессиональных заболеваний, исключены клиники научно-исследовательских институтов, занимающихся вопросами профес­сиональной патологии.

Из перечня органов и органи­заций, осуществляющих контроль за правильным и своевременным расследованием, оформлением и учетом несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных за­болеваний, а также выполнением мероприятий по устранению их при­чин (п. 15), исключены «иные госу­дарственные органы (их структурные подразделения, территориальные органы, подчиненные организации) и организации, уполномоченные законодательными актами на осу­ществление надзора (контроля) в соответствующих сферах деятель­ности (далее - уполномоченные ор­ганы надзора)».

В подп. 24.1 устранена неточность предыдущей редакции - в перечень случаев умышленного причинения вреда своему здоровью добавлено самоубийство (ранее отсутствова­ло). Кроме того, установлено, что несчастный случай оформляется актом о непроизводственном не­счастном случае формы НП, если повреждение здоровья потерпев­шего произошло не при исполнении им трудовых обязанностей по тру­довому договору (контракту) и не в других случаях, определенных в п. 243 Положения о страховой дея­тельности в Республике Беларусь, если потерпевший является застра­хованным по обязательному стра­хованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с изменениями, внесенными в п. 25 Правил, акт формы Н-1 или акт формы НП ре­гистрируется нанимателем в одном журнале. Добавлено новое требо­вание - наниматель, страхователь в течение пяти рабочих дней озна­комляет с актом формы Н-1 или актом формы НП лиц, допустивших нарушения актов законодательства о труде и охране труда, техниче­ских нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, приведшие к несчастному случаю (в том числе, если они не являются работниками нанимателя, страхователя). Травма, не вызвав­шая потери трудоспособности или необходимости перевода в соответ­ствии с медицинским заключением на другую (более легкую) работу, учитывается организацией, нани­мателем, страхователем в журнале регистрации несчастных случаев (ранее - в журнале микротравм).

Существенно изменился порядок участия представителей уполномо­ченных органов надзора в специ­альных расследованиях несчастных случаев, произошедших на объек­тах, им поднадзорных. Специальное расследование несчастного случая, происшедшего на объекте, поднад­зорном уполномоченному органу надзора, проводится государствен­ным инспектором труда с участием представителей этого органа и лиц, указанных в п. 45 Правил (ранее было - представителем органа госу­дарственного специализированного надзора и контроля совместно с го­сударственным инспектором труда с участием лиц, указанных в п. 45 Правил). Решение о продлении сро­ков специального расследования (приостановке проведения специ­ального расследования) во всех случаях принимается Главным госу­дарственным инспектором труда Ре­спублики Беларусь (ранее было - в случае, когда специальное рассле­дование проводят представитель уполномоченного органа надзора совместно с государственным ин­спектором труда, продление сроков расследования (приостановка про­ведения специального расследова­ния) осуществляется руководителем соответствующего уполномоченно­го органа надзора). Представитель уполномоченного органа надзора лишен права в ходе специально­го расследования опрашивать без свидетелей потерпевшего, долж­ностных лиц и других работников, обращаться за сведениями к иным лицам, получать документы, не­обходимые для установления об­стоятельств и причин несчастного случая. Фактически представитель уполномоченного органа надзора в части прав приравнен к иным ли­цам, принимающим участие в спе­циальном расследовании.

Заключение о несчастном слу­чае составляется государственным инспектором труда. Представитель уполномоченного органа надзора наравне с иными лицами, участвую­щими в расследовании, удостове­ряет свое участие в расследовании подписью на заключении.

Разногласия по вопросам рас­следования, оформления и учета несчастных случаев на производ­стве   рассматриваются   государ-ственным инспектором труда еди­нолично (ранее было - совместно с уполномоченным органом надзора, если несчастный случай произо­шел на объекте, поднадзорном этому органу). Перечень рассма­триваемых разногласий (п. 78) рас­ширен - в него добавлено несогла­сие лица, допустившего нарушения актов законодательства о труде и охране труда, технических норма­тивных правовых актов, локаль­ных нормативных правовых актов, приведшие к несчастному случаю. Разногласия рассматриваются го­сударственным инспектором труда в течение трех лет с даты происше­ствия несчастного случая (ранее срок не ограничивался).

Государственный инспектор тру­да направляет заключение и до­кументы специального расследо­вания в организацию, нанимателю, страхователю. Добавлено новое требование (п. 53) о необходимо­сти ознакомления с заключением лиц, допустивших нарушения актов законодательства о труде и охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных норма­тивных правовых актов, приведшие к несчастному случаю (в том числе если они не являются работниками нанимателя, страхователя). Данное ознакомление наниматель, страхо­ватель должен осуществить в тече­ние пяти рабочих дней.

О результатах рассмотрения представленных документов спе­циального расследования орган уголовного преследования инфор­мирует только территориальное структурное подразделение Депар­тамента государственной инспек­ции труда (ранее было - и уполно­моченный орган надзора).

К перечню лиц, которые могут обжаловать заключение государ­ственного инспектора труда о не­счастном случае на производстве (п. 80), добавлены лица, допустив­шие нарушения актов законода­тельства о труде и охране труда, технических нормативных право­вых актов, локальных нормативных правовых актов, приведшие к не­счастному случаю.

Определенные изменения внесе­ны в требования к расследованию и учету профессиональных заболе­ваний (гл. 4 Правил). Изменился по-рядок информирования нанимателя, страхователя. Организация здраво­охранения о каждом предполагае­мом случае острого профессиональ­ного заболевания в течение 12 часов извещает территориальный центр гигиены и эпидемиологии, которому подконтролен наниматель, страхо­ватель, для составления санитарно-гигиенической характеристики усло­вий труда заболевшего.

При установлении (подтвержде­нии) острого профессионального заболевания организация здраво­охранения направляет по установ­ленной форме извещение об остром профессиональном заболевании (экстренное) нанимателю, страхова­телю по месту работы заболевшего, в территориальный центр гигиены и эпидемиологии, которому подкон­тролен наниматель, страхователь.

Внесены изменения в перечень документов, представляемых при направлении заболевшего на ам­булаторное или стационарное об­следование в соответствующую организацию здравоохранения (п. 60 Правил). Помимо ранее ука­занных представляются сведения о результатах предварительного (при поступлении на работу), пе-! риодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных ме­дицинских осмотров.

По аналогии с несчастными случаями добавлено требование (п. 67) об обязанности нанимателя, страхователя ознакомить в течение пяти рабочих дней с актами формь-ПЗ-1 лиц, допустивших нарушения актов законодательства о труде и охране труда, технических норма­тивных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, при­ведшие к профессиональному за­болеванию (в том числе если они не являются работниками нанимателя, страхователя).

В случае утери всех экземпляров акта формы ПЗ-1 организация здра­воохранения, первоначально уста­новившая заболевание, имеет пра­во подтверждения (без проведения повторного расследования) только факта профессионального заболе­вания (ранее было - и острого про­фессионального заболевания).

Перечисленные изменения и до­полнения вступили в силу с 13 апре­ля 2012 года.

 

  • Дата публикации: 17.05.2012
  • 5029

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться