Сладкий рынок для белорусского горючего

Сладкий рынок для белорусского горючего
Пошлины на ввоз нефтепродуктов в Украину отменены в мае 2005 года, и с тех пор моторное топливо поставляется в страну беспошлинно. Однако в конце 2010 года министерство энергетики и угольной промышленности Украины выступило за введение пошлины 80 евро/т на импорт дизтоплива и 130 евро/т на импорт бензинов. С просьбой ввести антидемпинговые пошлины в министерство обратились руководители 6 украинских НПЗ.
 
В Украине сложилась парадоксальная ситуация: имея на своей территории 6 НПЗ, мощности которых превышают 51 млн т в год, страна превратилась в крупнейшего импортера нефтепродуктов. Доля украинских НПЗ на внутреннем рынке за последние годы снизилась до 55%, хотя еще в 2004 году она составляла 91%.


При этом импорт нефтепродуктов в Украину за 2010 год увеличился с 3,8 млн т до 4,5 млн т., что составило около половины объема внутреннего рынка. Топливо в страну поступает более чем из10 зарубежных стран. Львиную долю импорта - 68,4% -, по некоторым оценкам, составляют поставки из стран Таможенного союза (Беларусь, Казахстан и Россия). Кроме того, нефтепродукты поступают из Литвы, Польши, Румынии, Туркменистана и других стран, что делает рынок весьма гибким и конкурентным.

Минтопэнерго Украины считает, что если не создать благоприятные условия для украинских производителей нефтепродуктов, эта стратегическая отрасль экономики просто прекратит свое существование.

Межведомственная комиссия международной торговли Украины 29 января 2011 года официально заявила о начале проведения с целью защиты внутреннего рынка  специального расследования импорта в страну отдельных видов нефтепродуктов. Расследование было поручено Министерству экономического развития и торговли Украины. Результатом могло стать введение заградительных пошлин на импорт нефтепродуктов. В соответствии с законодательством Украины уже в середине марта правительство могло пойти на введение пошлины на весь период расследования, которое по украинскому законодательству может длиться до  270 дней, - тем более, что Кабинет министров Украины пообещал МВФ принять "все необходимые меры", чтобы ввести пошлины на импортные нефтепродукты. Это было закреплено в проекте меморандума об экономической и финансовой политике, согласованного украинской стороной и миссией МВФ по результатам ее работы в Киеве в начале февраля 2011 года.

Против введения пошлин выступили министерства экономики и финансов Украины, считающие, что заградительная мера в отношении импортеров негативно повлияет на топливный рынок страны и снизит налоговые поступления в госбюджет. Аналогичную позицию заняли крупные сети АЗС, в основном импортирующие нефтепродукты, опасающиеся монополизации рынка украинскими НПЗ, а также резкого роста цен на нефтепродукты.

Эксперты Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины в свою очередь заявили, что озвученные данные о доле импортных нефтепродуктов на украинском рынке завышены. По их оценкам, доля импортных нефтепродуктов на украинском рынке в 2010 году составила 40%, в январе 2011 года - 30%. Причем в Украину импортируется топливо в основном стандарта Евро-4 и Евро-5, которое в стране не производится или же производится в ограниченном объеме.

Обеспокоенность в связи с возможным введением пошлин в совместном письме премьер-министру Украины в начале этого года изложили посольства Литвы, Румынии и Польши.

Аргументы защиты

Нефтепродукты являются основным экспортным товаром Беларуси в торговле с Украиной. В прошлом году в Украину было поставлено горючего на 1,52 млрд USD. Доля нефтепродуктов в общем объеме белорусского экспорта в Украину составляла около 60%.

В последние годы Беларусь достаточно стремительно завоевывает соседний рынок. В 2010 году Украина стала единственной страной, куда Беларусь заметно нарастила экспорт нефтепродуктов, занимающих на украинском рынке уже около 20% его объема.

По данным исполнительного директора ООО "ТНК-ВР Коммерс" Феликса Лунева, в январе-апреле 2011 года на страны Таможенного союза приходилось 80% всего импорта топлива в Украину. При этом, согласно прошлогодним оценкам ТНК-ВР, преимущество белорусских НПЗ перед украинскими в перерасчете на корзину светлых нефтепродуктов превышало 130 USD/т.

В результате продукция украинских НПЗ на фоне импорта оказалась фактически неконкурентоспособной. В сентябре 2010 года в Украине была остановлена работа Одесского (принадлежит ЛУКОЙЛу), Дрогобычского и Надворнянского НПЗ (контролируются структурами группы "Приват"). Под угрозой остановки находится Кременчугский НПЗ ("Укртатнафта") и Лисичанский НПЗ.

Украинские нефтяники считают, что завоевать такую огромную долю отечественного рынка поставщикам из стран Таможенного союза удалось благодаря тому, что в отличие от украинских НПЗ, они покупают российскую нефть без таможенных пошлин.

Ряд экспертов высказывают другую точку зрения. Дело не только в преференциальных условиях поставок нефти в Таможенном союзе, но и в том, что украинские нефтяники не инвестируют в развитие переработки. Белорусские НПЗ в сравнении с ними лучше модернизированы, глубина переработки у них выше, а себестоимость продукции ниже. По крайней мере, до 2010 года топливо Мозырского НПЗ было на 10-15% дешевле продукции украинских заводов.

Эксперты также обращают внимание, что в последнее время главной проблемой является не импорт в Украину нефтепродуктов, а привилегированное положение отдельных украинских импортеров. Речь идет о деятельности на рынке компании "Ливела", которая по украинскому законодательству имеет право на ввоз в страну нефти и нефтепродуктов без уплаты акциза и НДС. В прошлом году "Ливела" наладила сотрудничество с заводами, контролируемыми группой "Приват", которая, по данным украинских СМИ, планирует создать вертикально-интегрированную нефтяную компанию (ВИНК). Новый игрок, как предполагается, займет доминирующее место на украинском рынке, потеснив НПЗ, принадлежащие российским компаниям, а также других импортеров нефтепродуктов.

Поближе к потребителю

Всего в 2010 году в Украину было поставлено 2,2 млн т. белорусских нефтепродуктов. Из них : 1,75 млн т. дизтоплива, более 200 тыс. т. бензина A-95, 644,5 тыс. т. бензина A92 и около 76 тыс. т. бензина A-80.

Поставками нефтепродуктов в Украину занимается "дочка" Белорусской нефтяной компании (спецэкспортер белорусских нефтепродуктов) ООО "БНК Украина" (Киев). В 2010 году она почти в 3 раза увеличила поставки белорусских нефтепродуктов в Украину, доведя их объем почти до 2 млн т. Заметный рост экспорта белорусского моторного топлива в Украину в БНК объясняют тем, что в 2010 году российские компании не поставляли нефтепродукты, переработанные по давальческим схемам на белорусских НПЗ. Хотя еще в 2009 году компании-давальцы из России поставили на украинский рынок порядка 1,5 млн т. горючего.

Еще один фактор, повлиявший на укрепление позиций белорусского нефтепродуктов на украинском рынке, - административный. Белорусское правительство потребовало от экспортеров повысить эффективность продаж. Ведь еще несколько лет назад белорусские поставщики нефтепродуктов продавали всю свою продукцию, что называется, у "ворот" завода или же на белорусской границе, то есть сами фактически не участвовали в логистической цепочке. Несколько лет назад правительство поставило задачу переломить эту ситуацию и потребовало "дойти до потребителя".

В Украине БНК как раз и стремится реализовать амбициозную стратегию приближения к конечному потребителю через свою "дочку". "БНК Украина" заключила с несколькими украинскими нефтебазами договоры хранения. Компания также отрабатывает вопрос поставок нефтепродуктов автотранспортом для приграничных АЗС. БНК заключила долгосрочные договоры с украинскими сетями АЗС "ОККО" и WOG, в рамках которых должна поставлять суммарно около 30 тыс. тонн автомобильного топлива в месяц.

Она также занимается поставками сжиженного газа на украинский рынок.

В этом году БНК планирует поставить в Украину примерно такой же объем топлива, как и в прошлом. "В случае, если в Украине не будут введены ограничительные меры (пошлины на импортные нефтепродукты - Прим. авт.), думаю, этот объем - 2 млн тонн - будет поставлен", - отметил генеральный директор компании "БНК-Украина" Николай Василевич на пресс-конференции в феврале этого года.

В Украине также работает РУП "Белоруснефть", которая в июне 2010 года зарегистрировало свою "дочку" "Белоруснефть - Украина". Ее основная задача - увеличить розничную и мелкооптовую торговлю нефтепродуктами белорусского производства, а также и сжиженным газом. При этом горючее в Украину поставляется собственными бензовозами с нефтебазы в Мозыре. ООО "Белоруснефть-Украина" поставляет на украинский рынок бензин А-92 и А-95 и дизтопливо. Первые поставки горючего в Украину компания осуществила в октябре 2010 года, тогда они составили около 500 т. А уже в декабре 2010 года объем реализации был увеличен до 600-700 т. Белорусские нефтепродукты реализуются преимущественно в Киеве, а также Киевской, Житомирской и Черниговской областях. При этом компания планирует расширить рынок сбыта за счет северных регионов Украины. Обсуждается также возможность покупки в приграничных регионах сети АЗС для вхождения в розничную торговлю. Отметим, что свою сеть АЗС на украинском рынке имеют многие международные игроки нефтяного рынка - ТНК-BP, "Лукойл", недавно создала свою сеть и азербайджанская нефтяная компания Socar.

В перспективе "Белоруснефть-Украина" планирует организовать продажу сжиженного газа Белорусского газоперерабатывающего завода, которое является структурным подразделением "Белоруснефти". В этом году компания планирует увеличить объем реализации светлых нефтепродуктов на украинском рынке до 1 тыс. т в месяц.

Продажи белорусских нефтепродуктов на экспорт осуществляется по рыночным ценам, сформированным на электронных биржевых торгах, в которых на равных участвуют потребители из более чем 20 стран мира, в том числе компании из Украины. Такая система экспортных продаж действует в Беларуси более 5 лет.

Мозырский НПЗ ближе других к Украине

Экспортером нефтепродуктов на украинский рынок выступает преимущественно Мозырский НПЗ. Он работает, в основном, в северных, северо-западных и северо-восточных регионах Украины, но сейчас активно прорабатывается логистика поставок нефтепродуктов по другим направлениям. Этот НПЗ ближе других поставщиков расположен к украинскому рынку - от Мозыря до Киева всего 200 км, поэтому очень важным экспортным козырем белорусского НПЗ в сравнении с румынскими, литовскими и польскими поставщиками является более дешевая логистика. Причем продукция Мозырского НПЗ превосходит по качеству нефтепродукты, которые производят украинские НПЗ. Мозырский НПЗ выпускает дизельное топливо, отвечающее стандартам Евро-4 и Евро-5, а также способен выпускать бензин стандарта Евро-5, в то время как украинские НПЗ выпускают нефтепродукты преимущественно стандарта Евро-3.

Мозырский НПЗ экспортирует на украинский рынок около 40% своей товарной продукции. Эти поставки приносят заводу до 40% валютной выручки. Поэтому он крайне заинтересован в сохранении украинского рынка. И хотя руководство предприятия ранее заявляло, что в случае введения Украиной пошлин завод переориентирует экспорт на другие более выгодные рынки, вряд ли завод сможет найти столь же привлекательный рынок с точки зрения логистики и ценовой конъюнктуры.

Но Беларусь и  не собирается сдавать свои позиции на украинском рынке. После официального заявления Украины о начале спецрасследования "БНК Украина" обратилась  к международной  юридической компании Astapov Lawyers  для защиты интересов всех белорусских операторов, которые работают на украинском нефтерынке: Белорусской нефтяной компании, "БНК-Украина", белорусских НПЗ, Белоруснефти и "Белоруснефть-Украины".

Основные аргументы защиты строятся на том, что автомобильный парк в Украине очень быстро обновляется  за счет автомобилей с двигателями Евро-4 и Евро-5, требующих более качественного топлива, которое украинские  НПЗ сегодня не могут производить.

Действительно, еще несколько лет назад основными товарными позициями из Беларуси было низкосернистое дизельное топливо. Теперь в Украине действует гибкая система налогообложения дизельного топлива в зависимости от качества - по принципу: чем лучше топливо, тем ниже налоги. Белорусское дизтопливо отвечает европейским стандартам, и за счет такого налогового преимущества оно отвоевало большую долю рынка.

Вторая позиция белорусов - бензин А-92. Он хорошего качества и потому нередко, как отмечают наблюдатели, на многих колонках продается под видом А-95.

Украина решила повременить с пошлинами

Решение по специальному расследованию ожидалось в середине марта этого года. И как раз в марте Минэнерго Украины заявило, что отказалось от идеи введения антидемпинговых пошлин. Премьер-министр Украины Николай Азаров 18 марта на встрече с представителями британского бизнеса признал, что поспешил с инициативой введения пошлин на импорт нефтепродуктов: "Что касается пошлин, то, как вы сами понимаете, сейчас не самый подходящий момент для введения, поскольку они сразу поднимут цены на бензин, как минимум на полторы гривны…  Поэтому давайте наберемся немного терпения, пройдем этот сложный период. Я не верю, что цена на нефть будет на таком высоком уровне сохраняться длительное время". При этом он подчеркнул, что цена на топливо должна быть посильной для украинских граждан.

Накануне правительство Украины совместно с экспертами нефтяного рынка установило ценовой коридор стоимости самой ходовой марки бензина А-95 на уровне не выше 9,5 гривен за литр (1 USD - 7,95 грн).

На встрече  было также заявлено, что украинские НПЗ в состоянии обеспечить страну собственным топливом. Пока они загружены лишь на 30%, и задача правительства обеспечить их полную загрузку, но сделать это надо таким образом, чтобы потребители не почувствовали существенной разницы. За реализацию этой задачи украинское правительство возьмется, как было сказано, как только стабилизируются мировые цены нефтяном рынке.

Между тем в Украине за последние месяцы цены на бензин поднялись практически до европейского уровня. В сложившейся крайне сложной ситуации на рынке горючего украинское правительство винит предыдущую власть, ликвидировавшую пошлины на импорт нефтепродуктов, а также указывает на монополизацию и ценовой диктат со стороны импортеров.

В конце встречи премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что в Украине коммерческие наценки на горючее на четверть превышают европейские стандарты. Как было сказано, мировые цены на нефть растут медленнее, чем сверхприбыли украинских торговцев бензином. Если в Европе в 2010 году наценка на тонне нефтепродуктов составила 140 USD/т, то украинские трейдеры умудрились поднять планку до 177 USD/т. В итоге запас прибыли продавцов горючего составил около 0,13 USD на одном литре бензина А-95.

В отличие от Беларуси, где цены на нефтепродукты на внутреннем рынке устанавливают административно, в Украине их устанавливает рынок. Но государство ведет постоянный мониторинг внешнего и внутреннего рынка, а также следит за уровнем торговой наценки в розничной сети.

Недавно Антимонопольный комитет Украины подтвердил факт картельного сговора между основными игроками украинского рынка нефтепродуктов, необоснованно поднявших цены на бензин. Ведущие сети украинских АЗС под торговыми марками ОККО, WOG и Shell были оштрафованы в общей сложности на 150 млн гривен (около 19 млн USD), что соответствует 1% выручки компаний. Кроме того, компании обязаны установить в своих сетях АЗС экономически обоснованные цены на бензин марки А-92 и А-95.

Начиная со второго квартала 2011 года, в Украине планируют снизить на 3 месяца ставки акцизного сбора на автомобильные бензины на 50 евро (до 132 евро за тонну) и дизтопливо на 30 евро. Согласно прогнозным оценкам правительства, такой шаг позволит снизить розничные цены на нефтепродукты в среднем на 50 копеек за литр топлива.

Что же касается введения пошлин на импорт нефтепродуктов, то, как считают в Министерстве экономического развития и торговли Украины, это возможно только после заметного улучшения качества горючего отечественными НПЗ. Министерство уже обратилось к украинским НПЗ с предложением подготовить программу модернизации заводов. Если такая программа будет подготовлена, то правительство Украины будет готово объявить о введении пошлины на импорт бензина через год.

Дешевая нефть и качество горючего -  козыри белорусов

Удастся ли Беларуси сохранить свои  позиции экспортера  нефтепродуктов на приоритетном украинском рынке в случае введения пошлин на импортные нефтепродукты?

Основной причиной быстрого завоевания белорусами соседнего украинского рынка стали, наряду с некоторыми технологическими преимуществами НПЗ, более льготные условия поставок для Беларуси российской нефти.

В 2007-2009 гг. Беларусь импортировала российскую нефть с учетом уплаты спецпошлины, которая составляла примерно 1/3 от стандартной российской пошлины на нефть. Такое ценовое преимущество в сравнении с нефтепереработчиками других стран явно благоприятствовало белорусским экспортерам моторного топлива. В 2010 году Беларусь получила более жесткие условия импорта российской нефти: только 6,3 млн. т. она могла покупать без пошлины, а дополнительный объем должна была оплачивать с учетом  стандартной российской пошлины на нефть. Это поставило белорусских нефтепереработчиков перед жесткой необходимостью искать оптимальные и более эффективные маршруты и рынки реализации своей продукции. Для Мозырского НПЗ таким оптимальным рынком для экспорта горючего как раз и является Украина.

С конца января 2011 г. Беларусь как страна - участница Таможенного союза покупает российскую нефть без таможенных пошлин, но с дополнительной премией к цене (в 2010 г. премия к цене российской нефти составляла 10-12 долл/т., сейчас она увеличилась в 4-5 раз) и с оплатой в российский бюджет экспортных пошлин на нефтепродукты по российским ставкам.

Однако пока уровень экспортной пошлины на нефтепродукты из российского сырья заметно отстает от пошлины на нефть, базовые условия нефтепереработки  на белорусских НПЗ остаются более конкурентоспособными, чем у  европейских поставщиков моторного топлива на украинский рынок, которым приходится покупать сырье по мировым ценам.

Кроме того, в 2010 году белорусские НПЗ приступили к переработке венесуэльской нефти, которая поставляется беспошлинно, а выработанные из нее нефтепродукты также беспошлинно экспортируются - преимущественно также на украинский рынок.

Правда, с 1 мая Россия для преодоления кризиса на топливном рынке установила практически запретительную пошлину на экспорт своих бензинов. Вслед за ней аналогичные запретительные пошлины вынуждена была принять и Беларусь. Это внезапное решение могло сильно подкосить экономику Мозырского НПЗ, который в течение первого квартала так и не смог выйти на безубыточную работу.

Однако так совпало, что с 1 мая Мозырский НПЗ остановил ряд своих производственных установок на капитальный ремонт. Во время ремонтных работ, которые продлятся в мае-июне, будет снижена в 1,5-2 раза потребность в сырье, что соответственным образом отразится и на объеме производства нефтепродуктов. На ремонт остановлен также комплекс каталитического крекинга, который позволяет Мозырскому НПЗ производить бензин высокого качества.

Но если запретительная пошлина на автобензины в РФ будет пролонгирована на длительный срок, это серьезно снизит эффективность экспорта белорусского топлива на украинской рынок. В то же время,  следует отметить, что объем поставляемого в Украину белорусского дизтоплива примерно в 2 раза превышает объем экспорта бензинов.

Поэтому введение пошлин на импорт нефтепродуктов в Украине (при условии, что пошлины будут введены не только для стран Таможенного союза, но и для поставщиков нефтепродуктов из других стран) вряд ли станет запретительным шагом для поставок белорусского горючего на украинский рынок. Конечно, при одном принципиально важном условии: если не произойдет существенного ухудшения условий импорта российской нефти в Беларусь, а также стремительного сближения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

По оценкам экспертов, украинским НПЗ для того, чтобы провести модернизацию и увеличить производство отвечающих европейским стандартам нефтепродуктов потребуется, как минимум, лет 5. Надо полагать, что за это время "Белорусская нефтяная компания" как эксклюзивный экспортер белорусского горючего постарается также укрепить свои позиции на украинском рынке за счет создания более эффективных логистических схем.

Татьяна Манёнок, Агентство политической экспертизы

  • Дата публикации: 10.06.2011
  • 339

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться