Власти увидели в предпринимателях не конкурента, а партнера

Власти увидели в предпринимателях не конкурента, а партнера
Власти желают придать новый импульс директиве № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь", подписанной вскоре после президентских выборов в декабре 2010 года. И хоть данный документ декларировал проведение рыночных реформ и либерализацию предпринимательства, не все из инициатив были претворены в жизнь. А последний кризис и вовсе снизил уровень доверия бизнеса к власти. Поэтому неудивительно желание правительства улучшить отношения с частным сектором. 

В стенах Минэкономики родился проект новой директивы президента – "О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь". 

В преамбуле власти признают, что "в условиях модернизации существующей экономики Республики Беларусь традиционные стимулы развития экономики исчерпали себя, и требуется поиск новых источников экономического роста". Беларусь уже более "не может опираться на массовые инвестиции, стимулируемые государством". Большая надежда в связи с этим возложена на частный сектор, который "имеет больший потенциал по сравнению с крупными государственными предприятиями". 

Но этот потенциал не будет полностью реализован, если "не изменятся правовые и экономические условия для развития малого и среднего бизнеса", а также отношение органов госуправления к частному сектору. "Государственные органы должны видеть в предпринимателях не конкурента, а партнера – налогоплательщика, работодателя, инвестора, новатора. Такое изменение требует пересмотра системы управления экономикой, состава и функций республиканских органов государственного управления, а также условий деятельности субъектов хозяйствования государственной формы собственности", сказано в проекте директивы.

Власти обещают "создать равные условия ведения предпринимательской деятельности и обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов хозяйствования независимо от формы собственности". Для этого предлагается, в частности, "законодательно закрепить разделение функций государства как регулятора и как собственника", "оказывать государственную финансовую поддержку субъектам хозяйствования на конкурсной основе независимо от формы собственности исходя из приоритетов социально-экономического развития", "предоставлять субъектам МСП рассрочки (до трех лет) по уплате налога на добавленную стоимость на ввозимое новое технологическое оборудование для создания производства".

Одна из ключевых проблем – это вопросы ценообразования. В новой директиве власти ратуют за свободные цены, но при этом делают сноски на форс-мажорные обстоятельства сродни, судя по всему, нынешним. "Исключить необоснованное вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности, за исключением временного введения регулирования в форс-мажорных ситуациях; сохранить государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения", сказано в проекте документа. Контролировать все эти вопросы должен "единый независимый антимонопольный орган".

Второй раздел проекта директивы предписывает "принять самые серьезные меры по развитию частной собственности и кардинальному повышению защиты прав собственности и пользования имуществом и на этой основе повышению инвестиционной привлекательности белорусской экономики". Здесь власти идут навстречу бизнесу по приватизации, аренде и выкупу имущества. Предлагается увеличить "не менее чем в 5 раз ставки налога на недвижимость по объектам неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества", а также "предусмотреть возмещение ущерба, причиненного собственнику имущества в результате неправомерного ограничения (прекращения) права собственности, государственными органами, по решению которого такое ограничение (прекращение) было применено". Кроме того, предлагается "установить пресекательный срок для подачи иска три года со дня совершения приватизации госимущества".

Ликвидация административных барьеров предусматривает среди прочего максимальное расширение сферы применения электронного документооборота и ускорение создания электронного правительства.

Предпринимателям обещают мораторий на увеличение налоговой нагрузки и проведение проверок. В частности, речь идет о "снижении пенсионной страховой нагрузки на нанимателей", а также предлагается "не вносить в налоговое законодательство изменения до 1 января 2017 года, направленные на увеличение количества или ставок налоговых или неналоговых платежей, усложняющих порядок расчетов".

Кажется своевременным желание правительства "обеспечить защиту права руководителей субъектов предпринимательской деятельности на деловой риск". 

Квинтэссенцией всего этого является введение моратория "на принятие нормативных правовых актов, ухудшающих условия ведения предпринимательской деятельности, до 1 января 2018 года".
  • Дата публикации: 23.02.2015
  • 192

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться