«Ахиллесовы пятки» энергетики

«Ахиллесовы пятки» энергетики

Аварии в энергетике возникают, как правило, при частичном или полном повреждении оборудования, приводя к дальнейшему разрушению различных сооружений и технических устройств.

Интересно, а можно ли заглянуть в будущее и, зная все слабые стороны энергосистемы, предотвратить серьезные аварии и катастрофы? Мы попросили нашего эксперта, директора по науке группы компаний «Городской центр экспертиз» Алексея Исакова оценить состояние энергообъектов нашей страны.

– Одним из параметров безопасности энергообъектов является резервный запас мощности. Этот запас рассчитывался в соответствии с плановыми показателями по вводу промышленных мощностей, жилищного комплекса. Соответственно верстался и план развития энергосистемы, – рассказал господин Исаков. – Координация осуществлялась на уровне государства, план реализовывался, хоть и не без огрехов. Причем контроль был жестким: чуть что – партбилет на стол.

Схема энергоснабжения страны была рассчитана так: что‑то случается на одной подстанции – нагрузка переключается автоматически или вручную, диспетчером, на другую подстанцию. Либо нагрузка разбрасывается по группе подстанций. Чтобы так маневрировать, нужен запас мощности и надежности каждого элемента и системы в целом. В случае их нехватки энергосистема дает сбои.

Сейчас – обратите внимание – новостройки растут целыми кварталами, в них сотни квартир, все с электроплитами, а жильцы дополнительно устанавливают стиральные машины, кондиционеры, телевизоры, оргтехнику, а это требует новых и новых мощностей. Именно этим отличается современное энергопотребление: сейчас для жилой квартиры необходимо столько энергии, сколько раньше было достаточно для небольшой деревни, и это естественно. Но где брать мощности?

В 90‑е годы и начале 2000‑х никто ничего не строил, инвестиции в реконструкцию энергетических объектов были незначительными, а они, между прочим, старели. Со старением исчерпывался запас надежности элементов этой системы. Тем временем жизнь продолжается, энергией потребителя обеспечивать надо. Ведь посмотрите – вечером каждый дом в городе подсвечен. Но введение новых мощностей значительно отстает от растущих потребностей в этой энергии.

Итак, что происходит сейчас? С одной стороны – естественное старение (и, соответственно, исчерпание запасов технической надежности), а с другой стороны – присоединение все новых объектов снижает запас мощности, заложенный при проектировании. Все это, безусловно, приводит к увеличению вероятности срывов энергоподачи.
Из-за изношенности технических устройств и перегрузки энергосистема не выдерживает дополнительной нагрузки, что доказывают периодические сбои разного масштаба. И что может помочь?
– Главное – это строительство новых генерирующих и распределительных мощностей для достижения четкой сбалансированности мощности и потребления, – продолжает эксперт. – Все это, конечно, должно координироваться на уровне региона, субъекта Федерации и страны в целом, потому что ситуация приняла общероссийские масштабы.

Бардак в энергетическом хозяйстве, который уже носит системный характер, опасен не только временной потерей энергоснабжения.
Выход из строя энергетических объектов чреват потерей связи и контроля над всеми электронными системами управления. Авария на энергообъекте может привести к экологической катастрофе, потому что система безопасности на опасных производственных объектах, конечно, не на пару работает, а на электричестве. Химические, нефтеперерабатывающие производства имеют резервные источники питания, но их возможности и мощности весьма ограничены. Это поможет продержаться некоторое время, но, если для ликвидации аварийной ситуации потребуется значительное время, реален риск возникновение чрезвычайной ситуации.
По словам специалиста, у энергосистемы страны в целом есть еще одно слабое звено – в части антитеррористической защиты. А враги, тем временем, не дремлют, и объект энергоснабжения – лакомый кусочек для террористов. Не случайно Государственной думой 21 июля 2011 года принят ФЗ № 256 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», где предусматривается система мероприятий, усиливающая антитеррористическую защищенность энергообъекта. По опыту наших специалистов, реализация этого закона даже еще не начата. Более того, не определен государственный орган, который будет курировать этот вопрос. Министерство энергетики, как мы знаем, проводит определенную просветительскую работу, пытается обучить чему‑то. Но уже пришло время не просветительством заниматься, а жестко требовать выполнения предписаний закона.
 

 

Ольга ТРУНОВА

  • Дата публикации: 15.08.2012
  • 187

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться