Биогаз: как Финляндия становится экологической заправкой Европы

Биогаз: как Финляндия становится экологической заправкой Европы
Когда Паси Торри (Pasi Torri) подъезжает на своем автомобиле VW Kombi к расположенной на окраине финского города Эспоо заправке, на его лице возникает улыбка: он знает, что заполнение топливного бака обойдется ему в 33 евро – то есть в половину того, что платит большинство водителей. И, кроме того, его автомобиль почти не выбрасывает в атмосферу диоксид углерода. Дело в том, что принадлежащий Тори Volkswagen работает на биогазе, - пишет немецкое издание WirtschaftsWoche Heute.

Экологическое топливо является профессией Тори – этот финн возглавляет в компании финского поставщика природного газа Gasum отдел, занимающийся биогазом. С тех пор как в октябре 2011 года первая установка биогаза была подключена к финской газовой сети, у Торри прибавилось работы. Уже сегодня сотни автомобилей в Финляндии заправляются биогазом, предоставляемым фирмой Gasum. Помимо этого, боигазом отапливаются тысячи домовладений.

Однако до 2025 года концерн Gasum намерен реализовать еще более масштабные планы: 10% потребляемого им газа он собирается сам получать из возобновляемых источников – из осадков сточных вод и из древесных отходов. В ближайшие годы финны планируют вложить в производство новых установок по производству биогаза 400 миллионов евро. Однако существующий потенциал значительно больше: «Финские леса дают возможность получать достаточное количество древесных отходов для того, чтобы производить с помощью газа 17 тераватт-часов электроэнергии», - отмечает Тори. Это соответствует двум третям потребления газа в Финляндии».

Биогаз является одной из многих инноваций, с помощью которых жители севера Европы превратились в пионеров зеленой перестройки. Они создают новые ветряные парки, изучают возможности использования электростанций, работающих на энергии волн, охлаждают базы электронных данных морской водой, а также изготовляют биодизель из животных жиров. Согласно принятому политическому решению, к 2020 году полное снабжение Финляндии необходимой энергией – электричество, тепло, горючее – должно покрываться на 36% из возобновляемых источников. В отличие от этого, цель Евросоюза составляет только 20%.

От разрабатываемой финнами техники Европа также должна получить пользу: зеленым топливом из Финляндии уже сейчас заправляются европейские автомобили. Чистые газовые двигатели из Финляндии вскоре должны сделать судоходство в акватории от Роттердама до Санкт-Петербурга более дружественным по отношению к окружающей среде. Не удивительно, что сектор чистых технологий бурно развивается в Финляндии, и подобные процессы происходят лишь в немногих странах: на 15% в прошлом году вырос по объему зеленый бизнес, а его оборот составляет в настоящее время 24,6 миллиарда евро.

Корабли, не выбрасывающие копоть

Так, например, на заводах финского машиностроительного концерна Waertsilae немецкий вариант энергетического поворота является основным направлением развития. Финны строят работающие на газе электростанции, которые можно будет включить на полную мощность за пять минут и меньше чем за одну минуту выключить. Подобного рода техника хорошо вписывается в энергетическую систему, в которой непостоянно работающие источники вроде солнца и ветра занимают все большее место.

Уже сейчас объем продаж быстрых электростанций компании Waertilae составляет 1,5 миллиардов евро. «К 2016 году мы хотим увеличить оборот в два раза», - подчеркивает глава отдела маркетинга Кеннет Энгблом (Kenneth Engblom). Германия, где парк электростанций в ближайшие годы должен быть существенным образом модернизирован , является для финнов особенно интересным рынком. Однако добываемое с помощью газа электричество не может конкурировать с электростанциями, работающими на угле. И пока, говорит Энгблом, не хватает рыночных стимулов для производства гибких установок по производству электроэнергии.

Еще один вид чистой техники, с которой концерн Waertsilae занимает в настоящий момент 90% рынка и является мировым лидером, это работающие на газе двигатели для морских судов. По мнению экспертов, сжиженный природный газ, сокращенно СПГ, будет играть в будущем ключевую роль, так как он представляет собой хорошее решение для того, чтобы выполнить к 2016 году более жесткие установки по выбросам в Северном и Балтийском морях.

Паром Viking Grace, на который компания Waertsilae установила двигатель, работающий на СПГ, уже больше года курсирует между Турку и Стокгольмом. В сравнении с работающими на дизельном топливе двигателе, он уже почти не выбрасывают тонкодисперсную пыль, у него на 90% меньше выброс угарного газа и почти на 20% меньше выброс CO2. Эксперты ожидают, что в ближайшие годы тысячи судов будут оснащены подобного рода новой техникой.

Топливо из животных жиров и водорослей

На зеленые виды топлива делает ставку и финский нефтяной концерн Neste Oil, но рассчитывает он на совершенно иные ресурсы – на животные жиры. Недалеко от небольшого финского городка Порвоо этот концерн построил крупнейший в Северной Европе нефтеперерабатывающий завод. Здесь не только подвергаются переработке тяжелые фракции нефти, но также используются природные жиры: тысячи тонн отходов скотобоен и миллионы литров растительного масла.

Из всего этого финны получают топливо такого качества, что и нынешние автомобильные моторы могу на 100% им заправляться. В настоящее время компания Neste Oil производит в год 2 миллиона тонн зеленого дизеля и – для сравнения – 15 миллионов тонн дизельного топлива из нефти. Производимое зеленое топливо позволяет сократить такое количество выбросов CO2 в год, которое производят 1,4 миллиона автомобилей, говорит Петри Лемус (Petri Lehmus), заместитель главы исследовательского отдела концерна Neste Oil. И даже один из самолетов компании Lufthansa уже в течение нескольких месяцев совершает полеты между Франкфуртом и Гамбургом, использую чистое топливо, производимое концерном Nestle Oil.

Однако использование пальмового масла подвергается критике: для этих плантаций в Азии вырубаются влажные тропические леса, жалуются экологи. Поэтому в будущем концерн Neste Oil собирается сделать ставку на совершенно новый способ получения масла: в лабораториях города Порвоо исследователи уже выводят микробов, способных превращать остатки растений в биодизель. Кроме того, они изучают вопрос о возможности использования в качестве сырья водорослей.

Ученые еще должны поработать над тем, чтобы сделать новую технику дешевой. Однако не позднее конца 2014 года руководство Neste Oil намерено принять решение о строительстве первой коммерческой установки, в которой горючее будет производиться с помощью микробов. Тогда как техника использования водорослей, судя во всему, вряд ли будет готова к коммерческому использованию до конца нынешнего десятилетия, считает Лемус. Для развития новых способов производства энергетического сырья требуется время – и поэтому финны уделяют большое внимание энергетической эффективности. Возьмем, к примеру, работу электронных баз данных: в расположенном на юге Финляндии городе Хамина поисковый концерн Google превратил старую бумажную мельницу в хранилище данных. Старые водопроводные трубы специалисты компании Google используют для того, чтобы с помощью насосов закачивать воду из Балтийского моря, которая затем используется для охлаждения помещений, где расположено электронное оборудование.

В будущем электронные базы данных смогут обогревать целые жилые кварталы. Дело в том, что многие дома в Финляндии сегодня не имеют собственных обогревательных котлов в подвале и подключены к системе центрального отопления. И эта система будет в будущем все более зеленой, считает Юкка Лескелэ (Jukka Leskelae), директор отраслевого союза Finnish Energy Industries, и сделано это будет с помощью биогаза или отходящего тепла промышленных предприятий.

Дешевые солнечные батареи из страны полярных ночей

В Университете Аалто в Хельсинки ученые тем временем изучают вопрос о том, каким образом тепло можно вновь превратить в электричество – для того, например, чтобы работали кондиционеры в автомобилях. Изучается также возможность продления работы смартфонов с использованием энергии тепла человеческого тела. Для этого финские специалисты разрабатывают материалы, способные производить электричество в том случае, если с разных направлений они подвергаются воздействию различных температур.

«Такого рода термоэлектрические генераторы могут использовать тепло выхлопных газов автомобильных моторов для выработки электрического тока, - подчеркивает Маарит Карппинен (Maarit Karppinen), специалист в области материаловедения Университета Аалто. – И таким образом можно сделать автомобили на 8% эффективнее». В Соединенных Штатах даже изучается возможность создания солнечных батарей, превращающих тепло солнечного света в электрическую энергию.

В отличие от этого, в Финляндии фотовольтаика является единственным видом возобновляемой энергии, который не играет почти никакой роли. Но и в этой области могут произойти изменения. В городе Миккели, расположенном в 230 километрах в северу от Хельсинки, финское предприятие Cencorp, работающее в области фотовольтаики, строит завод, который будет производить в год 500 000 солнечных модулей. Он полностью автоматизирован, и поэтому у него будут низкие затраты, связанные с заработной платой.

Именно из Финляндии, где зимой большая часть страны погружена во тьму, могут в скором времени поставляться дешевые солнечные батареи. Революция в области чистой техники (cleantech-revolution) в этой стране северных сияний находится еще только в самом начале своего пути
  • Дата публикации: 20.05.2013
  • 524
  • Источник:
  • "Нефть России"

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться