Дмитрий Горбунов: электрические квадроциклы — наступившее будущее

Дмитрий Горбунов: электрические квадроциклы — наступившее будущее

В окружающем мире обычного человека – обывателя, потребителя – никаких квадроциклов не существует: «Квадратные мотоциклы? Не слышал!» Параллельная реальность, которая с повседневностью не пересекается. Кто-то где-то тарахтит и дымит на четырёхколёсных машинках и вероятно, таким способом развлекается. Ну и флаг, как говорится, в руки. Поэтому от приглашения на тест-драйв квадроцикла хотелось деликатно и по-быстрому отказаться.

Так бы оно и случилось, если б не одно обстоятельство: покататься звали на полностью электрическом квадроцикле, уникальном для России. Экзотика в квадрате, если не в кубе.

Вместе с тем выяснилось, что в нашей стране электроквадриками занимается один-единственный человек, 48-летний москвич, и фирма его называется Electric-machines (E-M), то есть «Электрические машины». Дмитрий Валентинович Горбунов отвечает на вопросы «Мембраны», расположившись в седле полуторакиловаттного вездехода.

 

Дмитрий, интересно, каким путём человек вообще приходит к электрическим квадроциклам? Он что, просыпается с мыслью «всё, ребята, отныне буду заниматься электроквадроциклами»?

Примерно так. Чего вы смеётесь? Лично я впервые увидел их по телику на Discovery Channel. Передача была, кажется, «Машины будущего». Потом в Интернете искал любые упоминания, сначала в России, а потом и в мире.

В конце 2009 года я нашёл в Сети видео с американским электроквадроциклом. Заинтересовался. Поискал в нашей стране и ближайшем зарубежье – ничего подобного нет. Начал искать, кто выпускает в мире. Отыскал американцев, канадцев, англичан, китайцев. Провёл переговоры со всеми производителями, которых нашёл. Выбрал тех, кто мне интересен, – это американцы и китайцы. И те и другие выпускают электроквадроциклы более шести лет.

В конце 2010 года привёз сюда образец. Я первым в России начал этим заниматься, и мне это по-прежнему очень интересно. Есть огромный потенциал! Можно делать эти машины полноприводными, «водоплавающими», увеличивать скорость, крутящий момент и пробег…

 

По паспорту такой квадрик способен преодолеть 20-градусный уклон, но для езды по серьёзному бездорожью лучше выбрать вездеход помощнее – хотя бы 3 кВт.

И всё же в вашем случае имеет место некая карьера, в которой электроквадроциклы являют собой определённый этап? С чего всё началось? С автомобилей, мотоциклов?

У меня два технических образования, а работа гуманитарная. Очень нравится придумывать и делать что-то новое. Меня интересуют перспективные технические новинки: альтернативные виды топлива, солнечная энергия, новые виды транспорта… То есть практичные новшества, которые уже имеются и которые можно использовать в повседневной жизни, в быту, но про которые мало кто знает. Будущее, которое уже наступило.

На тот момент, в 2009 году, молодая американская компания Tesla Motors выпустила серийные электрические спорткары. Примерно тогда же появился Chevrolet Volt, не так давно признанный Автомобилем года и собравший массу других наград. В то время почти все крупнейшие автопроизводители заявили о планах по выпуску гибридов и электромобилей. И возникло большое желание поучаствовать в «электрической революции»!

 

«На даче все коммуникации я придумал и сделал сам. В конце 1990-х я первым на наших дачах сделал водопровод на основе насосной станции, из своего колодца. Когда появились первые энергосберегающие лампы, в магазине IKEA, я поменял на всей даче. Они служат уже более восьми лет. Перегорела одна. Шесть лет назад поставил прожектора с инфракрасными датчиками: свет включается, только когда нужно, и горит столько, сколько запрограммировал. Это ещё и охранная функция.

Четыре года назад поставил систему аварийного электроснабжения, на основе инвертора и аккумуляторов. Когда отключается электричество, переключение происходит автоматически, в течение нескольких миллисекунд. Это как большой бесперебойник для компьютера. Полностью автоматическая система. Экологичная, бесшумная, необслуживаемая. Можно устанавливать в жилых помещениях. Никакого рёва и дыма. Электричества хватает в зависимости от нагрузки. Этот запас можно увеличивать. У меня питает дом, баню 24 часа».

Что это, по-вашему, за революция? Какие у неё цели?

Прежде всего «электрическая революция» – это возникший на фоне финансового кризиса и постоянного увеличения стоимости нефти массовый интерес к электрическим транспортным средствам со стороны автопроизводителей. Практически все они заявили о разработках и серийном производстве гибридных и электрических машин. Почти каждый день появляются сведения о выпуске нового гибрида или 100-процентного электромобиля. Преимуществ-то масса – они более эффективные, экономичные, экологичные, бесшумные, простые в управлении…

Ну да, а ещё они очень дорогие, у них весьма ограниченный пробег и долгая зарядка!

То, что для электромобиля плохо, для электроквадроциклов – не проблема. Пробега 40-70 км для такой машины хватает за глаза. Если этого мало, можно увеличить до 100 км и более. Расходы на электроэнергию при стоимости 3,5 руб./кВт – 20-25 рублей на 100 км пробега. Днём покатался, на ночь поставил на зарядку. И главное – никакого бензина, масла, свечей зажигания, регулировки карбюратора, не надо думать, заведётся или не заведётся. В любую погоду, летом и зимой, сел и поехал!

 

Секундочку, куда поехал? На дороги общего пользования этим машинкам путь заказан, для чего же они тогда нужны?

Ну, за границей ими пользуется полиция для патрулирования парков, коттеджных посёлков, армия – для спецопераций и работы в закрытых помещениях. Ездят в экопарках, по экомаршрутам, на фермах. На электроквадриках можно покататься для удовольствия по окрестностям, съездить в магазин, в гости, на пляж, в лес. Без шума, дыма и выхлопных газов поехать ночью или рано утром на рыбалку и охоту.

То же можно сказать и о России. В соответствии с постановлением правительства квадроциклы обязательной регистрации не подлежат (поскольку мощность меньше или равна 4 кВт), и для управления ими не нужны водительские права.

У нас точно так же такие машины интересны охотникам, рыболовам, дачникам, туристам, фермерам, владельцам загородных домов. Хозяйственные нужды, отдых и развлечение. Кстати, справиться с электрическим квадроциклом могут и пожилые люди, и женщины, и дети.

 

Едва ли не самое азартное в езде на электроквадрике – сорвать его в пробуксовку в повороте. Задний привод к этому располагает.

Кто же их всё-таки покупает?

Берут их люди, интересующиеся всем новым, прогрессивным. Те, кто хочет наслаждаться природой, тишиной. Кто старается не грохотать, не дымить и не вонять, а желает уже сегодня иметь транспорт будущего. Эти люди понимают, что электроквадрики гораздо проще в управлении и обслуживании, в 8-10 раз дешевле в эксплуатации, в них меньше деталей, а значит, они меньше ломаются.

В чём, по-вашему, самый большой кайф, который способен доставить электроквадроцикл?

Тишина (шорох шин громче двигателя), чистота (отсутствие запаха и дыма), простота обслуживания (зарядка от обычной домашней розетки), экономичность – это всё и есть самый большой кайф.

И сколько всего таких машинок в России?

Поскольку я единственный человек, которые ими занимается в нашей стране, подчёркиваю – занимается абсолютно легально (таможня, сертификация), то могу сказать точно – 11 штук. Это первая партия, которую я привёз в марте этого года.

 

Если вкратце, что это вообще такое вы привозите? Кто производит эти электрические квадроциклы, какова мощность, что в них за аккумуляторы, насколько хватает зарядки, каков диапазон цен?

До меня уже завозили электроквадроциклы, но это были детские модели грузоподъёмностью до 80 кг. Моя идея и заключалась в том, чтобы найти и привезти в Россию модели для взрослых большой грузоподъёмности (110-210 кг). Полноценные электроквадрики. Что касается скоростей, то это 20-50 км/ч. Пробег до зарядки – 40-70 км с возможность увеличения до 100 км и более. Производители – Штаты и Китай.

Традиционный американский аппарат – это мощность 7 кВт (9,52 л.с.), грузоподъёмность 200 кило, пробег до 19 км, скорость 40-50 км/ч, свинцовые (гелевые) батареи, фаркоп (возможность тянуть прицеп 1000 кг), вес 370 кило, задний привод и цена в Москве 600 000 рублей.

Ничего себе! Это и о цене, и о мощности. Семь киловатт – значит, их нужно регистрировать?

Пока я привёз только «китайцев» мощностью до 4 кВт, чтобы без регистрации. Поставки из США – это следующий этап.

Понятно. Что в таком случае представляет собой китайский электроквадроцикл?

Это мощность от 800 Вт до 4 кВт, грузоподъёмность у них – от 110 до 200 кг, пробег – до 50 км, скорость 20-50 км/ч, свинцовые (гелевые) батареи, фаркоп (для прицепа в 500 кг), вес 260 кило, задний привод и стоимость от 65 000 до 200 000 рублей.

Первая партия была пробная. Эти квадроциклы я называю прототипами. В июле планирую привезти из Поднебесной машинки более качественной сборки и более высокой (на 30%) мощности.

 

Занятно, что у этого квадроцикла нет названия, как нет его у китайской компании, выпустившей аппарат. Дмитрий называет машинку «Электрический вездеход – 01». Весит она 140 кило. Её мощности в две «лошади» достаточно, чтобы развить максимальную скорость в 45-50 км/ч. Одной зарядки хватает на 40-50 км пробега. Цена удовольствия — 130 тысяч рублей.

 

Квадрик заводится ключом: один поворот вправо до щелчка. Газ — поворот правой рукоятки к себе. Красной кнопкой переключается режим движения вперёд-назад.

Как ни крути, неизбежно возникает вопрос – а стоит ли городить огород? Обычные бензиновые квадрики и мощнее, и стоят дешевле. Может, время «электрической революции» ещё не пришло?

Преимущества электрических квадриков перед бензиновыми очевидны. Помимо всего прочего они в 3-4 раза эффективнее. КПД электродвигателей – 90-95%, ДВС – 22-60%. Нет коробки передач и трансмиссии. Соответственно, нет потери на трении. Меньше деталей, проще конструкция, меньше поломок.

Электрические квадроциклы практически бесшумны. Можно ездить на них не только по бездорожью, но и по полю для гольфа и не тревожить покой окружающих.

Эти машинки имеют поразительную тягу, благодаря тому что максимальный крутящий момент появляется с момента движения, а не на 3000-4000 об/мин как у бензинового квадроцикла. Фантастическая мощь, невероятная тяга, плавный ход. В России это абсолютная новинка!

 

Машинка оснащена вполне полноценной светотехникой: есть фары и поворотники. Основное управление светом — на левой рукоятке. Здесь же звуковой сигнал, он включается кнопкой с жёлтым горном.

Между тем практически все аппараты оснащены свинцово-кислотными батареями. Об этом типе аккумуляторов говорят, что он крайне не экологичен. Есть ли другие варианты? Например, с литиево-ионными батареями?

Да, действительно. Эти квадроциклы комплектуются свинцово-кислотными, необслуживаемыми, герметичными тяговыми батареями. У этих аккумуляторов прекрасные рабочие характеристики, они выдерживают полное восстановление из состояния глубокого и длительного разряда батареи.

У них хорошая устойчивость к высоким температурам. Они не боятся нестабильного сетевого электропитания. Отсутствует расслоение вследствие иммобилизованного электролита и необходимость использования уравнительного заряда.

 

Гелевая батарея (60 вольт, 40 ампер-часов) выдерживает до 400 циклов. Для её полной зарядки требуется 8-10 часов.

Безусловно, литиевые аккумуляторы (LiFePO4) – в два раза легче и в полтора раза компактнее аналогичных свинцовых батарей. Они выдерживают 2000-3000 циклов заряд-разряд, и есть возможность быстрой зарядки за 1-2 часа. Но они дороже свинцовых в 4-5 раз! Впрочем, можно ставить любой тип батарей, комбинировать свинец с литием для снижения стоимости, были бы средства…

И как идёт бизнес, если не секрет?

Честно говоря, пока это занятие не приносит мне никакой прибыли. То есть совсем. Деньги я зарабатываю другим. Прототипы продаются даже ниже себестоимости тысяч на двадцать. Идёт тестирование рынка, прощупывается почва… Надеюсь, в ближайшем будущем ситуация изменится, в июле-августе я планирую привезти 12 квадроциклов и 5 электроскутеров.

Продаются без прибыли? Это что, альтруизм?

Я просто уверен, что нашёл и занял очень перспективную нишу, что за электрическими машинами будущее.

 

Главный недостаток данной модели – шум. Он появляется в движении, когда песок попадает в дисковые тормоза, а это фактически неизбежно. Другая проблема – неработающий спидометр, но её хотя бы понятно, как решить.

Как вы считаете, можно ли наладить производство электрических машин, тех же квадроциклов, в нашей стране? Что для этого нужно?

Конечно можно. Нужны единомышленники, партнёры, готовые работать и вкладывать деньги. Причём в перспективе можно говорить о любых машинах и механизмах с двигателем, работающим на электричестве. Электромобили, квадроциклы, скутеры, багги, трициклы, инверторы и так далее. Я постоянно ищу то, что будет интересно и ново. Стараюсь находить то, чего ещё нет в России.

А вы уверены, что единомышленники и партнёры для такого дела в нашей стране найдутся?

Найдутся. Пока это ещё самое начало, эксклюзив, мелкосерийное производство под заказ. При всех своих плюсах электроквадроциклы далеки от совершенства. Но это уже не фантастика, а реальность. Пусть дорогая, но доступная многим.

 

Интервьюеру удалось немного прокатиться. Невысокое китайское качество исполнения заметно с первого взгляда. В остальном всё просто и понятно – ни разу не ездивший на квадроциклах человек осваивает управление за минуту. Скорость под 50 км/ч на этой машинке не пугает – можно желать большей мощности, чем 1,5 кВт. Забавная штука.

Кстати, а вы сами владеете электроквадроциклом?

Своего квадроцикла у меня никогда не было. Перед тем как начал этим заниматься, был лишь небольшой опыт езды, в Египте сафари по пустыне Сахара. В настоящее время все модели обязательно тестирую, чтобы оценить возможности, проверить качество, подтвердить технические характеристики…

Себе пока не оставил никакой. На это пока нет свободных денег. Когда будет возможность, оставлю себе с максимальной мощностью и комбинированной батареей. Свинец + литий. Чтобы был пробег около 100 км и возможность быстрой зарядки за 1-2 часа.

  • Дата публикации: 07.05.2012
  • 267

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться